Тренинговое занятие для повышения уровня адаптации детей к обучению в школе на тему: «Я и мои друзья. Что для меня значит — дружба».
Тренинговое занятие для повышения уровня адаптации детей к обучению в школе.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам эти правила вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Тема занятия:
«Я и мои друзья. Что для меня значит - дружба».
Цель: повышение уровня адаптации детей к обучению в школе, формирование понимания ценности дружбы, понятие друг.
Задачи:
Обучающая: определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе и почему.
Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в детской среде;
Воспитательная: формировать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников, воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
В результате проведенного занятия участники смогут:
- сформулировать законы дружбы,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве,
- назвать пословицы и поговорки о дружбе,
- исполнить песни о друзьях, прочитать стихи о дружбе.
Группа учащихся: учащиеся 1 класса.
Ход занятия:
Орг. Момент.
Приветствие.
Цель: создать положительный настрой в группе.
Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы настроится на работу, я подарю вам свою улыбку и передам своё хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и настройтесь на работу. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Тепреь мы с Вами сделаем следующее потихоньку кидаем друг другу клубок не выпуска нить из рук и при этом говорить следующее: «Имя, здравствуй, мне приятно тебя видеть» Молодцы! А теперь тихонько сядьте за парты».
Упражнение - приветствие: «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Постановка цели и задач.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- С каким настроением вы сегодня пришли на наше занятие? «Просигнальте» мне,
пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение».)
Игровое упражнение «Найди себе подобного».
Шаг 1. Ученики встают в круг. У каждого бейджик с изображением (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Шаг 2. Учитель дает задание детям: Не разговаривая между собой, найдите «себе подобного» и займите свои места за столами.
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок ты хочешь выбрать и в какую группу войти?
- А чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, разгадайте кроссворд.
Д Е РЕ В О
РА Д У Г А У Л ЫБ К А Ж У К Б О Т И Н К И
А Й Б О Л И Т
1. Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зелёный и хороший – протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево)
2. От солнца с дождём мы дождались подарка:
Играет в лучах многоцветная арка. (Радуга)
3. Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живёт, то куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратиться. Грусть тоска её боится! (Улыбка)
4. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Летом и весной жужжу. (Жук)
5. Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам, по зелёным берегам.
Вниз по лестнице сбегаем, вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер за порог, остаёмся мы без ног,
А безногим – вот беда! – ни туда и ни сюда!
Что ж полезем под кровать, будем там тихонько спать.
А когда вернутся ноги, вновь поскачем по дороге. (Ботинки)
6.Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей
И однажды бегемота вытащил он из болота. Он известен, знаменит
Друг животных…(Айболит)
Ребята, кто готов определить тему нашего занятия? Так о чём мы сегодня будем говорить? Дети высказывают свое мнение. ( О дружбе, о друзьях)
-Правильно, о дружбе.
Посмотрите на экран: ( герои из мультфильма «По дороге с облаками», Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья). Как вы думаете, что общего у этих сказочных
героев?
Дети отвечают.
Правильно, это друзья. Какое чудесное слово – дружба. Произнесите это слово.
Что вы представляете?
Дети отвечают.
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны будем с вами ответить? (мнение учащихся, формулировка задач). Правильно, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе, попытаемся понять, каким же должен быть настоящий друг.
Выработаем правила дружбы и поместим эти правила в наш классный уголок.
Наше занятие называется «Я и мои друзья. Дружба».
«Первого сентября вы пришли в школу. Здесь вы познакомились с новыми детьми, а кто-то уже нашел себе друга или несколько друзей. У вас, наверное, у всех есть друзья. А кто такой друг? Чем друзья отличаются от знакомых? (Ответы учащихся).
На Земле проживает много людей, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. Но не только это нужно человеку. Каждому человеку нужна «дружба».
-Ребята, а что же такое дружба? Как вы понимаете? Дайте определение понятию.
Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба».
- Поработайте в группах и представьте общее мнение группы - как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей)
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).
Какое прекрасное слово «дружба!» Я произношу его и вы вспоминаете своего друга. Друг – это любимая книга, друг – это мама, которая всегда поможет, друг – это учитель, друг – это старая игрушка, которая всегда выслушает. Дружба — …это бескорыстная приязнь. Толковый словарь В.Даля
Вы правы. Сегодня речь у нас пойдет о дружбе между людьми, детьми, девочками и мальчиками, о том, кого можно назвать настоящим другом, о том, как хранить дружбу и соблюдать законы дружбы. - Я надеюсь, что наш разговор будет для вас интересен и поучителен, и вы будете мне помогать.
А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:
1. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку - много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).
2. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).
3. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь (разбитое стекло уже не вставишь в окно, если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).
4. Хочешь дружбы - будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся, каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
- Молодцы, справились с заданием.
Как вы понимаете такое выражение: «настоящий друг»? (ответы детей)
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всём без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
-Как вы думаете, какого друга можно назвать настоящим?
-А каким бы ты хотел видеть своего друга?
-Чего бы ты желал от друга?
-Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного: понимание. Немного?!
-Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие.
-От друга ищут верности, у друга ищут поддержки - помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью - он разделит её с вами. Друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
-Но можно ли представить друга завистливым? А высокомерным? А какие ещё слова не совместимы с понятием «дружба»?
- От настоящего друга ждут верности. У друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит её с вами. Друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
- Друг это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен учиться этому. У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ - готовы ли встретить друга?
(Ответы учащихся)
-Друг не может быть злобным и самовлюблённым. Также не соединяются с понятием «дружба» жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и чёрствость. Разговор с самим собой должен быть честным: интересен ли я самому себе, не скучно ли мне с собой? Умею ли я сам с собой обращаться? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу.
-Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.
- Сейчас я буду называть слова, если вы считаете, что слово подходит для дружной жизни в группе – хлопните в ладоши, если нет – тишина.
-Доброта, честность, отзывчивость, внимание, помощь, грубость, уважение, ссора,
предательство, вежливость, мир.
- Итак, если мы с вами всегда будем добрыми, честными, вежливыми, внимательными, отзывчивыми, будем уважать друг друга, то в группе у нас будут царить мир и согласие, мы будем жить дружно.
- Нужно жить на свете дружно?- Дружно!
- Это знать большим и детям нужно?- Нужно!
- Если ссора приключилась скверно?- Скверно!
- Нужно тут же помириться верно? - Верно!
А потом, когда мы старше станем сами,
Подрастёт и дружба наша вместе с нами!
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
- Ведь как поётся в известной песне, дружба, начинается с улыбки. Поэтому
улыбайтесь как можно чаще.
-А сейчас мы с вами поиграем в новую игру «Кто с кем дружит». Надо определить, кто с кем дружит, назвать имя друга:
-Добрый Малыш и (Карлсон), Буратино и (Мальвина), Крокодил Гена и (Чебурашка), Добрая Белоснежка и (7 гномов), Забавный Винни Пух и (Пятачок), Чип и (Дейл)
Физкультминутка
- РУКИ ВВЕРХ МЫ ПОДНИМАЕМ
Руки кверху поднимаем, Руки поднять вверх
А потом их опускаем, Руки расслабленно опустить вниз.
А потом их разведём Наклон назад, откинуться, руки развести в стороны
И скорей к себе прижмём Руки поставить перед грудью, ладонями к себе
А потом быстрей, быстрей Движения рук, как при беге в быстром темпе
Хлопай, хлопай веселей! Хлопки в ладоши
Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации.
Ролевая игра:
Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою сережку. Она очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерянную сережку. (Ребята обыгрывают эту ситуацию. Обращают внимание на моральную помощь, которая выражается в сочувствии в связи с потерей)- А какие советы вы можете дать своим друзьям? ( Ответы: другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна. Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию. Добрые дела всегда нужны и приятны людям. Помогать друг другу, не бросать в беде).Групповая работа.
Методика «Ковер идей».
- Ребята, как вы думаете, что может разрушить дружбу? По каким причинам
она распадается? Заполним наш ковѐр идей.
- Посоветуйтесь и ответьте на вопрос: что может разрушить дружбу?
(Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкиелисточки. Ученики отвечают на вопрос проблемы. Ответ группа записывает на листах
цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковер
идей»).
-Что нужно сделать, чтобы дружба была крепкая? ( Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги).
-Что лично вы сможете сделать, чтобы дружба не распалась?
-Используя ковѐр идей, выработаем законы дружбы.
- ПОВЕСИМ законы в НАШЕМ УГОЛКЕ И ПОСТАРАЕМСЯ их СОБЛЮДАТЬ.
Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.
Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы. (работа в группах по составлению правил дружбы)
Ответы учащихся:
-Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Умей принять помощь, совет.
- Не обманывай друга.
- Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
- Умей признавать свои ошибки
Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Делись своими успехами, неудачами и новостями.
Умей слушать.
Оказывай другу помощь и поддержку.
Доверяй другу и будь уверенным в нем.
Сохраняй тайны своего друга.
Не критикуй друга публично.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Радуйся успехам своего друга.
Тренировочное упражнение «Клубочек».
-А можно ли наш класс назвать дружным? Почему?
- Ребята, а зачем нам надо дружить?
- Давайте образуем наш круг дружбы и, используя клубок ниток, обратитесь к детям,
поблагодарив их за дружбу.
(Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Даниил,
что ты рядом со мной». Держа нить, передают клубочек соседу и т.д. Получается круг
дружбы).
- Дружно поднимите руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
-Давайте произнесѐм дружно слова «Мы друзья».
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
Много в мире нужных вещей,
Но друга иметь – намного важней.
Нет пословице, ребята, верней,
Той, что гласит «Имей СТО друзей».
Пусть растѐт и ширится Дружбы круг,
Чтоб рядом был верный друг.
Игра «Собери пословицы».
«Пословицы о дружбе»
Давайте поиграем и посмотрим какие вы дружные. Игра называется «Собери пословицы». На листочках написаны половинки пословиц, вам надо их соединить. Один читает начало, а другой - конец. Дети составляют пословицы.
Нет друга – ищи………….(а нашёл, береги)
Не имей сто рублей, ……..(а имей сто рублей)
Один за всех и ……………(все за одного)
Человек без друзей, ……...(что дерево без корней)
Дружба – как стекло:……..(разобьёшь - не сложишь)
Старый друг лучше……….(новых двух)
Друг познаётся……………(в беде)
Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)
- О чём эти пословицы? А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
Беседа о друзьях.
- Расскажите о своих друзьях. Какими качествами характера обладают ваши друзья? (Дети рассказывают).
Работа в группах.
1)Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Проводится игра «Ромашка».
Каждой группе раздаётся по несколько лепестков. На каждом из них ребята должны написать по одному главному, на их взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
Затем результаты зачитываются и прикрепляются к серединке ромашки.
А кто ещё для вас может быть другом, кроме ваших сверстников, кого вы можете назвать другом?
Друг-
- мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; - школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; - старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо;- собака, которая преданно смотрит в твои глаза;
- любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней…
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А кто знает, где учат дружить и дорожить дружбой?
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
- А с чего начинается дружба?
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!
- Ребята, какое чувство вы испытываете, когда встречаете друга?
(радость)
- Кого же мы называем настоящим другом?
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит-
Вот что значит настоящий верный друг!
- Ребята, как вы считаете, у человека должно быть много друзей или достаточно иметь одного друга?
(это не важно, главное чтобы был друг, а дружба была настоящая),
что вы считаете самым главным в дружбе? (настоящие друзья могут ссориться, но быстро мирятся; помогают друг другу; говорят правду; всем делятся поровну)
Ребята, скажите, а какие качества помогают нам дружить?
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас мы поиграем в "Волшебный мяч" и узнаем о себе много хорошего, того, чего скажут о нас остальные ребята. Вы должны назвать самые хорошие качества вашего соседа.
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали о дружбе и друзьях.