Программа по физкультуре (4 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
На заседании МО Зам. директора по УВР приказ №___от «__»____2015 г.
Протокол №_____ Королёва Е.А. Директор ______ Замирская В.И. « ____» ________2015 г «____» ________2015 г. Руководитель МО
________Ткаленко И.В.
. .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре 4 класс
Рабочая программа составлена на основании авторской программы «Физическая культура 1-4 классы» И.В. Лях утверждённой Министерством образования РФ;
Региональной комплексной программы физического воспитания Огаркова А.В. др. (КРИППО 2014г.)
Учебник: И.В. Лях Физическая культура 1-4 класс. Москва «Просвещение» 2014 г.
Составитель Беликова И.Р.
Учитель физической культуры
Специалист первой категории.
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (II) начального общего образования, примерной образовательной программы, Комплексной экспериментальной программы физического воспитания обучащихся и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы : учеб. для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2010.
Программа адресованна обучающимся 4 класса Муниципального общеобразовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа № 8».
Предметом обучения физической культуры в 4 классе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.
Выполнение данной цели связано с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности
Личностные результаты
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- развитие этических чувств, доброжелательности, и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из сорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающий;
- готовность конструктивно разрешать по средствам учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного предмета.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального, и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическая, интеллектуальная, эмоциональная, социальная), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры, и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.) показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Уровень изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников
В соответствии с базисным учебным планом на занятие физической культурой отводится 3 часа в неделю всего 102 часа
Цель примерной программы по физической культуре заключается в том, чтобы сформировать у школьников установку на здоровый образ жизни, овладение основами физической культуры, хорошее физическое развитие, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, оптимальный уровень двигательных способностей.
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется направленностью:
— на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями .
— на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— на расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
—на усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному ( образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение ФК в начальной школе выделяется: в 1 классе 99 часов ( 3 часа в неделю, 33 учебные недели), по 102ч во 2, 3 и 4 классах ( 3 ч в недели в каждом классе, 34 учебных недель).
.
Структура и содержание рабочей программы
Структура и содержание учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные разделы программы
Знания о физической культуре (информационный компонент) Способы физкультурной деятельности (операциональный компонент) Физическое совершенствование (мотивационный компонент). Тематическое планирование
Соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности). Представления о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью обучащихся. Ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью Излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности обучающихся. Данные характеристики определяют результат педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика «Спортивные игры и подвижные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. В содержание данной программы представлен самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». Предлагаемые упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такая структура раздела «Физическое совершенствование» позволяет учителю отбирать физические упражнения и разрабатывать на их основе различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из возрастно-половых особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Формы организации
К формам организации занятий по физической культуре:
1) разнообразные уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность,
необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.
Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.
По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Знания о физической культуре 3-4 классы. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. История зарождения Древних Олимпийских игр. Ведущие спортсмены России в разных видах спорта. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Виды физических упражнений: подводящие, общеразвивающие, соревновательные. Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол и др. физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Режим дня и личная гигиена. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма: воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Вести дневник самонаблюдения
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Общеразвивающие упражнения для рук..Упражнения с предметами (мяч, палка) и без предметов.
Упражнения для подготовки к бегу, прыжкам, метанию.
Приседания, махи , многоскоки
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; разновидности перекатов: группировка в положении лежа, группировка в приседе, перекат назад в группировке, перекат в сторону в группировке перекат назад перекатом вперед -упор присев, акробатические упражнения - стойка на лопатках, разновидности стоек : стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой, стойка на лопатках вертикально, разновидности кувырков; кувырки вперед и назад, кувырок в сторону,; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Лазание по канату. Упражнения на гимнастическом бревне, разновидности ходьбы ,перешагивание, равновесия, приседы, повороты. Прыжки через скакалку
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением
. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжок в длину с разбега, техника выполнения прыжка по фазам, прыжок в глубину, прыжок в длину с места, прыжок в высоту с прямого разбега
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: Метание, способы метания; подводящие упражнения, метание в цель малого мяча в вертикальную цель и на дальность,метание на дальность, метание набивного мяча; из-за головы, от груди двумя руками снизу вертикально вверх
На материале гимнастики с основами акробатики и упражнений на снарядах
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; опорные прыжки через снаряды, упражнения на координацию, на бревне, на брусьях, на перекладине,комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6_минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Класс Контрольное упражнение девочки мальчики
«5»
высок. «4»
средн. «3»
низк. «5»
высок. «4»
средн. «3»
низк.
1 кл.2 кл.
3 кл.4 кл. Бег 30м 6,0
5,8
5,6
5,4 6,8
6,6
6,4
6,2 7,4
7,2
7,0
6,8 5,8
5,6
5.4
5,2 6,6
6,4
6,2
6,0 7,2
7.0
6,8
6,6
1 кл.2 кл.
3 кл.4 кл. Бег 1000м Без учета времени
Без учета времени
6,00
5,00 6,30
5,40 7,00
6,30 5,00
4,30 5,30
5,00 6,00
5,30
1 кл.2 кл.
3 кл.4 кл. Прыжок в длину с места 130
140
150
160 110
120
130
140 90
100
110
120 140
150
160
170 120
130
140
150 100
110
120
130
1 кл.2 кл.
3 кл.4 кл. Челночный бег 3х10м 10,2
9.7
9,3
9,1 11,0
10,7
10,3
10,0 11,7
11,2
10,8
10,4 9,9
9,1
8,8
8,6 10,8
10,0
9,9
9,5 11,2
10,4
10,2
10,0
3 кл.4 кл. Прыжок в длину с разбега 300
320 260
280 220
240 320
340 280
300 260
280
3 кл.4 кл. Прыжок в высоту 90
100 80
90 60
70 100
105 90
95 70
75
1 кл.2 кл.
3 кл.4 кл. Метание мяча 14
16
18
20 10
12
14
16 8
9
10
12 20
22
24
26 18
20
20
22 14
16
16
18
1 кл.2 кл.
3 кл.4 кл. Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз 10
13
15
18 8
10
12
15 6
8
10
12 12
16 10
13 8
10
3 кл.
4 кл. Подтягивание в висе, раз (мальчики) 5
6 4
4 3
3
1 кл.2 кл.
3 кл.4 кл. Наклон вперед, не сгибая ног в коленях Коснуться лбом колен Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола Коснуться лбом колен Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола
УЧЕТ И ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
Учащимся 1-2 класса по решению педсовета, оценки можно не выставлять, оценивание производить вербально.
Оценивание учебных достижений умений, навыков и знаний учащихся осуществляется по пятибалльной системе. Учет осуществляется в процессе учебно-воспитательной работы. Организуется он по четвертям, выставляется годовая оценка по физической культуре. Оценка каждого ученика по физической культуре выставляется не только на основе приема контрольных нормативов, но и в результате оценки техники выполнения упражнений, усвоения теоретико-методических знаний, участие в соревнованиях, посещение уроков и личные достижения учащихся на протяжении учебного года (самостоятельные занятия, выполнение домашнего задания). На основе данных показателей учитель может применять разнообразные системы начисления «бонусных» баллов. При этом необходимо, чтобы учебные нормативы были сданы каждым учеником не ниже, чем на «удовлетворительно».
Характеристика цифровой оценки (отметки).
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок или нежелание выполнять упражнение.
В 3-4 классах оценка ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, лазанье. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие. Которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
В начале учебного года учитель может, проводит диагностическое тестирование уровня физической подготовленности учащегося с фиксированием результатов в рабочем журнале (например: нормативная база комплекса «ГТО»).
Домашние задания для самостоятельного выполнения физических упражнений учащиеся получают на уроках физической культуры. Они предусматривают постепенный рост результативности, должны быть направлены на повышение двигательного режима доступных для выполнения в домашних условиях. Домашние задания задаются на серию уроков на основе пройденного материала и нормативной базы комплекса «ГТО». Контролем за выполнением домашнего задания является отслеживание динамики физического состояния учащихся: прирост результатов в овладении двигательными действиями и показателями физической подготовленности. Например, для улучшения результатов подтягивания нужно тренироваться не менше месяца, для этого не реже 1-го раза в месяц проводить контроль с выставлением оценки
Аттестация учащихся планируется по четвертям с учётом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-6 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбеге с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180º - 360º; совершать опорные прыжки на горку с гимнастических матов, коня, козла; проплывать 25 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 2 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0.5-2 кг с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперёд и назад; осуществлять пыжик с мостика на козла или коны высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90º и 180º, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 2 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища вперёд (ноги в коленах не сгибать) касаться пальцами рук поля.
В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", бадминтон, настольный теннис,"Борьба за мяч", "Перестрелка", мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей (см. таб).
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по физической культуре к концу 4 класса.
Личностные универсальные учебные действия
У выпусника будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю через знакомство с современными Олимпийскими играми и спортивными традициями, представление о героях спортсменах
- интерес к различным видам физкультурно- спортивной и оздоровительной деятельности;;-способность к самооценке
-уважение к чувствам и настроениям другого человека,доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры
- преставление о физической красоте человека
-Эстетические идеалы,чувство прекрасного
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, пор освоению двигательных действий
-осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений
- принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств в учебном процессе
-принимать и учитывать выделенные учителем ориентиры в повторном ранееизученых движений и изучение нового материала
-планировать свои действия
-оценивать правильность выполнения движений и упражнений
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителе-проводить самоанализ выполненных упражнений
- вносить необходимые коррективы
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные. Прежде всего речевые,средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности
- использовать речь для регуляции своего действия
- разрабатывать единую тактику
-отстаивать свое мнение
-договариваться и приходить к общему решению
- контролировать свои действия
Предметные результаты
Учащийся научится:
-организовывать места занятий физкультурой и спортом
-соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий
-ориентироваться в понятиях « физическая культура»
-характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, занятий спортом
-характеризовать физические качества и различать их между собой
Способы физкультурной деятельности
Учащийся научится:
-организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха
- измерять показатели физического развития
- отбирать и выполнять комплексы для утренней зарядки
Физическое совершенствование
Учащийся научится:
-оценивать величину нагрузки
-выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки
-выполнять акробатические упражнения
- выполнять легкоатлетические упражнения
-выполнять игровые действия
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№
п/п Вид программного материала Количество часов (уроков)
1 Базовая часть 78
1.1 Основы знаний о физической культуре В процессе урока
1.2 Подвижные игры 18
1.3 Гимнастика с элементами акробатики 21
1.4 Легкоатлетические упражнения 22
1.5 Кроссовая подготовка 20
2 Вариативная часть 21
2.1 Спортивные игры (баскетбол) 21
Итого 102
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ 4 КЛАССА
п/№ Вид программного материала Кол-во
часов 1
четверть 2
четверть 3
четверть 4
четверть
1 Основы знаний В процессе урока
2 Подвижные игры 18 3 15 3 Гимнастика с элементами акробатики 21 9 12 4 Легкоатлетические упражнения 22 11 11
5 Кроссовая подготовка 20 10 10 6 Спортивные игры (баскетбол) 21 18 3 Итого 102 24 24 30 24
Календарно-тематическое планирование 4 класс (102 часа)
№
урока ТЕМА УРОКА Планируемые результаты
(предметные)
(личностные и метапредметные)
Дата
Личностные УУД Познаватель-
ные УУД Коммуникатив-ные УУД Регулятивные УУД 11 часов. Легкая атлетика
1 Правила поведения и ТБ на уроках физической культуры. Бег на скорость в заданном коридоре. Знать правила поведения и технику безопасности на уроках физической культуры. Активно включаться в общение с учителем, сверстниками.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие Подбор одежды и обуви для занятий физической культуры. Эффективно сотрудничать со сверстниками,
оказывать поддержку друг другу. Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли 2 Ходьба и бег различными способами. Встречная эстафета. Развитие скоростных способностей Уметь правильно выполнять основные движения при ходьбе и беге, бегать в мах темпе 30м Проявлять качества быстроты и координации при выполнении беговых упражнений Основы знаний о разнообразии форм занятий физическими упражнениями. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата 3 4
5 Бег из разных исходных положений на 30 и 60м. «Кот и мыши».
Уметь правильно выполнять основные движения при ходьбе и беге, бегать в мак.темпе 30м (контр. норм.) Учебно-познавательный интерес и способам решения поставленных задач
Понятие «короткая дистанция». Знание техники бега на скорость, бега на выносливость Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли 6
7 Высокий старт с последующим ускорением. Прыжки в длину с места. Развитие скоростно-силовых качеств.
Уметь выполнять правильные движения в прыжках. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач Знать историю зарождения Древних Олимпийских игр. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться 8
9 Техника выполнения тройного прыжка в длину с места. Игра «Шишки, желуди ,орехи» Знать технику выполнения тройного прыжка в длину с места. Прыжки в длину с места ( контр. норм.) Управлять своими эмоциями в различных ситуациях
Формировать потребности к ЗОЖ Основы знаний о разнообразии форм занятий физическими упражнениями. Эффективно сотрудничать со сверстниками,
оказывать поддержку друг другу. Способность строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз,средста, контроль,
оценка). 10
11 Равномерный, медленный бег до 4 мин. Метание малого мяча в цель, на дальность. Подвижные игры «Невод», «Третий лишний»
Уметь пробегать в равномерном темпе 4 минуты. Правильно выполнять движения при метании различными способами. Метание малого мяча ( контр. норм.) Проявлять трудолюбие и упорство в достиже-нии поставленных целей Знать историю зарождения Древних Олимпийских игр Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата Кроссовая подготовка ( 10ч) 12 Бег по пересеченной местности, равномерный бег. Подвижная игра «Салки на марше»
Развитие выносливости Уметь бегать в равномерном темпе (до 5 мин); чередовать ходьбу с бегом Самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей Ходьба и бег, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 13 Бег по пересеченной местности, равномерный бег Подвижная игра «Заяц без логова» Уметь бегать в равномерном темпе (до 6 мин); чередовать ходьбу с бегом Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Анализировать результаты двигательной активности;
фиксировать её результаты Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 14 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «День и ночь» Уметь бегать в равномерном темпе (до 7 мин); чередовать ходьбу с бегом Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Подбор одежды и обуви для занятий бегом. Значение закаливания для укрепления здоровья. Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и ситуациях Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 15 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Караси и щука» Уметь бегать в равномерном темпе (до 8мин); чередовать ходьбу с бегом Формирование социальной роли ученика.
Ведущие спортсмены России в разных видах спорта. Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и ситуациях Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 16 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «На буксире» Уметь бегать в равномерном темпе (до 9 мин); чередовать ходьбу с бегом Способность к волевому усилию, преодоление препятствия.
Значение закаливания для укрепления здоровья. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 17 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Охотники и зайцы» Уметь бегать в равномерном темпе (до 9 мин); чередовать ходьбу с бегом Формирование положительногоотношения
к учению Анализировать результаты двигательной активности;
фиксировать её результаты Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 18 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Третий – лишний» Уметь бегать в равномерном темпе (до 9 мин); чередовать ходьбу с бегом Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Анализировать результаты двигательной активности;
фиксировать её результаты Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 19 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Паравозики» Уметь бегать в равномерном темпе (до 9 мин); чередовать ходьбу с бегом Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Характеристика основных физических качеств. Значение закаливания для укрепления здоровья. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 20 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Шишки ,желуди, орехи» Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 мин); чередовать ходьбу с бегом Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Правила проведение подвижных игр во время прогулок. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 21 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Наступление»
Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 мин); чередовать ходьбу с бегом. Бег 1000 м (контр. норм.) Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Физическая нагрузка и её влияние на ЧСС.
Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 18 часов. Подвижные игры
22
23 Игра «Космонавты», «Разведчики и часовые». Эстафеты
. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками и метанием Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы Знать правила подвижной игры. Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Выполнять совместную деятельность, распределять роли. 24
25 Игра «Белые медведи», «Космонавты». Эстафеты
.
Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками и метанием Управлять своими эмоциями в различных ситуациях Знать правила подвижной игры. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться 26
27 Игра «Прыжки по полосам», «Наступление». Эстафеты с мячами
. .Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками и метанием Организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования Знать правила подвижной игры. Виды физических упражнений: подводящие, общеразвивающие, соревновательные Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли 28
29 Игра «Прыгуны и пятнашки», «Кто дальше бросит»
Эстафеты с гимнастическими палками. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками и метанием Управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях. Знать правила подвижной игры; активно участвовать в игровой деятельности с их учетом Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли 30
31 Игра «Удочка». Игра «Зайцы в огороде»
Комбинированные эстафеты
Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками и метанием Проявлять положительные качества личности во время игровых ситуаций Знать правила подвижной игры.
Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованные действия с поведением партнеров; контроль, коррекция. 32
33 Игра «Мышеловка». Эстафета «Веревочка под ногами»
. Уметь осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли 34
35 Игра «Эстафета зверей», «Кто дальше бросит», «Метко в цель»
Эстафеты. Уметь осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата 36
37 Игра «Вызов номеров», «Кто дальше бросит», «Западня»
Эстафеты с мячом
Уметь осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Знать правила подвижной игры; активно участвовать в игровой деятельности с их учетом
Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованные действия с поведением партнеров; контроль, коррекция. 38
39 Эстафеты с предметами, игра «Парашютисты»
Уметь осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх Проявлять стремление к самооценке на основе критериев успешности игровой деятельности Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата Гимнастика (21ч) 40 Инструктаж по ТБ во время занятий гимнастическими упражнениями. Строевые упраж-нения. Упраж-нения в равнове-сии. . Уметь применять правила техники безопасности на уроках гимнастики Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России Правила поведения и техника безопасности на уроках гимнастики
Ведущие спортсмены России в разных видах спорта. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Согласованные действия с поведением партнеров; контроль, коррекция. 41
42 Строевые упражнения. Акробатическая комбинация. Игра «Что изменилось»
Ходьба по бревну. Уметь выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации, строевые команды Взаимодействовать со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопережевания Знать физические упражнения, их отличие от естественных движений. Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных заданиях и ситуациях Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 43
44 Акробатическая комбинация, строевые упражнения. Игра «Точный поворот» Ходьба по бревну. Уметь выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации, строевые команды Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Знать о закаливании организма: воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах. Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных заданиях и ситуациях Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 45
46 Совершенствование и закрепление элементов акробатики. Строевые упражнения. Уметь выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации, строевые команды Оценивать игровые ситуации с точки зрения правил поведения и этики .
Знать о закаливании организма. Потребность в общении с учителем и сверстниками.
Умение слушать и вступать в диалог К
онтролировать учебные действия, аргументиро-вать допущенные ошибки 47 Оценивание техники выполнения акробатической комбинации.
Уметь выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации, строевые команды Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Знать о физических упражнений, их отличие от естественных движений. Потребность в общении с учителем и сверстниками
Умение слушать и вступать в диалог Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 48 Строевые упражнения. Вис завесом на согнутых руках согнув ноги. Подвижная игра «Посадка картофеля» Выполнять строевые команды, выполнять висы и упоры Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом Знать об основных физических качествах: силе, быстроте, выносливости, гибкости, равновесии Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных заданиях и ситуациях Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 49
50 Строевые упражнения. Вис прогнувшись на гимнастической стенке, поднимание ног в висе. Подвижная игра «Не ошибись». Выполнять строевые команды, выполнять висы и упоры Взаимодействовать со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопережевания Знать об основных физических качествах: силе, быстроте, выносливости, гибкости, равновесии Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных заданиях и ситуациях Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 51
52 Строевые упражнения. Вис прогнувшись на гимнастической стенке,подниман. ног в висе. П/и «Три движения» Выполнять строевые команды, выполнять висы и упоры Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Физическая нагрузка и ее влияние на повышение ЧСС
Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 53
54 Опорный прыжок, лазание, упражнения в равновесии. Игра «Прокати быстрее мяч» Уметь лазать по гимнастической стенке, выполнять опорный прыжок. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Знать о правилах поведения и техники безопасности Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 55
56 Опорный прыжок на горку матов. «Лисы и куры» Перелезание через препятствие. Уметь лазать по гимнастической стенке, выполнять опорный прыжок Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом Знать упражнения на формирования правильной осанки. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 57
58 Упражнения в равновесии, опорные прыжки, перелезание через препятствия. Уметь лазать по гимнастической стенке, выполнять опорный прыжок Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Знать правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 59 Закрепление. Опорный прыжок через гимнастического козла. Игра «Веревочка под ногами»
Уметь лазать по гимнастической стенке, выполнять опорный прыжок Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Составление комплекса утренней зарядки Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 60 Передвижения по гимнастическому бревну. Оценка техники выполнения опорного прыжка через гимнас-тического козла.
Игра «Веревочка под ногами». Уметь лазать по гимнастической стенке, выполнять опорный прыжок Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Уметь выполнять утреннюю зарядку и гимнастику под музыкальное сопровождение. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 21 час. Подвижные игры на основе баскетбола
61
62 ТБ во время занятий баскетболом. Ловля и предача мяча. Ведение мяча различными способами Владеть мячом в процессе подвижных игр. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Анализ своей деятельности; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 63
64 Ловля и передача мяча в движении. Ведение мяча с различной величиной отскока. Игра «Подвижная цель» Владеть мячом в процессе подвижных игр. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол и др. физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 65
66 Ловля мяча на месте и в движении.
Ведение мяча в движении. Подвижная игра «Подвижная цель» Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении спортивных и подвижных игр. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Анализ своей деятельности; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 67
68
69 Ловля и передача мяча разными способами. Ведение мяча шагом и бегом. Игра «Мяч ловцу»
Владеть мячом в процессе подвижных игр. Достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
приобретению новых знаний и умений. Подбирать комплекс упражнений для утренней гимнастики и самостоятельных занятий. Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 70
71
72 Ловля и передача мяча различными способами. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра «Салки с мячом» Владеть мячом в процессе подвижных игр. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Анализ своей деятельности; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 73
74 Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении с изменением направления. Игра «Попади в цель». Игра в мини-баскетбол.
Владеть мячом в процессе подвижных игр. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Анализ своей деятельности; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 75
76 Ведение мяча по прямой (шагом и бегом). Броски в кольцо.
Игра «Снайперы» Владеть мячом в процессе подвижных игр.
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Анализ своей деятельности; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 77
78
79 Ведение мяча с изменением скорости, бросок в кольцо. Игра «Перестрелка», мини-баскетбол Владеть мячом в процессе подвижных игр. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом Анализ своей деятельности; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 80
81 Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини-баскетбол Владеть мячом в процессе подвижных игр. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
приобретению новых знаний и умений. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки Кроссовая подготовка (10ч)
82 Бег по пересеченной местности, равномерный бег. Подвижная игра «Салки на марше»
Развитие выносливости Уметь бегать в равномерном темпе (до 5 мин); чередовать ходьбу с бегом Самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей Ходьба и бег, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 83 Бег по пересеченной местности, равномерный бег Подвижная игра «Заяц без логова» Уметь бегать в равномерном темпе (до 6 мин); чередовать ходьбу с бегом Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Анализировать результаты двигательной активности;
фиксировать её результаты Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 84 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «День и ночь» Уметь бегать в равномерном темпе (до 7 мин); чередовать ходьбу с бегом Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Подбор одежды и обуви для занятий бегом. Значение закаливания для укрепления здоровья. Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и ситуациях Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 85 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Караси и щука» Уметь бегать в равномерном темпе (до 8мин); чередовать ходьбу с бегом Формирование социальной роли ученика.
Анализировать результаты двигательной активности;
фиксировать её результаты Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и ситуациях Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 86 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «На буксире» Уметь бегать в равномерном темпе (до 9 мин); чередовать ходьбу с бегом Способность к волевому усилию, преодоление препятствия.
Значение закаливания для укрепления здоровья. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 87 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Охотники и зайцы» Уметь бегать в равномерном темпе (до 9 мин); чередовать ходьбу с бегом Формирование положительногоотношения
к учению Анализировать результаты двигательной активности;
фиксировать её результаты Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 88 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Третий – лишний» Уметь бегать в равномерном темпе (до 9 мин); чередовать ходьбу с бегом Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Анализировать результаты двигательной активности;
фиксировать её результаты Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 89 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Паравозики» Уметь бегать в равномерном темпе (до 9 мин); чередовать ходьбу с бегом Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Характеристика основных физических качеств. Значение закаливания для укрепления здоровья. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки 90 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Шишки ,желуди, орехи» Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 мин); чередовать ходьбу с бегом Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Правила проведение подвижных игр во время прогулок. Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях 91 Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Наступление»
Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 мин); чередовать ходьбу с бегом Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; .
Знать приемы закаливания для укрепления здоровья, характеристику основных физических качеств Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки Легкая атлетика (11 часов) 92 ТБ во время выполнения легкоатлетичес-ких упражнений.. Знать технику безопасности во время занятий легкоатлетическими упражнениями. Активно включаться в общение с учителем, сверстниками.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Эффективно сотрудничать со сверстниками,
оказывать поддержку друг другу. Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли 93
94 Ходьба и бег.
Развитие скоростных способностей в беге на 60м. Встречная эстафета. Игра «Кот и мыши» Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге, бегать с мах скоростью до 60 м. Проявлять качества быстроты и координации при выполнении беговых упражнений Знать о связи физических упражнений с трудовой деятельностью Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата 95 Бег из разных исходных положений
Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге, бегать с мах скоростью до 60 м Учебно-познавательный интерес и способам решения поставленных задач
Знать о развитии основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесии Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли 96 Высокий старт с последующим ускорением. Бег 30 или 60 метров на результат.
Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге, бегать с мах скоростью до 60 м Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач Знать о развитии основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесии Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться 97 Челночный бег 3х10м.
Развитие скоростно-силовых качеств в прыжках в длину с места. Знать правила и технику выполнения челночного бега, технику выполнения прыжков в длину с места Управлять своими эмоциями в различных ситуациях
Формировать потребности к ЗОЖ Знать о развитии основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесии Эффективно сотрудничать со сверстниками,
оказывать поддержку друг другу. Способность строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз,средства, контроль,
оценка). 98 Прыжок в высоту с прямого разбега.
Игра «Прыжок за прыжком»
Знать технику выполнения прыжков в высоту. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстни-кам,находить с ними общий язык и общие интересы Знать о развитии основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесии Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Эффективно сотрудничать со сверстниками,
оказывать поддержку друг другу. 99 Метание малого мяча на точность, дальность и заданное расстояние. Игра «Прыжок за прыжком»
. Правильно выполнять движения при метании различными способами. Проявлять трудолюбие и упорство в достиже-нии поставленных целей Знать о развитии основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесии Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами Самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата 100-101 Метание малого мяча на точность, дальность и заданное расстояние. Игра «Гуси-лебеди»
Правильно выполнять движения при метании различными способами. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Знать о развитии основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесии Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться 102 Подведение итогов за год. Домашнее задание на летние каникулы
Уметь применять приобретенные умения и навыки во время летних каникул Управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях
Соблюдение режима дня и правил личной гигиены во время летних каникул Эффективно сотрудничать со сверстниками,
оказывать поддержку друг другу. Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли
Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд:
стандарт начального общего образования по физической культуре;
примерные программы по учебным предметам ("Физическая культура. 1-4 классы");
рабочие программы по физической культуре;
учебники и пособия, которые входят в предметную линию В. И. Ляха;
методические издания по физической культуре для учителей.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
стенка гимнастическая;
скамейки гимнастические;
маты гимнастические;
мячи малые;
палки гимнастические;
стойки для прыжков в высоту;
баскетбольные кольца;
сетка волейбольная;
мячи спортивные;
кегли;
конусы;
козёл гимнастический;
мостик гимнастический;
аптечка.
Рабочий план составлен с учётом следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.);
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 04.10.2004 г. № 1312 (ред. от 01.02. 2012 г.);
Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 10.05.1998 г. № 1235;
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;
О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р.