Технологическая карта по технологии флексагон
Технологическая карта пробного урока технологии в начальной школе
Дата:
Школа:45
Класс:3а
Учитель:
Методист: Терских Галина АттиковнаПрактикант: Гладышев Иван Валерьевич.
Тип урока: Изучение нового
Тема урока Флексагон - магический куб
Цель Развитие конструкторских способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изготовление игрушки "Волшебный куб"с элементами оригами.
Задачи
Образовательные:
Сформировать представление детей об игрушке "Волшебный куб - трансформер".
Научить складывать Волшебный куб в технике оригами по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления.
Изготовить игрушку и научить играть с трансформером.
Закрепить навыки анализа конструкции изделия, чтения схемы, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану.
Развивающие: способствовать развитию аналитического, конструкторского, технологического, художественно - образного мышления; зрительной памяти, грамотной речи, мелкой моторики, пространственного воображения, глазомера.
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию интереса к развивающим играм;
2) способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия
Планируемые результаты Предметные:
иметь представление
знать
уметь
Формируемые УУД:
личностные
регулятивные
коммуникативные
- познавательные
Основные понятия флексагон, куб
Межпредметные связи Математика ,изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир
Оборудование
Оборудование учителя:
образец флексагона, пооперационная последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы режущими и колющими инструментами
Оборудование учащихся:
Материалы: плотная бумага, скотч
Инструменты: ножницы, простой карандаш, линейка.
Приспособления:коробочка для мусора.
Литература, интернет-ресурсы Интернет ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=XsaCBTQeCoc
Ход урока
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты
Время
Предметные УУД I. Организация класса на работу Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, хорошее ли у вас настроение. Если хорошее, то поднимите большой палец вверх и улыбнитесь.
Я вам предлагаю отгадать несколько небольших загадок. Они с подвохом.
Говорит нам папа басом:«Я люблю конфеты с…( не с мясом, а с орехом или джемом)
На обед сыночку ВанеМама варит суп в…(не в стакане, а в кастрюле)Попросила мама ЮлюЕй чайку налить в…(не кастрюлю, а в чашку)Просит бабушка АркашуИз редиски скушать…(не кашу, а салат)
Подобрать себе я смогпару варежек для…(не для ног, а для рук)И в Воронеже, и в Туле,Дети ночью спят на…(не на стуле, а на кровати)На дорогах стало суше — У меня сухие…(не уши, а ноги) Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
Отгадывают загадки.
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. 1 мин
II. Формулирование темы урока, постановка цели 2 мин.
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
Послушайте внимательно историю и подумайте, какая у нас сегодня будет тема урока?
В конце 1939 года Артур Стоун, 23 летний аспирант из Англии, изучавший математику в Принстоне, обрезал листы американского блокнота, чтобы подогнать их под привычный формат. Желая немного развлечься, Стоун принялся складывать из отрезанных полосок бумаги различные фигуры. Одна из сделанных им фигур оказалась особенной интересной. Перегнув полоску бумаги в трех местах и соединив концы, он получил правильный шестиугольник. Взяв этот шестиугольник за два смежных треугольника, Стоун подогнул противоположный угол вниз так, что его вершина совпала с центром фигуры. При этом Стоун обратил внимание на то, что когда шестиугольник раскрывался словно бутон, видимой становилась совсем другая поверхность. Если бы обе стороны исходного шестиугольника были бы разного цвета, то после перегибания видимая поверхность изменила бы свою окраску. Так был открыт самый первый флексагон с тремя поверхностями.
А теперь скажите какая у нас сегодня будет тема урока?(флексагон)А именно магический куб.
А вот как вы думаете какая цель будет нашего урока? (сделать магический куб) С помощью учителя формулируют тему и цель урока,
высказывают свое мнение опрактической значимости изделия Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. III.Вводная беседа 3-5 мин.
познакомить учащихся с народным видом ремесла – изготовлением куклы из ниток. расширить представление о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении формировать представление о символике красного и белого цветов в народной культуре.
Флексагоны Флексагон-— плоские модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определённым образом. При складывании флексагона становятся видны поверхности, которые ранее были скрыты в конструкции флексагона, а прежде видимые поверхности уходят внутрь.
Флексагоны обычно имеют квадратную (тетрафлексагоны) или шестиугольную (гексафлексагоны) форму.
Для различения плоскостей на секторы флексагона наносят цифры, буквы, элементы изображения или просто окрашивают в определённый цвет.
Флексагоны являются частным случаем моделей-трансформеров.И сегодня мы с вами изготовим одну из этих моделей трансформеров.
Волшебный куб- трансформер — оригинальная бумажная поделка, сделать которую сможет каждый.
А что же такое вообще куб?
Куб- правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат. Частный случай параллелепипеда и призмы.
А как вы думаете почему трансформер? Наверно его мы будем во что то трансформировать. Видимо он во что то трансформируется правильно?
А как вы думаете почему вдруг куб трансформер д еще и волшебный? Потому что он сможет не в 1 форму трансформироваться, а во множество фигурок.
А сейчас рассмотрим наше изделие.
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Знать:
виды изучаемых материалов, их свойства и названия
Познавательные УУД:
искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. IV. Подготовка к практической работе
4-5 мин.
Ззакрепить навыки анализа конструкции изделия, чтения схемы, планирования работы а) Анализ конструкции изделия
- Как называется изделие? (магический куб - трансформер)
- Какие материалы использованы?
(бумага, скотч).
Из скольких частей состоит магический куб- трансформер? (из 1)
- Какие необходимы инструменты?
(ножницы, линейка, простой карандаш,).
- Как можно доработатьизделие ? (на данном изделии можно нарисовать рисунок)
Итак, мы рассмотрели конструкцию изделия, а сейчас составим план работы.
Составлениее плана практической работы.
Вырезание квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Деление квадрата на 2 равные части.
Разметка линий надрезов в заготовке трансформера.
Разрезание трасформера по размеченным линиям.
Склеивание скотчем частей трансформера.
Проработка сгибов по размеченным линиям.
Формирование куба – трансформера.
Проверка в действии.
Перед практической работой проверим готовность к уроку. Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме,
составляют план практической работы,
выполняют
физминуткуЗнать о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе; конструкции однодетальные и многодеталь-ные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки.
Уметь: анализиро-вать, планировать предстоящую практическую работу;
с помощью учителя решатьдоступные конструктор-ско – техно-
логические задачи. Коммуникативные УУД:вступатьв беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,
уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого.
Регулятивные УУД: учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, V. Организация рабочего места 3 мин.
Закрепить навыки организации рабочего места;
выявить знания о
правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены а) проверьте все ли оборудование у вас подготовлено.
Материалы: плотная бумага, скотч
Инструменты: ножницы, простой карандаш, линейка.
б) выяснение правил т/б
Следите за движением лезвий во время резания, держите пальцы в стороне от лезвий.
Не оставляете ножницы раскрытыми в процессе работы, кладите кольцами к себе.
Передавайте товарищу ножницы кольцами вперед.
После окончания работы кладите ножницы в футляр.
Применяйте данные правила во время практической работы.
Перед практической работой немножко отдохнем.
Видео-физминуткаМолодцы, вот теперь мы можем приступить к работе. Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами Уметь: организовы-вать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. VI. Практическая работа 25-30 мин.
Учить выполнению технологических операций: приему отмеривания нитей для пучка (кисточки), завязывания узелков на кисточке при формироавании головы, туловища, рук.и ног куклы; отрезания ниток, изготовления петельки для подвешивания куклы.
Критерии оценивания:
а) Правильная разметка линий.
б) Аккуратное разрезание, правильное сгибание, склеивание и складывание трансформера.
Вырезание квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Возьмите 2 одинаковых листа бумаги, наложите их друг на друга, разметьте 1 квадрат, вырежьте его.
Деление квадрата на 2 равные части.
Согните квадратный лист бумаги пополам, разогните. Разрежьте по линии сгиба, соблюдая правила безопасной работы. У вас получилась прямоугольная полоска.
Разметка развертки трансформера сгибанием на равные квадраты.
Согните полоску бумаги книжкой(оригами) по длине, каждую половинку еще раз согните книжкой.
Разверните заготовку, сложите ее пополам. Разверните, сложите каждую половинку еще раз пополам и еще раз пополам. Заготовку разделили сгибанием на мелкие квадраты.
Разметка линий надрезов в заготовке трансформера.
У вас получились квадратики. Берем линейку и простой карандаш. Отмечаем линии на сложенной пополам заготовке. Первую линию длиной в 2 квадратика, вторую длиной в 1 и третью длиной в 2 проводим от сгиба.
Следующие линии проводим от двойных краев. Разметьте также с другой стороны, но уже по другому: первую линию проводим длиной в 1 квадратик; вторую линию в 2 квадратика и третью линию в 1 квадратик.
Разрезание трасформера по размеченным линиям.
Надрежьте заготовку по размеченным линиям, соблюдая правила безопасной работы с ножницами. Разрежьте в середине по сгибу 2 центральных квадрата. Разложите заготовку и отогните средние части к краям.
Склеивание скотчем частей трансформера.
Возьмите кусочки скотча и склейте отогнутые центральные квадратики с краями заготовки. Переверните заготовку, подогните к середине сначала 1 половинку и приклейте квадратики по краям, затем аналогично склейте другу половинку.
Проработка сгибов по размеченным линиям.
Вставьте пальцы внутрь заготовки,, сформируйте объемную фигуру, хорошо проработайте линии сгиба на каждой полоске сначала вдоль, остальные ребра проработайте в процессе игры.
Формирование куба.
А теперь сформируем куб.
Проверка в действии.
А теперь попробуйте сформировать различные фигуры из куба.
Таким образом мы создали куб-трансформер. Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,
осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту Уметь: правильно работать ручными инструментами; выполнять экономную и рациональную разметку деталей по шаблонам или с опорой на чертёж, аккуратно выполнять сборку деталей, реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке;выполнятьпрактическую работу по плану; предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций VII. Подведение итога урока. Рефлексия. 3 мин.
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.
Организовать самооценку учебной деятельности - Выйдите, пожалуйста, к доске те, кому я положил звёздочку. Вы получаете «5». Мне очень понравились ваши работы. Молодцы! Сейчас выйдете те, кому я положил квадратики. Вы получаете «4», у вас тоже получились хорошие работы, видно, что вы старались. А те ребята, кому я положил треугольники, постарайтесь обязательно завершить работу.
Ответьте на вопросы :1.Что было трудным?
2.Было ли интересно на уроке?
3.Запомнили ли вы как изготавливать флексагон4.Какие пункты вы могли бы выделить в нашей работе?
Ребята , если вам понравилось со мной работать на уроке и вы работали продуктивно, то давайте поднимем большой палец вверх.Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. VIII. Уборка рабочих мест 2 мин.
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место -Давайте приведем свое рабочее место в порядок. Кто напомнит, как правильно убрать свое рабочее место?
Теперь уберите все оставшиеся материалы, а также инструменты в ваши папки.
Мне понравилось с вами работать. Спасибо вам, урок закончен. До свидания.
Наводят порядок на рабочем столе Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место Учитель:___________________________
Методист______________________________