Урок оздоровительной гимнастики для 3класса
Урок оздоровительной гимнастики для 3класса
Тема урока: гимнастика Тип урока: комбинированный
Метод проведения: индивидуальный, групповой, фронтальный, игровой
Цель урока: улучшение осанки и уровня двигательной подготовленности младших школьников через корригирующую гимнастику с элементами дыхательной гимнастики, упражнений для профилактики плоскостопия и элементами хатха-йоги.
Время : 40 минут Место проведения: спортзал
Инвентарь: гимнастические обручи, коврики по количеству обучающихся
УДД:
1.Предметные:
закрепление изученных элементов хатха-йоги
совершенствование упражнений физической подготовки
2.Метапредметные
закрепление навыков правильной осанки
развитие физических качеств: ловкости, гибкости, координации
3.Личностные:
воспитывать дисциплину, терпение, трудолюбие, дружелюбие
воспитывать осознанное отношение к контролю над осанкой
Здоровье и спокойствие ребёнка являются врождённым правом каждого ребёнка. Мы, педагоги обязаны обеспечить детей знанием о том, как поддерживать и развивать эти два самых ценных дара. Включая элементы йоги в уроки физической культуры, учитель способствует не только физическому, но и психическому здоровью обучающихся. Йога делает упор на развитие сильных внутренних качеств как целеустремлённость, жизнерадостность, способность грамотно оценивать ситуацию и действовать в ней самостоятельно.
Части
Урока Содержание Дозирование нагрузки Организационно-методические указания
П
О
Д
Г
О
Т
О
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
А
Я
Ч
А
С
Т
Ь
12 МИН .Дети входят в зал и садятся на гимнастическую скамейку.
Приветствие. 1мин. На одном из уроков было проведёно знакомство с восточными оздоровительными системами и несколькими упражнениями из них
.
.
.Обращение учителя: «Ребята, я сейчас прочту стихотворение детского писателя К. Чуковского»
Жил на свете человек скрюченные ножки
И гулял он целый век по скрюченной дорожке
А за скрюченной рекой в скрюченном домишке
Жили летом и зимой скрюченные мишки
И стояли у ворот
скрюченные ёлки
Там гуляли без забот
Скрюченные волки
И была у них одна
скрюченная кошка
И мяукала она, сидя у окошка
Как вы думаете, почему мяукала кошка? Правильно, от боли в скрюченной спине .
Кто мне покажет, как он представляет себе скрюченную спину?
Плохо жилось и скрюченным волкам, мишкам и человечку в скрюченном лесу и в скрюченном домишке. Поэтому , чтобы спина была прямой, здоровой и не болела, нужно всегда контролировать свою осанку.
Краткий рассказ о значении правильной осанки для здоровья и физического развития.
3мин. Сидеть прямо
с опорой кистей рук о скамейку, лопатки свести
Вызываются 2-3 ученика
.Построение,
сообщение задач урока .Строевые упражнения
2мин
Повороты налево,
направо, кругом
.Ходьба и её разновидности :
ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, руки на поясе (по 0,5 круга)
1мин Следить за осанкой, соблюдением дистанции
Бег и его разновидности:
бег со сменой прямых ног вперёди и сзади, с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени назад
Бег змейкой (по 0,5 круга)
1 мин
1мин Следить за соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением движений
.Ходьба с выполнением дыхательных упражнений
На 2 счёта вдох,
На 4 счёта выдох (1 круг)
1мин Руки вверх через стороны - вдох носом, опустить руки вниз -выдох
Получение обручей по ходу и перестроение в две колонны посередине зала.
Потом дети делают перемещения влево и вправо в сторону от центра зала и встают на заранее разложенные коврики по количеству учащихся.
1мин Помощь освобождённых учащихся в раздаче обручей
Расстояние между шеренгами 3-4м
между обучаемыми 1,5 -2м
Обращение учителя:
«Недавно вы узнали о древнем учении, которое возникло в Индии - йоге.
Часть этой полезной для каждого человека системы физической культуры индийских йогов называется «Хатха-йога».Вспомним ,что обозначает слово «хатха»?
«Ха» - это солнце, символ жизненных сил, энергии и бодрости. «Тха»-луна, символ покоя. А соединение этих слов говорит о союзе этих противоположностей, который создаёт равновесие, гармонию. Сейчас мы превратимся в йогов-волшебников и будем выполнять уже известные нам упражнения – асаны с помощью волшебных обручей под красивую мелодию. 1мин Во время речи учителя обруч держится учениками в основной стойке на правом плече хватом
правой руки, левая рука опущена вниз
Комплекс асан
(поз, изученных на предыдущих уроках), выполняются с обручем под плавную мелодию.
Учитель комментирует каждую позицию для каких частей и органов тела её рекомендуется выполнять
1.Поза горы
(улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объём грудной клетки)
2.Поза дерева
(улучшает кровообращение, способствует росту тела в длину
3.Поза бриллианта
(укрепляет осанку)
4.Поза кошки
(добрая и сердитая)
(укрепляет и расслабляет шейные и грудные отделы позвоночника)
5.Поза собаки
(укрепляет мышцы ягодиц и позвоночника, снимает усталость и стрессы)
6.Поза полулотоса
(облегчённый вариант
- ноги скрестно,
по -турецки)
(успокаивает нервную систему, улучшает осанку)
7.Поза спящего
(поза расслабления )
После выполнения половины комплекса поднять детей и , стоя на коврике ,выполнить
.
Упражнения дыхательной гимнастики
1 . «Ёжик нюхает цветочек»,
Вдох через нос
Выдох через рот (сжатие губ и выталкивание воздуха со звуком «пх-пх» («Ёжик пыхтит»)
2 ».Ладошки»
Согнуть руки в локтях, «показать ладошки зрителю» .Делать шумные , короткие вдохи носом ( 4 раза), и одновременно сжимать ладони в кулаки Руки опустить, выдох, 3-. 4 сек пауза
После упражнений на дыхание весь комплекс йоги делается в обратном порядке:
-поза «полулотоса»
-поза» собаки»
-поза «кошки»
-поза «бриллианта»
-поза «дерева»
-поза «горы»
После последней асаны (позы горы) обруч кладётся на коврик перед собой, встать на обруч стопами ног
Упражнения для профилактики плоскостопия:
а) И.П. – стоя на обруче, пальцы ног сжимают обруч
б) И.П.- стоя на обруче, ходить по нему как по канату
Развитие прыгучести
-прыжок вперёд из обруча
-прыжок назад в обруч
-прыжок влево из обруча
-прыжок вправо в обруч
-прыжок вправо из обруча
-прыжок влево в обруч
Игра-задание
«Длинная норка»
Дети первой шеренги берут свои обручи и ставят его на ребро вертикально на пол, сидя на своём коврике, скрестив ноги, образуя тоннель из обручей .
Дети второй шеренги, аккуратно положив обручи на свой коврик, подходят к тоннелю, выстраиваются в колонну перед тоннелем, и по команде учителя начинают проползать через все обручи (в «норку») на четвереньках
Потом шеренги меняются,
Уборка матов в общую стопку в виде самостоятельного задания «Кто ровнее»
В это же время идёт
подготовка обручей дежурными учениками к предстоящей игре:
раскладка по залу в произвольном порядке по количеству на один меньше, чем играющих детей
Подвижная игра
«Лиса и зайцы»
На полу лежат обручи, на один меньше, чем детей («зайцев»). Все играющие принимают позу «горы» на линии , вне разложенных обручей. В стороне на расстоянии стоит лиса в» позе дерева».
По фразе учителя «Лиса идёт!», зайцы бегут занимать норки, лиса тоже бежит искать свободное место в обруче. Кто из «зайцев» не успел занять место в обруче,
тот и становится лисой .
10сек
10 сек
10 сек
4 раза по 5сек
(20сек)
10сек
10сек
20сек
3 мин
1,30 мин
3 мин
3мин
6мин
2мин
5мин Комплекс показывается учителем по типу «делай как Я»,
(дети смотрят показ и одновременно с учителем выполняют)
Обруч продеть сверху вниз через туловище, руки с обручем вытянуты вниз, хват за боковые стороны обруча, голова прямо, плечи развернуть, ноги вместе. Дыхание свободное
Обруч поднять горизонтально вверх над головой, руки прямые, стойка на правой ноге согнуть левую ногу с опорой стопы
о правую голень
Дыхание свободное
Обруч продеть сверху вниз, положить на пол,
сесть на пятки, спина прямая, руки на бёдрах,
ладонями наружу лопатки свести назад.
Дыхание свободное
Стойка в обруче на четвереньках поочерёдно:
на вдохе, поднять голову, прогнуться в грудной клетке, голова назад ; на выдохе, грудную клетку поднять вверх, голова вниз (круглая и вогнутая спина) .
Упор на прямых руках и стопах ног в обруче, голова вниз, на выдохе, поднять таз вверх («хвост»), голову вниз.
Сесть на ягодицы в обруче , одна нога на полу, другая стопой лежит на бедре ,руки сложены впереди перед грудью в восточном приветствии,
плечи расправлены.
Дыхание свободное
Лечь на спину, ноги врозь, руки ладонями вверх, глаза закрыты Дыхание свободное
И.П -Встать в обруче прямо
Учитель ходит между учениками, поправляет ошибки поощряет и хвалит детей
Проследить за правильностью положения обруча на коврике
Скользить стопами
по обручу,
не разжимая пальцев ног
руки на поясе
И.П.- основная стойка, стоять внутри обруча, руки на поясе
Прыгать в среднем темпе под счёт учителя
Следить за выполнением указаний учителя, соблюдая дисциплину.
Обручи стараться не задевать.
Обязательно соблюдать интервал
После выполнения задания, ребёнок идёт к своему коврику и ждёт указаний учителя
Соблюдать дисциплину и правила уборки инвентаря.
Объяснить детям правила безопасности:
во время бега быть внимательными, не выталкивать из занятого обруча друг друга, быть добрым помня , что это всё-таки игра
25
Мин
Под
гото
вите
льная
часть З
А
К
Л
ю
Ч
И
Т
Е
Л
Ь
Н
А
Я
Ч
А
С
Т
Ь После окончания игры по команде учителя
ходьба на месте
с обручем на плече, с последующим
перестроением в колонну
Построение на месте в шеренгу
Дыхательные упражнения:
на 4 счёта вдох,
на 8 счётов выдох
Подведение итогов урока, домашнее задание: повторить упражнения для стоп.
Организованный уход
3 мин Ходьба на месте в произвольном расположении по залу, а при перестроении в колонну, по ходу сдача обруча дежурным ученикам
Отметить лучших учеников