Методическая разработка по баскетболу для учащихся на уроках физической культуры

это одна из самых популярных игр в нашей стране. Для игры характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма формируют координацию. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувства коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, оттого, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания. Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди учащихся, этот вид спорта нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. Включение раздела «Баскетбол» в программу физического воспитания на уроках с учащимися помогают решать комплекс взаимосвязанных задач: развитие разнообразных двигательных способностей и совершенствование умений. Многообразие двигательных действий, входящих в состав игры баскетбол, оказывает комплексное воздействие на совершенствование способностей к реакции, ориентированию в пространстве и времени, перестроению двигательных действий и т.д. Обязательные условия построения знаний, при обучении игры в баскетбол являются: четкая организация и разумная дисциплина, чёткое соблюдение команд соблюдение дидактических принципов. Система упражнений с мячами составляет своеобразную «школу мяча». Очень важно чтобы этой «школой» овладел каждый учащийся. Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. Одна из важнейших задач – воспитание у учащихся потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от преподавателя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И, прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность, но и деятельность учащихся на уроке. Причём так, чтобы она имела своё соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений учащихся всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряжённые с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья рекреации и могут использоваться на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
Актуальность. В современной жизни всё больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижения высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Объект исследования. Объектом исследования работы явился учебный процесс учащихся на уроках физической культуры по баскетболу.
Предмет исследования. В работе изучалась эффективность средств обучения и уровень обученности учащихся 1-курса на уроках физической культуры.
Научная новизна. Учитывая отсутствие данных об уровне обученности учащихся 1-курса ловли и передачи, ведения мяча в баскетболе на уроках физической культуры провести тестирование для выявления степени и уровня владения техники ловли и передачи, ведения мяча в баскетболе до и после обучения.
I Обучение ловли, передачи и ведение мяча.
1.1. ВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ.
Все нападение основано на умении владеть мячом, поскольку броски, передачи, ловля, ведение, быстрые остановки и повороты, финты с мячом и подбор – все в действительности есть владение мячом тем или иным образом.
1. Главным является сохранение владения мячом или обмен им между партнерами, поскольку потеря мяча без броска – «смертный грех в баскетболе».
2. Быстрота важнее всего в игре, за исключением точности. Отсюда стремление к точности с максимальной быстротой.
3. Мяч надо держать над поясом и близко к телу. Обычно мы передаем, ведем или бросаем мяч мимо защиты, а не над ней или вокруг неё.
4. Поскольку в кончиках пальцев большое количество первичных окончаний, логично предположить, что мяч надо удерживать кончиками пальцев, ладонь может иногда касаться мяча, но он не должен оставаться в ней.
5. Следует постоянно помнить о движении запястья и пальцев хлесткости выпуска мяча.
6. Локти должны быть расслаблены и удерживаться близко к телу. Укрывайте мяч, манипулируя кистями, а, не вытягивая руки с мячом.
7. При финтах с мячом удерживайте его близко к телу, обманывайте просто за счет вращений или резких движений кистями. Используйте больше финтов головой.
8. Коленный, тазобедренный и другие суставы должны быть расслаблены, чтобы не было напряженности, но не настолько, чтобы возникла небрежность.
9. Подбородок надо поднять не только для поддержания равновесия, но и для увеличения периферического поля зрения.
10.Постоянно помните, что нужно стремиться к быстрым и ловким движениям, не сбиваясь на показ.
1.2 ЛОВЛЯ МЯЧА.
Ловля мяча – прием, с помощью которого обеспечивается возможность овладеть мячом и предпринять с ним дельнейшее атакующее действие.
Ловля мяча – это исходное положение для последующих элементов игры, в том числе и передач. Стойка баскетболиста в момент ловли: ноги согнуть в коленях, спина прямая, голова поднята. Руки вытянуты вперед, кисти с разведенными пальцами образуют как бы воронку размером нескольким большим, чем нужным для обхвата мяча. Мяч попадает на кончики пальцев и лишь затем на ладони. При этом руки сгибаются амортизирующим движением, гасящим скорость полета мяча.
Выбор определенного способа ловли и его разновидностей зависит от высоты полета мяча, положение игрока по отношению к летящему мячу и скорости полета мяча. Наиболее простым и в то время надежным способом овладения мячом считается ловля мяча двумя руками.
1. Ловля мяча двумя руками.
Прежде чем приступить к ловли мяча, преподаватель должен научить
учащихся правильно держать мяч. Для этого необходимо кончиками широко расставленных пальцев взять сзади – сбоку, большие пальцы положить сверху, руки слегка согнуты в локтевых суставах, мяч должен находиться на уровни нижней части груди.
Потом техника ловли мяча сводится к следующему: игрок находится на согнутых ногах, расставленных параллельно или одна нога впереди; протягивает навстречу летящему мячу обе руки с широко расставленными пальцами, что обеспечивает большую площадь соприкосновения с мячом. Расположение кистей рук напоминает воронку. Мяч захватывается пальцами и не касается ладоней, руки сгибаются в локтевом и плечевом суставах.
При ловли мяча одной рукой игрок останавливает его дальней от защитника рукой широко разведенными, но расслабленными пальцами. Второй рукой мяч, чтобы контролировать его уже двумя руками. Для быстрой передачи мяч ловит одной рукой, без поддержки другой, используя амортизирующие движения как замах для последующей передачи. После ловли надо укрыть мяч от соперника, защищая его разведенными локтями.
Передача ловли мяча, развивает силу рук. Послать мяч точно через все поле- дело непростое, со слабыми руками с ними не справиться. Потому при обучении передачи и ловли мяча, в тренировки надо включать больше упражнений на развитие силы рук. Эффективны для этой цели упражнения с набивными мячами, они развивают мышцы рук и плечевого пояса, способствуют развитию ловкости, гибкости.
Упражнения с набивными мячами выполняют в группах, в парах и индивидуально. Вот некоторые из них.
1. Броски, толчки мяча вверх и ловля его стоя, в прыжке, после разворота, сидя.
2. Передачи мяча из правой руки в левую за спиной, из левой руки в правую перед собой, не касаясь туловища.
Передача мяча – основной технический приём, с помощью которого осуществляется взаимодействие между партнёрами. В процессе игры применяются разнообразные способы передач. В зависимости от игровой ситуации передачи бывают из разных исходных положений - с места, в движении, в прыжке; разные по характеру - короткие, длинные, с низкой и высокой траекторией, без отскока и с отскоком от пола; по направлению - продольные, поперечные, диагональные. Внезапность и скрытность, быстрота и точность при любых противодействиях защитников – таковы главные требования к передачам, Существуют две группы передач мяча: передачи двумя руками и передачи одной рукой. Основными передачами двумя руками являются передачи от груди и сверху.
Передача двумя руками от груди характерна для взаимодействий партнёров на коротких и средних расстояниях. Для выполнения её, игрок, находясь в стойке, держит мяч перед грудью, Руки согнуты, локти свободно опущены вниз. Пальцы широко расставлены, большие направлены друг к другу, остальные – вверх – вперёд. Замах производится небольшим круговым движением рук вниз – на себя – вверх до исходного положения, после чего начинается быстрое разгибание рук вперёд с завершающим активным движением кистей. Для увеличения силы полёта мяча игрок может разгибать ноги или делать шаг вперёд.
Передача двумя руками сверху целесообразна при активном сопротивлении защитника не преобладающего в росте. В исходном положении мяч держится согнутыми руками над головой. Выполняя замах, игрок немного сгибает руки в локтевых суставах и слегка отводит их назад. Затем обратным движением рук вперед, энергичным разгибанием в локтевых суставах и резким движением кистей вперёд – вниз мяч посылается в нужном направлении.
Передача мяча одной рукой выполняется от плеча, сверху и снизу. Одной рукой осуществляются и скрытые передачи: за спиной, снизу – назад, под рукой, над плечом.
Передача одной рукой от плеча является ведущей в баскетболе. Применяется при взаимодействиях партнеров на любых расстояниях. Отличается коротким замахом хорошим контролем мяча и возможностью изменять направление полёта в момент вылета мяча за счёт движения кисти. Для выполнения передачи правой рукой игрок, сгибая руки, приближает мяч к одноименному плечу так, чтобы правая рука была сзади мяча, а левая поддерживала его спереди. Локти при этом свободно опущены вниз. Заканчивая замах, игрок опускает левую руку, после чего, быстро выпрямляя правую, завершающим резким движением кисти посылает мяч в нужном направлении. При передачах на дальнее расстояние приём выполняется с большим замахом. Рука с мячом не останавливаемся у плена, а заносится над ним немного назад.
Передача одной рукой сверху (крюком) целесообразна в тех случаях, когда необходимо направить мяч через поднятые вверх руки близко расположенного защитника. Для выполнения передачи правой руки игрок располагается левым боком к цели. Разгибая руки с мячом, он опускает их вниз, перекладывает мяч на ладонь выпрямленной бросающей руки и, отводя её в сторону, круговым движением поднимает до вертикального положения, где активным сгибанием кисти направляет мяч партнеру.
Передача одной рукой снизу применяется на близкое расстояние, часто из рук в руки, против защитника, активно закрывающего верхнее и среднее направления для полёта мяча. При выполнении передачи игрок, разгибая руки, отпускает мяч вниз, перекладывает его на выпрямленную правую руку, которую отводит назад, за бедро сзади стоящей ноги. Левая рука, поддерживающая мяч, отпускается в середине замаха, и далее мяч удерживается кистью бросающей руки. Одновременно на сзади стоящую ногу переносится тяжесть тела, туловище несколько поворачивается в эту же сторону. Затем обратным движением прямой руки с переносом тяжести тела на впереди стоящую ногу или с шагом вперёд мяч направляется под руками защитника. Завершающее движение выполняется пальцами, как бы скатывающими мяч с кисти.
Скрытые передачи отличаются более коротким замахом и неожиданным для противника направлением полёта мяча, что затрудняет возможность его перехватывания.
Передача одной рукой за спиной целесообразна при непосредственной атаке защитником нападающего с мячом спереди. Для выполнения её игрок отводит согнутые руки в противоположную передаче сторону и, продолжая далее круговое движение опущенным вниз предплечьем бросающей руки, заносит мяч за спину, где и заканчивает передачу резким движением кисти.
Передача мяча снизу назад применяется также при встрече с противником, сопровождающему сзади. Игрок опускает руки с мячом вниз – назад и одновременно перекладывает мяч на кисть бросающей руки, поворачивая её внутрь - назад. Затем у бедра отпускает поддерживающую руку и ускоряющимся движением предплечья и кисти выпускает мяч.
Передача мяча под рукой применяется на короткое расстояние игроку, расположенному сбоку или сзади. Для выполнения её мяч перекладывается на бросающую руку, которая движется скрестно под свободной рукой в сторону цели. Мяч выпускается сразу после скрещения рук за счёт резкого сгибания кисти. При передаче назад рука, несколько выпрямляясь при замахе, круговым движением заносится сбоку от туловища. В этом случае при завершающем движении помимо кисти активно сгибается предплечье.
Передача одной рукой над плечом целесообразна в тех же условиях, в которых выполняется и предыдущая. Игрок при этом поворачивает руку с мячом ладонью вверх и, резко сгибая предплечье над одноимённым или противоположным плечом, посылает мяч назад в нужном направлении.
Помимо указанных способов, передачи могут осуществляться из самых различных положений рук с мячом только за счёт резкого, направляющего движения кистей (так называемые кистевые передачи).
На уроках физической культуры надо непременно включать упражнения, неправленые на совершенствование техники передач. Вот наиболее распространенные из них, доступные для обучения.
Игроки строятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 5-6 м. Дистанция между игроками в шеренге 2-3 м. По команде учителя ребята выполняют передачи двумя руками от груди, стоя на месте или шагом вперед. Учитель может менять задания: способы передач, расстояние между игроками, а также вводить различные элементы:
а) передачи с применением финта;
б) передачи со сменой положений: опуститься на одно колено, на оба, сесть, лечь, затем проделать то же в обратном порядке;
в) передачи в движении с перемещением вперед, назад, в стороны в радиусе 1-2 шагов;
г) передачи в прыжке;
д) выполняя передачу, баскетболист следует за мячом и занимает место партнера в противоположной шеренге. Принявший мяч ведет на исходную позицию партнера, делает передачу и движется вслед за мячом.
Для усложнения передач в парах можно включать третьего партнера, который будет мешать точному пасу, стараться перехватить или отбить мяч.
Передачи мяча в парах в движении с броском. Игроки строятся в колонну по два перед лицевой линией площадки. По сигналу учителя игроки первой пары начинают продвигаться к противоположному щиту, передавая мяч друг другу. После того как первая пара игроков пройдет ближайшую линию штрафного броска, упражнение начинает следующая пара.
Передачи в тройках в движении с броском. Игроки строятся в тройках перед лицевой линией площадки (средний несколько сзади) и начинают движении к противоположному щиту, передавая мяч друг другу. Первую передачу делает средний игрок, ему мяч и возвращают, он передает мяч другому, а тот снова возвращает ему передачу и т.д.
Передачи в движении по кругу. 5-6 или более баскетболистов образуют круг и располагаются в 3-3,5 м. друг от друга. После этого они начинают движение по кругу, соблюдая установленную дистанцию и передавая мяч впереди бегущему. По сигналу учителя игроки движутся в обратном направлении. Можно менять расстояние между игроками, пользоваться 2-3 мячами.
Передачи при встречном движении игроков. Баскетболисты строятся в две колонны напротив друг друга по диагонали площадки, как показано на рисунке 1, быстро движутся навстречу друг другу, передавая мяч на разной высоте; над головой, на уровне плеч, пояса, пола. Игрок А делает передачу выбегающему навстречу игроку Б, а сам занимает место в конце другой колонны. Игрок Б ловит мяч в движении и передает его, также выбежавшему навстречу игроку В. После передачи игрок может выполнить поворот на 360 градусов, как это показано на рисунке 1.
«Охотник». 5-6 баскетболистов строятся по внешней стороне круга, как показано на рис. 2. В кругу стоит еще один игрок-охотник. Игроки передают мяч друг другу, а охотник пытается отбить или перехватить. Игрок, потерявший мяч, меняется местами с охотником. Игру можно проводить и с двумя охотниками, Увеличив размеры круга.
Упражнение с двумя мячами. 5 игроков располагаются на площадке расстановке 2+3 с центровым на линии штрафного броска, как показано на рис.3, и выполняет следующие задания:
1. Оба игрока задней линии (3 и 4) имеют по мячу. Стоящий слева (3) передаёт мяч центровому 1, который быстро отдает его правому нападающему 5.
2. В момент, когда центровой выполнил передачу, игрок 4, стоящий с права, незамедлительно отдает ему свой мяч, а центровой быстро передает его левому нападающему 2.
3. Нападающий сразу же передает мяч назад ближайшему из игроков задней линии, а те продолжают передачу мяча центровому. Хотя эти упражнения специально для центровых, они помогают совершенствовать передачи всем остальным игрокам. Желательно, чтоб каждому игроку была предоставлена возможность выступить в роли защитника, нападающего и центрового, выполняя передачи различными способами.

Прыжки через скакалку с передачей мяча. Упражнение направлено на развитие координации движений и периферического зрения баскетболистов. Два игрока с мячами становятся по разные стороны от скакалки, которую вращает невысоко над полом третий игрок. Остальные игроки, стоя в колонне по одному, поочередно прыгают через скакалку, одновременно с этим ловят мяч то от одного, то от другого баскетболиста и тут же возвращая ему мяч. Если игрок задел скакалку, он меняется местами с тем, кто её вращает, а если не поймал мяч, то с тем, кто выполнял передачу.
Передачи на внимание. 6-7 игроков образуют круг, и им выдается 3 мяча. Каждый передает мяч свободному партнеру и в случае необходимости выполняет финты, чтобы избежать передачи двух мячей одному игроку. Не разрешается передавать мяч баскетболистам, стоящим рядом с пасующим.
Два игрока, два мяча. Игроки в парах передают мячи друг другу, используя различные способы передачи.
Три игрока, два мяча. Трое баскетболистов располагаются по треугольнику у двух из них мячи, и они по очереди передают их третьему. Поймав мяч, тот стремиться как можно быстрее вернуть его тому, от кого получил. Темп передач можно менять в зависимости от подготовленности занимающихся.
Пять против пяти. Игра проходит на половине площадки, без бросков по кольцу. Игроки делятся на две команды по пять человек. Задача команды, владеющей мячом, - как можно дольше удержать его, передавая друг другу. Баскетболисты действуют по принципу личной защиты, то есть каждый игрок опекает определенного соперника. Тренер следит за соблюдением правил игры и в случае нарушений передает мяч другой команде. Во время передач тренер или игроки, владеющие мячом, громко отсчитывает количество сделанных передач. Команда, выполнившая наибольшее количество передач, становится победителем. Для увеличения темпа можно ввести условия, запрещающие ведение мяча. Это упражнение заставляет игроков больше двигаться, правильнее выбирать удобное место, открываться для приема мяча, а игрока владеющего мячом, искать наиболее рациональные способы передач.
В заключение несколько советов по технике ловли и передачи мяча:
1. Получая мяч, надо двигаться ему навстречу.
2. Мяч следует держать чуть выше пояса, стараясь послать его мимо защитника, а не над ним.
3. Активные движения запястья и пальцев рук придают необходимую в передаче хлесткость броска.
4. Укрывая мяч, не надо вытягивать руки с мячом.
5. Большинство передач следует направлять выше пояса – примерно на уровне груди. Такую передачу легче принять.
6. Прежде чем выполнить передачу, нужно сделать обманное движение, чтобы на а него среагировал соперник, пытающийся перехватить мяч.
7. Пасующий должен высоко держать голову для увеличения поля периферийного зрения, что, в свою очередь, важно для успешной ловли и передачи мяча.
8. Ноги, всегда слегка согнутые в коленях, не должны быть напряженны, баскетболист не должен быть закрепощен.
9. Передачи должны быть быстрыми, точными, своевременными, но не слишком резкие.
10. Необходимо уметь получать и передавать мяч одним движением.
11. Следует избегать поперечных, навесных и мягких передач – их легко перехватывают соперники.
12. Передачу партнеру делают только в том случае, если он готов её принять.
13. Принимая мяч, надо следить за его полетом; всегда ожидать пас и быть готовым к ловли мяча.
14. При передачи правой рукой левую ногу выдвигают вперед, наоборот – при передачи левой рукой вперед выносится правая нога.
15. Следует показывать партнеру руками место, наиболее удобное для приема мяча.
16. Необходимо как можно реже отдавать мяч игроку, находящемуся в непосредственной близости боковой линии, в углу площадки.
А поскольку точность передач тесно связана с ловлей мяча, то эти приемы разучивают одновременно, в едином процессе тренировки.
Ведение мяча – прием, позволяющий игроку перемещаться по площадке, владея мячом, за счёт последовательных толчков его. Мяч ведётся одной рукой. Толчок выполняется кистью с расставленными пальцами вниз – вперёд под углом. В основном за счет разгибания руки в локтевом и кистевом суставах. Во время ведения игрок движется на согнутых ногах, туловище занимает естественное положение (не наклоняясь вперед), что позволяет вести наблюдение за обстановкой.
Распространённые ошибки
Шлепанье по мячу вместо толчков.
Мяч препятствует продвижению.
При маневре мяч неуправляем.
Устранение ошибок
Кисть очень расслаблена, надо напрячь пальцы и, дальше сопровождая мяч рукой вниз, возможно раньше встречать его.
Вести не перед собой, а чуть справа – сбоку – впереди. Посылать вперед под большим углом.
Неправильно накладывается на мяч кисть.
Для лучшего управления мячом необходимо тренироваться в умении накладывать кисть на разные участки мяча, придавая ему те или иные направления отскока. Различают 2 способа ведения мяча: с обычным отскоком (до уровня пояса) и со сниженным. Обучая ведению, главное внимание обращают на воспитание чувства ритма, умение координировать ведение в беге. Мяч не должен препятствовать бегу. Этому помогут такие упражнения: на месте, в стойке баскетболиста, последовательными толчками вести мяч, сосредотачивая внимание на длительном сопровождении его рукой вниз и возможно более ранней встрече после отскока (мяч как бы привязан к кисти).
Вести мяч перед собой то правой, то левой рукой, перемещая кисть на его поверхности: сверху – справа, сверху – слева, от себя, на себя вначале со зрительным контролем, затем без зрительного контроля. Ведение мяча в движении; ведение мяча «змейкой»; ведение мяча с изменением высоты подскока, и изменением скорости; в парах упражнение «зеркало»; «Салки» с ведением мяча; ведение одновременно двумя мячами.
Более сложные упражнения для совершенствования тех, в которых предъявляются требования вести мяч с пониженным зрительным контролем:
В парах (один в защите, другой в нападении).
Ведущий мяч стремится передвигаться от одной лицевой линии к другой. Игрок в защите, соответственно отступая, противодействует ему (пассивно или активно):
в небольших группах (3-5 чел.). Каждый водит свой мяч в ограниченной площадке, при этом, не прекращая ведений и укрывая свой мяч, стремится выбить мяч у партнеров по упражнению; то же, у каждого свой мяч игра в «Пятнашки»;
вести мяч на месте с обычным отскоком, с шагом-выпадом перевести мяч на сниженный отскок;
то же, на ведении со снижением сделать рывок (вперед, назад или в стороны) на 2-3 шага. На ведении с обычным отскоком возвращаться на исходное положение.
2.1 Игры для совершенствования ведения мяча.
Ведение с остановкой, поворотом и передачей.
Ребята выстраиваются в две шеренги друг против друга вдоль боковых линий площадки. Каждый игрок первой шеренги ведет мяч по направлению к игроку, стоящему напротив, обводит его, возвращается на исходную позицию, делает остановку, поворот и передает мяч игроку противоположной команды. После того как все эти игроки получат мяч, они выполняют аналогичное задание.
Ведение по сигналам.
Учащиеся располагаются на одной половине площадки, у каждого в руках мяч. Тренер находится на другой половине, у линии штрафного броска. Сигналом, (рукой) он показывает направление движения: вперед, назад, влево, вправо, по диагонали. Это упражнение способствует развитию умения вести мяч без зрительного контроля.
«Ведение с пятнашками».
Игроки располагаются на одной площадки, один из них с мячом, - водящий. Он ведет мяч, стараясь на ходу коснуться кого-нибудь рукой. Тот, кого «запятнали», становится водящим, и игра продолжается.
«Ведение туда и обратно». Рис.2
Баскетболисты делятся на две команды, каждая из которых образует две колонны - нападающих и защитников, причем нападающие располагаются ближе к боковой линии. Нападающий ведет мяч по направлению к углу, преодолевая плотную опеку защитника, пытающегося завладеть мячом. Когда нападающий приблизиться к углу настолько, что возникает опасность потерять мяч, он должен изменить направление ведения и вернуться обратно, укрывая мяч от защитника. Пройдя примерно половину обратного пути, нападающий останавливается и передает мяч очередному игроку, а сам встает в конце своей колонны. Упражнение продолжается до тех пор, пока все игроки в колоннах не выполнят задание.
Ведение в круге. Рис.3.
Две колонны игроков выстраиваются лицом друг к другу на противоположных сторонах круга. Двое направляющих одновременно входят в круг, и один из них получает мяч. По сигналу тренера игрок с мячом начинает низкое ведение, не выходя за пределы круга. Он старается укрыть мяч от соперника, а тот пытается отобрать у него мяч. Поединок продолжается одну минуту, после чего эту пару игроков сменяет другая, и так до тех пор, пока все пары не побывают в кругу. Можно нарисовать мелом на площадке несколько кругов по числу пар. Тогда все игроки смогут выполнять упражнение одновременно.
Цель этого упражнения – научить дриблера укрывать мяч от соперника.
Двойной круг. Рис.4.
Десять игроков образуют круг, в центре которого – защитник. Три баскетболиста с мячами становятся внутрь круга, между защитником и остальными игроками. Они ведут мяч внутри круга, оберегая его от защитника и от остальных игроков. Те же пытаются выбить у них мяч, если кто-либо подойдет достаточно близко, но своих мест покидать не должны. Дриблеры меняются как можно чаще.
Это упражнение приучает игроков вести мяч в тесном контакте с защитниками.
Ведение одновременно двух мячей.
Игроки ведут сразу два мяча: и правой и левой рукой. Делать это можно с разной высотой отскока, на месте, с продвижением по площадке.
Это упражнение помогает баскетболистам совершенствовать координацию движений.
Преследование дриблера. Рис.5
Игроки делятся на две команды и выстраиваются в противоположных правых углах площадки. Каждая команда образует две колонны: нападающих и защитников. По сигналу тренера нападающие начинают ведение мяча к противоположным щитам. Защитники преследуют их, стремясь помешать ведению и броску по кольцу в движении. Закончив упражнение, игроки меняются местами в колоннах.
Цель упражнения – помочь игрокам обрести уверенность в себе, не волноваться, если их нагоняет защитник.


«Пятнашки с ведением». Два игрока, передвигаясь в одном направлении вокруг стойки или стоящего в центре круга третьего ведя мяча дальней рукой от соперника, стараются, осалить свободную руку в плечо и при этом не потерять мяч игрокам разрешается, чтобы избежать «осаливания», отводить своей рукой свободную руку соперника. Тот, кому удалось дотронуться до плеча соперника и не потерять право на ведение получает 1 очко. При утрате контроля над мячом 1 очко присуждается сопернику игроку допустившему ошибку, меняются местами с партнером, стоящим в круге.
ВАРИАНТ: не прерывая ведения, каждый старается отобрать мяч у соперника.
«Сторож». В игре участвуют двое, у каждого мяч игрок 1 (сторож), ведя мяч, защищает установленный на полу за его спиной флажок. «Сторожу» разрешается делать шаги одной ногой, другая (опорная) стоит в 25-30 см. от флажка. Задача игрока 2, - не прекращая ведения, дотронуться свободной рукой до флажка, что по условиям игры приносит ему 1 очко. В заранее обусловленном счете игроки меняются ролями.
ВАРИАНТ: Сторож, передвигаясь с ведением мяча вокруг лежащего на полу обруча, препятствует попаданию в обруч мяча игрока два. Тот же применяя ведения, пытается обмануть сторожа и послать мяч в обруч. Сторожу разрешается отбивать мяч свободной рукой.
«Зоркий глаз». Класс делится на три команды, которые выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой у линии старта лежит обруч в 10-15м. от него установлено 5 разноцветных флажков: красный, черный, белый, зеленый, синий. В 5 м. от линии флажков, проводиться параллельно ей еще одна линия – для передвижения учителя, в руках у которого пять флажков такой же расцветки. По сигналу первые номера команды начинают ведение мяча вокруг обруча, постоянно наблюдая за учителем, который быстро передвигается в различных направлениях по своей линии. Как только учитель поднимет вверх один из имеющихся у него флажков, первые номера команды, не прекращая ведения, должны добежать до своих флажков, взять один из них нужной расцветки и, ведя мяч быстро вернуться к своей команде. Участник, не допустивший ошибки, взявший нужный флажок и быстрее всех вернувшийся к линии старта, приносит своей команде 3 очка, пришедший вторым – 2 и третьим – 1 очко. При ошибках очки не начисляются. Затем в игру вступают вторые номера и т.д. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
«Ведение после передачи». Класс делится на пары. Партнеры стоят в 5 м. лицом к друг другу. Первый игрок передает мяч второму. Второй сразу переводит мяч на ведение, ведя мяч, добегает до первого, обводит его и с ведением возвращается на свое место, после чего делает передачу первому. Упражнение повторяют насколько раз.
«Подними мяч». В парах положение партнеров такое же, как в предыдущей игре. По сигналу первый номер, ведя мяч, подбегает ко второму, остановившись, быстро переводит мяч с высокого ведения на низкое – до полной остановки мяча. Затем, оставив мяч у ног партнера, он бегом возвращается на свое место. Второй игрок частыми ударами кистью по мячу переводит мяч на ведение и далее повторяет действие первого.
«Повтори лидера». Игра проводится в парах, у каждой паре по одному; мячу. Игрок с мячом становится за спину игрока без мяча. По команде преподавателя, игрок без мяча, начинает свободно двигаться по залу, делая резкие ускорения, остановки, меняя направления движения.
15