План конспект урока по баскетболу в 5 классе
Тема: Баскетбол. Стойки и передвижения игрока, повороты и остановки. Развитие координационных способностейЦели: повторить правила техники безопасности при проведении спортивных и подвижных игр; выполнить комплекс общеразвивающих упражнений с мячом; изучить технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки; познакомиться с терминологией игры в баскетбол.Формируемые УУД: предметные: иметь представление о технике безопасности при проведении спортивных и подвижных игр и первоначальные представления о технике передвижения в защитной стойке и терминологии игры в баскетбол; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью комплекса упражнений с мячом; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, навыков сотрудничества; умение находить компромиссы при принятии общих решений.Инвентарь: секундомер, свисток, баскетбольные мячи по количеству занимающихся.
Ход урокаI. Вводная часть (15-17 минут)1. Построение. Объявление темы и целей урока. Организационные команды. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол(Учитель напоминает технику безопасности при проведении уроков, посвященных спортивным и подвижным играм.)Особо хочу обратить ваше внимание на основные моменты техники безопасности при игре в баскетбол.
Проверить игровое поле на наличие посторонних предметов.
Не играть на мокрой площадке.
Во время игры пальцы вперед не выставлять.
Не отбирать мяч вдвоем, втроем, не подставлять бедро, не отбирать мяч сзади, не разводить локти в стороны.
2. Проверим домашнее задание. Расскажите об истории появления игры «Баскетбол» (уч. Виленского). (См. приложение 1.)
3. Строевой шаг и бег с заданиями:
с высоким подниманием бедра
с захлестом голени
приставными шагами правым и левым боком
поворотами в движении и бег спиной вперед
с ускорением по диагонали
4. После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Когда ученики проходят по периметру зала, то берут по одному баскетбольному мячу и перестраиваются для разминки.
Проводится разминка с мячами
И. п. — основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» — руки вперед, правая сверху, поворот головы направо; на счет «два» — руки вверх, поворот головы налево; на счет «три» — мяч за голову, голова вперед (вытягиваем шею); на счет «четыре» — вернуться в исходное положение; на счет «пять» — руки вперед, левая сверху, поворот головы налево; на счет «шесть» — руки вверх, поворот головы направо; на счет «семь» — мяч за голову, голова вперед; на счет «восемь» — вернуться в исходное положение. Повторить 2 раза в медленном темпе.
И. п. — основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» — наклон вправо, руки вверх; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — наклон влево, руки вверх; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
И. п. - стойка ноги врозь, мяч за головой. Под счет до 4 выполнять круговые движения туловищем в правую сторону; на счет «пять—восемь» — круговое движение туловищем в левую сторону. Повторить 2 раза.
И. п. — стойка ноги врозь, мяч в руках. На счет «раз» — наклон, положить мяч на пол; на счет «два» — выпрямиться; на счет «три» — наклон, взять мяч; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
И. п. — стойка ноги врозь, мяч в руках. На счет «раз» — наклон, положить мяч на пол, надавить на него сверху руками; на счет «два—семь» — пружинисто давить на мяч руками; на счет «восемь» — вернуться в исходное положение. Повторить 2 раза.
И. п. — основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» — выпад вправо, поворот туловища направо, мячом коснуться носка правой ноги; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — выпад влево, поворот туловища налево, мячом коснуться носка левой ноги; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
И. п. - основная стойка, мяч в руках. Подбросить мяч, присесть и поймать мяч уже в приседе, как можно ниже. Выполнять 20-25 с.
И. п. - основная стойка, мяч в руках. Подбросить мяч, подпрыгнуть и поймать его в прыжке, стараться приземлиться на то же место, откуда совершался прыжок. Выполнять 20-25 с.
После разминки ученики расходятся по всему залу.
II. Основная часть (25-27 минут)
1. Стойка баскетболистаСначала отработаем стойку без мяча. Мячи положите на пол. Разберем технику выполнения стойки: ноги поставить в стойку ноги врозь и слегка согнуть в коленях. Главное, распределить тяжесть тела равномерно на обе ноги, чтобы в любой момент можно было стартовать в любом направлении, руки слегка согнуты, туловище немного наклонено. Тело как пружина, готово действовать. По первому сигналу вы принимаете стойку баскетболиста и замираете в ней, по второму — выпрямляетесь и расслабляетесь.(Упражнение выполняется 3—4 раза, в зависимости от качества выполнения.)Далее задача усложняется, по первому сигналу вы начинаете двигаться приставными шагами вокруг своего мяча, по второму сигналу замираете в стойке баскетболиста.(Упражнение выполняется 3—4 раза, в зависимости от качества выполнения.)
2. Защитная стойкаВ этой стойке ноги сильно согнуты, передвигаться надо мягко, скользящим шагом, без прыжков, руки согнуты и разведены в стороны. Пробуем по сигналу принять нужную стойку 2—3 раза.
Ведение мяча на месте
Ведение мяча правой рукой (30 с).
Ведение мяча левой рукой (30 с).
Ведение мяча поочередно правой и левой рукой (30 с).
(Если во время выполнения дается условный сигнал, ученики должны взять мяч и замереть в стойке баскетболиста.)
3. Ведение мяча в движении(Основная задача — не сталкиваться и не мешать остальным ученикам.)
Ведение мяча правой рукой (30 с).
Ведение мяча левой рукой (30 с).
Ведение мяча поочередно правой и левой рукой (30 с).
(Если во время выполнения дается условный сигнал, ученики должны взять мяч и замереть в стойке баскетболиста.)
4. Остановка прыжкомЭтот вариант применяется, когда необходимо резко остановиться. Делать это надо прыжком с приземлением на обе ноги, но одна нога ставится немного вперед, чтобы обеспечить игроку большую устойчивость.(Ученики знакомятся с техникой остановки прыжком.).А сейчас выполните ведение мяча по всему залу любым способом, но по сигналу нужно тут же остановиться прыжком.(Упражнение выполняется 2-3 мин, в зависимости от качества выполнения.)
5. Повороты с мячомПовороты выполняются вперед и назад, на передней части стопы согнутой опорной ноги, с шагом другой вперед или назад и одновременным поворотом туловища. Для отработки поворотов выполните следующие задания.Обычный бег по всей площадке с мячом в руках, стараясь выполнять повороты, чтобы уворачиваться от других игроков, максимально четко.
Повороты с ведением мяча.
Повороты с ведением мяча спиной вперед.
Игровое упражнение
6. В заключение можно поиграть. Игра «Не давай мяча водящему» 5-7 минутОдин из играющих — водящий. В начале игры он находится на середине площадки. Остальные игроки размещаются на площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный (волейбольный) мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает мяч в любого игрока. В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми. Игроки, побывавшие меньшее число раз в роли водящего, побеждают.
7. Игра «Перестрелка» 5-7 минутПлощадка делится чертой поперек на две равные части. На расстоянии 2—2,5 м от каждой из коротких сторон площадки проводится еще по черте. Таким образом, площадка представляет поле, состоящее из 4 полос: две полосы широкие («города») и две узкие (места для «плена»). Две равные команды размещаются каждая в своем городе в произвольном порядке. Руководитель выходит на середину площадки и подбрасывает волейбольный мяч вверх. Игроки стараются, не выходя из своих городов, завладеть мячом, и между командами начинается перестрелка. Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их из города и взять в плен.Каждый игрок, задетый мячом, становится «пленником», после чего он переходит на полосу, помещенную за городом другой команды. Пленник может подбирать (или ловить) залетающий на его полосу мяч и бросать его в игрока чужой команды. Пленных можно освобождать. Для этого надо бросить любому пленнику мяч так, чтобы тот мог поймать его с лету. Если пленник поймает мяч, то, держа его в руках, он беспрепятственно переходит в свой город и имеет право оттуда бросить этот мяч в противников или же для выручки перебросить его другому пленнику. Обе команды стараются помешать пленникам ловить мяч. Выигрывает команда, сумевшая взять в плен игроков другой команды (или насчитывающая, по окончании отведенного на игру времени, большее число пленных).
Правила:1. В игре не разрешается заходить за очерченные линии (помимо случаев ухода в плен и возвращения из плена), брать мяч, находящийся на другой полосе, бегать с мячом, отбивать летящий мяч ладонями. В случае нарушений этих правил другая команда получает право брать обратно в свой город любого из своих игроков, попавших в плен (или не отдавать в плен задетого мячом игрока).2. Если игрок поймает мяч, брошенный в него, или мяч, переброшенный пленному игроку, то это за попадание не считается; если же при попытке поймать мяч игрок выпустил его из рук, то в таком случае попадание считается действительным и такой игрок идет в плен.
III. Заключительная часть1. Терминология игры «Баскетбол»Учитель за 5—6 мин до конца урока строит учеников в одну шеренгу и знакомит с терминологией игры.Аут — засчитывается том случае, если любая часть тела игрока соприкасается с полом или любой из конструкций (например, стеной) за границей баскетбольной площадки (за лицевой или боковой линиями).Блок-шот — от английских слов blocked shot — заблокированный бросок. По сути, блокировка броска противника.Заслон — движение, которое выполняет игрок нападения для создания партнеру свободного пространства для прохода к кольцу.Зонная защита — игроки в командах защищаются в пределах своих зон, а не играя только по игроку.Подбор - происходит, когда игрок овладевает мячом после неудачной попытки броска.Правило 24 секунд — команда должна совершить бросок за 24 с, если она не успевает, мяч передается сопернику.Пронос мяча — почти как двойное ведение, но здесь игрок останавливается, удерживая мяч на одной руке.(Также можно вспомнить такие хорошо известные термины: двойное ведение, передача, перехват, бросок в прыжке, дриблинг (ведение мяча), трехсекундная зона, штрафной бросок, очко и т. п.)2. Подведение итоговУчитель подводит итоги урока. Желательно похвалить учеников за внимательность, быстроту, взаимопомощь и взаимовыручку, честную игру и т. п.3. Домашнее заданиеПрочитать текст «Баскетбол» на с. 109 учебника М.Я. Виленского.4. Организованный выход из зала