Календарно-тематическое планирование уроков по русской словесности . 7 класс (35 часов)
Тематическое планирование
уроков спецкурса «Основы русской словесности» в 7-м классе
№ п/п Дата Тема урока Цели урока Основные виды учебной деятельности УУД Материал
урока
План Факт 1 четверть 1. Что такое слово. Различать тексты разных стилей, отбирать подходящую лексику. Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
М/п: вычитывать разные виды текстовой информации,
преобразовывать её (в таблицу,схему, план, ключевые слова),
менять стратегию чтения, использовать разные механизмы
чтения (прогнозирования, эквивалентных замен, компрессии) и аудирования.
М/к: стремиться к координации действий в парах, группах, слушать и слышать друг друга, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Пр:
выявлять признаки различных стилей речи,
характеризовать тексты с точки зрения принадлежности их к
определённому стилю, опознавать стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску слова.
П. 1-4, упр. 5, 13, 14 на с.17-24 (16-23)
2. Разговорный язык и его назначение. Свойства разговорного языка. Выявлять различия между общеупотребительными и др.группами слов. Работа с учебником, работа со словарем,работа с таблицей. П. 5-7, упр. 4, 5 на с.53-54 (52-53)
3. Разновидности разговорного языка. Просторечие. Территориальные диалекты. Профессиональные диалекты. Опознавать диалектные, профессиональные, просторечные слова, объяснять их значение. Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации П. 8-11, упр. 5, 9 на с.53-56 (53-55); упр. 14 на с.63 (62)
4. Признаки литературного языка. Стили литературного языка. Выявлять признаки литературного языка, различать стили Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений, работа с таблицей. П. 12-16, упр. 7, 8 на с. 55 (54); упр. 11 на с.60 (59)
5. Практикум. Язык художественной литературы. Учиться строить монологические высказывания, исправлять речевые и стилистические ошибки. Наблюдение, беседа, работа с научно-учебным текстом, решение жизненных задач, работа в парах П. 17, упр.18 на с.64 (63)
6. Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественной и художественной словесности. Различать тексты различных форм Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений, работа с таблицей. П. 18-21, упр. 2 на с. 90 (88)
7. Сказ. Стихи и проза, их различие. Определять особенности стихотворных и прозаических форм Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации П. 22-25, упр. 5 на с. 91 (90)
8. Ритм в стихах и прозе. Интонация. Стих и смысл. Определять размер стиха. Чувствовать ритм и интонацию Работа в парах и группах, работа с текстами, создание текстов в группе. П. 26-30, упр. 9 на с. 96 (94)
9. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слова. Синонимы. Стилистические возможности фразеологии. Находить стилистически и эмоционально-экспрессивно окрашенные слова в тексах, умело использовать в собственной речи. Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений. П. 31-34, упр. 3, 4 на с. 127 (125)
2 четверть 10. Стилистические возможности грамматики и синтаксиса. Выявлять стилистические возможности грамматики и синтаксиса. Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами, создание текстов в группе Пр. (коммуникативная ком-
петенция): анализировать и
понимать текст,включающий
изученные части,
передавать содержание прослушанного и прочитанного
текста полностью и по частям в устной и письменной форме
(подробно, сжато, выборочно),
создавать собственные письменные речевые произведения
разных стилей и типов речи.
П. 35-37, упр. 8 на с.130 (128), упр. 10 на с.132 (130)
11. Стиль писателя и стиль произведения. Стилизация и пародия. Осознавать понятия стиль писателя и стиль произведения Наблюдение , беседа, работа с учебно-научным текстом, составление текста П. 38-42, упр. 12 на с. 133 (131)
12. Р/р. Создание стилизации и пародии. Создание собственного текста Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами, создание текстов в парах Повторить теорию
13. Роды, виды и жанры словесности. Знать особенности и различать Роды, виды и жанры словесности. Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации П. 43-47, составить таблицу жанров
14. Эпические виды и жанры народной словесности. Выявлять особенности эпических видов и жанров народной словесности Работа с текстами, выполнение тренировочных упражнений. П. 47-51, упр. 2 на с. 157 (154)
15. Лирические виды и жанры народной словесности. Выявлять особенности Лирических видов и жанров народной словесности. Наблюдение , беседа, работа с учебно-научным текстом, составление текста П. 52-53, упр. 13 на с. 161 (159)
16. Драматические виды и жанры народной словесности.
Выявлять особенности Драматических видов и жанров народной словесности.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации П. 54-56, упр. 4 на с. 157 (155)
3 четверть 17. Библия и особенности её стиля. Иметь представление о библейских текстах, знать их характерные черты. Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами, создание текстов в группе Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
М/п: вычитывать разные виды текстовой информации,
преобразовывать её (в таблицу,схему, план, ключевые слова),
менять стратегию чтения, использовать разные механизмы
чтения (прогнозирования, эк-
вивалентных замен, компрессии) и аудирования.
М/к: стремиться к координации действий в парах, группах, слушать и слышать друг друга, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Пр:различать и анализировать виды и жанры эпических и лирических произведений,. Использовать опыт изучения языка и различных видов произведений для выражения собственных мыслей.
П. 57-58, упр. 2 на с. 182 (180)
18. Состав и жанры Библии. Анализировать библейские тексты Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации П. 59-66, упр. 8, 9 на с. 184 (182)
19. Темы и жанры Библии в произведениях русских поэтов. Анализировать библейские тексты Работа с текстами, создание текстов в группе. П. 67, упр. 10 на с. 186 (184)
20. Р/р. Составить рассказ по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» (упр. 14 на с.186). Учиться строить монологические высказывания, исправлять речевые и стилистические ошибки. Беседа, работа с учебником,
моделирование
предложений. Упр. 12 на с. 188 (186)
21. Виды и жанры эпических произведений. Выделять особенности эпического произведения. Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами. П. 68-71, упр. 4 на с. 210 (208)
22. Герой эпического произведения. Диалоги и монологи героев. Осознавать понятие литературный герой, находить его в произведении. Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации П. 72-77, упр. 11, 13 на с. 213-214 (211-212)
23. Сюжет эпического произведения. Этапы и назначение сюжета. Выявлять особенности характера литературного героя и способы его раскрытия в произведении. Работа с текстами, создание текстов в группе. П. 78-81, упр. 2 на с. 209 (207), упр. 14 на с. 214 (212)
24. Композиция эпического произведения. Художественная деталь. Понимать значение детали в художественном произведении Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами. П. 82-87, упр. 17 на с. 215 (213), упр. 20 на с. 216 (214)
25. Р/Р. Сочинение по упр.10 на с.210 Создание собственного письменного текста Наблюдение , беседа, работа с учебно-научным текстом Упр. 18 на с. 216 (213)
26. Виды лирических произведений. Описание картины в лирическом стихотворении. Выражение мысли и чувства поэта. Выделять лирические произведения, определять их характерные черты.
Работа с текстами, создание текстов в группе. П. 88-91, упр. 3, 4 на с. 228-229 (226)
27. Композиция и герой лирического произведения. «Ролевая» лирика. Образ-переживание. Анализировать и характеризовать особенности языка лирического произведения. Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации П. 92-96, упр. 6 на с. 230-231 (228)
4 четверть 28. Р/р. Сочинение-эссе о любимом стихотворении (по упр. 7 на с.230) Создание собственного текста Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами. Л.,М/п,М/к см. выше.
Пр: осознавать понятие сюжет, конфликт, композиция, уметь выявлять в тексте. Упр. 9 на с. 233 (230)
29. Виды драматических произведений. Герой драматического произведения и способы их изображения. Анализировать особенности языка драматического произведения. Наблюдение , беседа, работа с учебно-научным текстом П. 97-100, упр. 4 на с 248 (245)
30. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения. Распознавать, как изображается характер героя и способы его раскрытия. Работа с текстами, создание текстов в группе. П. 101-104, упр. 5 на с. 248 (245)
31. Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. Выявлять особенности лиро-эпических произведений Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов П. 105-108, упр. 3, 6 на с. 258-259 (255-257)
32. Р/р. Сочинение-эссе (по упр. 7 на с.261) Создание собственного текста Работа с учебником, работа со словарем,, работа с таблицей. Упр. 8 на с. 265 (262)
33. Взаимовлияние произведений словесности. Эпиграф. Цитата. Проследить за взаимосвязью произведений Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации П. 109-110, упр. 5 на с. 276 (273)
34. Реминисценции. Использование фольклорных жанров. Иметь представление о реминисценции, знать характерные черты. Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений, работа с таблицей. П. 111-112, упр. 4 на с. 276 (273), упр. 11 на с. 282 (279)
35. Зачёт по изученным темам.