Статья на тему: Развитие диалогической стороны речи у детей старшего и подготовительного к школе возраста с общим недоразвитием речи посредством игры-драматизации

Развитие диалогической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игры-драматизации.

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Диалог является исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в общении.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями
Поэтому развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.


В логопедической практике широко применяются разнообразные игровые приемы и дидактические игры на развитие диалогической речи. К ним относятся и игры - драматизации. Однако зачастую они используются фрагментарно.
Игры-драматизации представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом – сценарием игры. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Начиная работу, свою цель мы видели в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи, воспитывать у них устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, культуру речевого общения и поведения; поддерживать желание играть с театральными куклами разных систем, содействовать возникновению у детей активного отношения к жизни в целом. При этом мы учитывали то, что через театрально-игровую деятельность дети осваивают основные творческие позиции: во-первых, это позиция автора, во-вторых, позиция исполнителя (актера), в-третьих, слушателя (зрителя).
Для достижения этой цели мы ставили перед собой комплекс задач:
- поддерживать у детей живой интерес к игре-драматизации, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
- стимулировать эмоциональное восприятие детьми игр-драматизаций;
- развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
- воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;
- развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
- пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;
- развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
- учить сочетать речь и движения;
- учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;
- формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;
- развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;
- привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;
- привлекать детей к режиссерской работе.
Опираясь на работы Антипиной А.Е., Артемовой Л.В., Вакуленко Ю.А., Тумановой Т.В., Филичевой Т.Б. нами был разработан цикл мероприятий, направленных на развитие диалогической речи детей с ОНР. В период с ноября 2015 г. по апрель 2016 г. 2 раза в месяц мы вместе с детьми готовились к театральным пятницам: разучивали роли, готовили костюмы, декорации. Данная работа проводилась фронтально, подгруппами и индивидуально как на занятиях, так и в свободное время. Театральная пятница проводилась в виде мероприятия в течении 30 - 40 минут Дети с нетерпением ожидали театральных пятниц.
Прежде, чем драматизировать сказку, дети учились рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи мы использовали специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требовалось медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи мы вводили упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам. Так же проводилась пальчиковая гимнастика, которая являлась подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению куклами.
Вся указанная работа проводилась на специально организованных занятиях, в совместной деятельности педагогов и детей.
В ходе нашего исследования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысилась потребность в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдались личностные контакты со взрослым. У детей отмечалось повышение структурной полноты используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей перестало носить ситуативный характер. Выявился высокий уровень личностной активности.
А так же, благодаря систематическому использованию игры-драматизации у детей стал богаче словарь, дети стали меньше допускать грамматических ошибок, использовать в речи разные типы предложений. Дети самостоятельно по плану могут более подробно и интересно описывать действия и состояние персонажей, свободно пользуются лексикой, почерпнутой в тексте. Дети выразительно и с удовольствием читают любимые стихи, используя выразительные средства. 

Список используемой литературы:
Волковская Т.Н., «Психологическая помощь дошкольникам с ОНР»/ под ред. Левченко- М., 2008.-96с
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»- СПб:»Союз»,1997-93с
Доронова Т.Н. «Играем в театр»- М: Просвещение,2004- 125с
Заика Е.В. «Комплекс игр для воображения»//Вопросы психологии-1993-№2- с54
Рыжова Л.В. «Методика работы со сказкой» СПб»Детство-Пресс»,2012-160с














15