Методическая разработка Взаимодействие музыкального и ритмического воспитания в развитии детей дошкольного возраста


Методическая разработка
Взаимодействие музыкальногои ритмического воспитания
в развитии детей дошкольного возраста
Составитель: Панина Т.А.
1. Введение
В системе дошкольного воспитания детей огромное значение отводится музыке. Музыкальное воспитание на отделении «Раннего эстетического развития» в ДШИ включает такие доступные виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, простейшее исполнительство – пение, ритмику, игру на детских музыкальных инструментах, усвоение первых сведений о музыке и элементарной нотной грамоте, а также приобщение к творчеству в музыкальных играх, хороводах, песенных импровизациях.
Уже давно доказано благотворное влияние музыкально-ритмических занятий на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют творчество, а отрицательные оказывают прямо противоположное действие.
На музыкальных занятиях по предмету «Ритмика» музыка тесно связана с движением. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Поэтому, музыкально-ритмическое воспитание необходимо в развитии детей.
2.Основная часть
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный же, плавный характер танца позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.
Связь между музыкой и движениями не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных настроений, особенности ритма и темпа – все это может отражаться в движениях.
Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, а динамические, темповые обозначения – изменением напряженности, скорости, амплитуды движений.Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Движения становятся средством выражения художественных образов. Например, фортепианная пьеса Е. Тиличеевой «Поезд» изображает движение поезда, которое передается легкими (несколько «шаркающими»), постепенно ускоряющимся бегом. Стремительный характер произведения М. Раухвергера «Летчики, следите за погодой!» требует соответствующего выражения в беге.
Так, в условиях интересной деятельности – ритмики – совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.
Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Изображая, например, в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и плавном скольжении по льду. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая отражается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ (например, хитрой лисы или нерасторопного медведя).
Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация необходимости действовать под музыку развивает волевые качества.
Игры, танцы способствуют выработке своевременной реакции на внешний раздражитель, умение быстро переключиться с одного движения на другое и точно его тормозить. Например, в игре «День и ночь» дети должны «замереть» до тех пор, пока не зазвучит музыка. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя податливость своего тела.
Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженные в музыке эмоции. Радуясь музыке и движениям, ребенок эмоционально обогащается, испытывает подъем, жизнерадостность. Эмоциональная отзывчивость малышей выражается прежде всего в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище.

3. Заключение
В завершении хочется сказать, что музыкально-ритмические движения (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов) незаменимы в работе с детьми. Чем раньше они используются, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, а также в развитии музыкальных способностей.

Методическая литература:
Абдульманова Л. В.Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. Р/Д, 2005.
Бекина С.И. Музыка и движение. М., Просвещение, 1983.
Зимина  А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. М., Просвещение, 1971.
Михайлова М.А. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль, Академия развития, 1997.
Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М., Просвещение, 1991.
Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма // Дошкольное воспитание, №1. 1991.
Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М., Издательский дом “Дрофа”, 1998.