Игры по музыке «Развитие музыкально-ритмического слуха у детей дошкольного возраста»


HYPERLINK "http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/117-music/2791-2013-04-22-21-18-38.html" Игры для развития музыкально-ритмического слуха у детей дошкольного возраста
 
  
Игра «То-пы-то-пы»
 Цель: Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней;
Ход игры: Наложение нескольких простых ритмов друг на друга. Детей делим на подгруппы. Каждая из подгрупп  произносят свой текст.
1 группа: С ба-ра-ба-ном хо-дит ё-жик, бум- бум- бум…
2 группа: То-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы.
 
Игра «Имена».
 Цель:Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней.
Ход игры:Все дети одновременно  называют свои имена и прохлопывают каждый слог. 
По аналогии можно проговаривать и фрукты, овощи и т.д., что помогает детям освоить классификацию.
 
Игра «Музыкальные инструменты».
 Цель:развивать у детей  воображение, ритмический слух.
Ход игры: Фонемы, дополненные движением, или «пластическим жестом»   перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты:
Барабан – бум-бум – удары по коленкам.
Тарелочки – тири-тири- скользящие хлопки «тарелки».
Ксилофон (глиссандо) – трик-трак – горизонтальное ритмичное движение руки вправо-влево - и т.д.
Это помогает привлечь внимание детей и сделать задание ещё интереснее. С помощью фонем и пластического жеста  с детьми  можно делать  целые композиции, озвучивание таким образом целых сказок.
 
 “Игра с инструментами».
 Цель:Развивать ритмический слух и внимание.
Задача:Соблюдать чёткий ритм, темп.
Ход игры:Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. В руках  у каждого ребёнка инструмент, который он выбрал сам. Дети садятся так, чтобы инструменты одной группы не были рядом друг с другом, т.е. должен быть контраст в звучании. Выбирается один ребёнок, который начинает  игру. Он ударяет по своему инструменту один раз, затем  ребёнок, сидящий радом ударяет по своему инструменту, далее третий, четвёртый и т.д. Каждый инструмент должен прозвучать один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить. Играть с закрытыми глазами.
 
 
Игра  «Ритмическое эхо».
 Основана  на звучащих жестах и ритмослогах.
Цель:умение  выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимуляция  детского внимания.
Ход игры:  Первоначально дети воспроизводят за педагогом короткие ритмические рисунки в медленном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения), затем задания постепенно усложняются от занятия к занятию, добавляются музыкальные инструменты. У каждого ребёнка свой инструмент,  которым он воспроизводит ритмические рисунки, заданные педагогом.
Аналогичная игра «Телеграмма».
        
 
Игра «Серый зайчик барабанит».
 Цель: чётко воспроизвести метрический пульс шагами и на инструментах и звучащими жестами.
Ход игры:
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нит це-лых три ча- са под-ряд.
 
При воспроизведении метрического пульса шагами первоначально идёт ходьба на месте, а затем с движением по залу. Далее детям предлагается разделиться на 2 группы: одна исполняет метрическую пульсацию шагами, другая воспроизводит её на музыкальных  инструментах. Это уже сопровождение к движению.
Игра «Улица».
 Цель:   Восприятие  и  воспроизведение  музыкального  ритма  в   соответствии   смузыкальным отрывком пьесы, используя музыкальные инструменты из шумовой группы.
Задача:   1.Самостоятельно   воспроизвести  характер каждой части музыкального произведения, используя музыкальные инструменты   с  наименьшего   числапопыток.
2.Самостоятельно выбрать инструменты для озвучивания  каждой музыкальной части произведения в соответствии с ритмом.
Ход игры: 
1 этап - говорю с детьми, как ходит старенькая бабушка, как бегают маленькие детки, как едут машины. При этом прошу детей выполнить хлопки в ладоши или по коленям в ритме  соответствующем  каждому  персонажу.
2 этап - прослушивание музыкального произведения и определение, какая из частей подходит к каждому из персонажей. Дети определяют не сразу, поэтому проигрываю каждую из частей отдельно и определяем. Затем выполняем ритмичные хлопки для каждой части.
3 этап - выполнение движений ( медленный шаг, поскоки, движение топающим шагом) в соответствии с музыкой каждой части.
4 этап - дети подбирают  музыкальный инструмент из  шумовой группы для каждого из персонажа и озвучивают музыкальные отрывки.
 
 
Игра «Шаг и бег».
 Цель:Освоение и воспроизведение чередования ритма «шага» и «бега» в хлопках, на музыкальных инструментах, в движении.
Ход игры: Детям предлагаются стишки. Каждый ребёнок должен прохлопать римический рисунок стишка, затем  воспроизвести на музыкальном инструменте из шумовой группы, а затем показать ритм  стишка в движении.
Шаг, шаг, шаг, шаг, по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли.
Шла ли-си-ца по-тро-пин-ке, по тро-пин-кеи не-сла о-на кор-зин-ку, да, кор-зин-ку.
 
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ - топ, топ. Топ - топ, топ.  -  «Шаг»
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ - топ - топ - топ - топ. Топ - топ - топ - топ - топ.   -  «Бег».
 
“Зайцы»
 Цель:Различать характер музыки и выполнять соответствующие ей движения.
Задача:Различать ритм колыбельной и танцевальной музыки. Самостоятельно выкладывать картинки в соответствии с музыкой и выполнять движения.
Игровой материал:Планшет с изображением леса или полянки. В центре сделан прорез или карман, в который могут вставляться картинки «Зайцы спят» или «Зайцы танцуют».
Ход игры:Педагог предлагает детям погулять на полянке: «Здесь живут зайчики, а что они делают вы узнаете, когда послушаете музыку». Звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребёнок определяет какая музыка звучит и вставляет на планшет соответствующую картинку. Ребёнок может изобразить это в своих движениях.
 
 
Игра «Слова - модели»
 Цель: Освоение  ритмических блоков в речи.
Ход игры: Подобрать  «слова-модели», которые соответствуют тому или иному ритму.
Ход игры: На столе разложены карточки с изображением животных, овощей, фруктов и т.д.   и карточки с ритмическим рисунком данных предметов. (см. приложение)
                   зай-чик бе-лоч-ка кот бе-ге-мот ко-ло-коль-чик
         Ребёнку показывают карточку с изображением овоща или фрукта. Он подбирает карточку с тем ритмическим рисунком, который подходит к данному слову.
Слова-модели удобно классифицировать по темам: «Животные», «Птицы», «Зима», «Лето», «Овощи», «Фрукты».
 
 
Игра «Карусель».
 Цель: усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере  графического изображения ритмических блоков.
Ход игры: Дети сидят в кругу за столом, на котором  выставляется игрушечная карусель с  картинками   ритмослогами и с изображением инструмента, на котором нужно проиграть ритмослоги. Определяется первый участник игры. Ведущий  раскручивает  карусель. После остановки карусели смотрим какая карточка оказалась напротив первого участника. Этот ребёнок  берёт инструмент, который указан в карточке и выполняет задание. Далее задание выполняет следующий участник.
 
 “Графические партитуры».
 Цель:Развивать ритмический слух, внимание.
Задачи:Самостоятельно исполнить партию любого инструмента.
Ход игры:Педагог проигрывает партию  всех  инструмента. Ребёнок слушает. Выбирает инструмент и исполняет партию выбранного инструмента
 
Игра «Озвучь потешку»
 Цель: умение фиксировать ритм слов, затем небольших фраз, стишков.
Ход игры: Ребёнку предлагается прослушать потешку и выбрав музыкальный инструмент из шумовой группы исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.
         Когда потешка озвучена всеми детьми, её могут озвучить несколько детей одновременно, играя на разных инструментах. Каждый из детей может придумать свой ритмический  вариант потешки.
Гоп, гоп, гули, гоп,
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп, хлоп,
Маша ножкой топ, топ!
 
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
 
Тики, таки, тики, таки,
Ходят в нашей речке раки.