Комментарии к презентации Методы и приёмы ТРИЗ-технологии как средство развития творческого воображения у дошкольников в процессе рисования

И.В. Мельникова,
воспитатель высшей кв. категории,
МКДОУ № 3 «Белоснежка»,
г. Мирный

Методы и приёмы ТРИЗ - технологии как средство развития творческого воображения у дошкольников в процессе рисования
Слайд 2
В последнее время происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно-правовые документы федерального
уровня: федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ» и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Слайд 3
Одной из основных задач современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст в развитии ребёнка - это сензитивный период для его творческого развития, для становления психических процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления [7, с.2]. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что творческое воображение является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, способствует саморазвитию личности. Одним из основных видов деятельности, играющих большую роль в развитии творческого воображения детей, является изобразительная деятельность, в частности рисование. Рисование одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Слайд 4
Творческие возможности у детей не всегда полностью реализуются. Анализ современных методов обучения детей дошкольного возраста показал несомненный приоритет методов ОТСМ (Общая теория сильного мышления) – ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), направленных на развитие творческих способностей детей, в частности, мыслительных операций, активизации творческого воображения. Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-технологии является система творческих заданий. Прежде, чем давать ребёнку задания творческого характера, его сначала необходимо научить различной технике изображения, учить применять каждый вид изображения.
Слайд 5
Поэтому работу по развитию творческого воображения у детей в процессе рисования я веду в двух направлениях:
- обучение детей непосредственно нетрадиционной технике рисования;
- выполнение заданий творческого характера с использованием ТРИЗ - технологии.
Слайд 6
Цель моей работы по развитию у детей творческого воображения – создание условий для развития творческого воображения
детей в изобразительной деятельности (рисовании), используя нетрадиционные приёмы рисования и методы ТРИЗ – технологии.
Для реализации данной цели мною поставлены следующие задачи:
1. Обучать детей техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.
3. Учить детей находить ответы при решении творческих задач, выход из проблемных ситуаций.
4. Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения.
5. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
6. Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому.
Слайд 7
Перечислим основные методы ТРИЗ – технологии на развитие творческого воображения: морфологический анализ, метод фокальных объектов, эмпатия, типовые приёмы фантазирования (ТПФ), метод противоречий (игра «Хорошо – плохо», системный анализ (игра «Да – нет»). Рассмотрим некоторые из них.
Слайд 8
1. Морфологический анализ. Метод создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвики.
Для работы используется морфологическая таблица: по вертикали и горизонтали в клетках располагают картинки или схемы каких-либо объектов или их частей. Произвольно выбирая картинки, можно создавать и рисовать фантастические объекты (например, в данном случае по таблице ребёнку предложено нарисовать жирафа с хвостом крокодила, крыльями птицы, или если по вертикали брать картинки с изображением способа передвижения, дети рисуют существо, способное передвигаться по суше, под водой и по воздуху).

Слайд 9
2. Метод фокальных объектов. Метод изобретён Чарльзом Вайтингом (Англия).
Основная идея – расширение ассоциативных связей. Выбирается несколько объектов (2-3), у которых выявляются специфические признаки. Затем поочерёдно признаки этих объектов переносятся на другой объект, который оказывается как бы в фокусе внимания (фокальный объект).
Игра «Давай поменяемся» (детям раздаются карточки с изображением объектов: пчела, шуба, автомобиль и др.).
Реальное задание: Выбери признак, типичный для объекта (пчела летающая, шуба согревающая, автомобиль скоростной).
Творческое задание: Подари этот признак другому объекту (пчела – согревающая, шуба – скоростная, автомобиль – летающий). Дети изображают объект.
Слайд 10
4. Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Созданы Г.С. Альтшуллером.
ТПФ адаптированы для работы с дошкольниками. Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приёмов даны в виде имён волшебников. Можно изменить весь объект, его части, свойства, место нахождения. Образ встречается с Волшебником, который его преобразовывает (Волшебники: увеличения-уменьшения, деления-объединения, преобразования признаков времени, оживления-окаменения, специализации-универсализации, наоборот).
Слайд 11
Творческие задания:
«Волшебник Наоборот изменил характеры сказочных героев на противоположные. Как теперь изобразить злую Дюймовочку? Добрую Снежную королеву и злую Герду?». «Волшебник Времени вернул Бабу Ягу на много лет назад. Изобрази, какой она тогда была». «Волшебник Увеличения превратил всех детей в великанов. Изобрази, как бы это выглядело». Можно предложить детям следующие ситуации - «Представьте, что родители, отправившие вас утром в детский сад, пошли, как обычно, на работу. В это время к вам пришёл Волшебник Убыстрения времени, и за один день прошло десять лет. Изобразите кого-либо из родных в тот момент, когда они увидели тебя резко повзрослевшим». «Волшебник Увеличения свойств усилил свист Соловья-разбойника. Как изобразить такой мощный свист?» [4, с.22].

Слайд 12
Эмпатия.
Метод разработан У.Гордоном (США).
В основе метода лежит отождествление самого себя с кем-либо или чем – либо, и как следствие – умение сопереживать этому объекту.
Игра «О чём не написано в книге»
Творческое задание: Детям предлагается вспомнить эпизод из знакомой сказки и перечислить объекты, которые там упоминаются. Ребенок представляет себя одним из объектов, рассказывает о себе, передаёт впечатления в рисунке [8, с.8]

Слайд 13
Метод противоречий.
Цель педагога – формировать у дошкольников умения выявлять противоположные свойства объекта, формулировать противоречие, оценивать полученные результаты и выбирать лучший способ решения проблемной ситуации.
Игра «Хорошо – плохо»
Творческое задание:
Детям предлагается подобрать к объекту или явлению противоположные характеристики, придумать, когда так бывает, отобразить в рисунке. Сначала дети учатся придумывать содержание рисунка с одной характеристикой (например, один ребёнок рисует, когда снегопад - это хорошо, а другой - когда плохо). На втором этапе в содержании рисунка должны сочетаться обе характеристики: и хорошо, и плохо. Можно использовать готовые «противоречивые» образы из художественной литературы. Например: Как нарисовать картинку к стихотворению: «Шёл высокий человек низенького роста?» [9, с.10].

Слайд 14
Системный анализ.
Игра «Да – нет». Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т.д. Отгадку можно найти при помощи вопросов.
В рисовании этот метод помогает в освоении детьми разных видов перспективы, правил композиции, представлений о цвете и его характеристиках (холодные, теплые тона, цвета спектра, тон, полутон, цвета и оттенки). В объектной загадке в качестве объекта может выступать знакомое произведение искусства, например, живописи (Левитан «Берёзовая роща», Серов «Девочка с персиками», Поленов «Золотая осень» и т.д.).
Составим схему
Слайд 15
Также целесообразно использовать в работе с детьми по развитию творческого воображения словесные игры, разработанные на основе методов и приёмов ТРИЗ – технологии.
1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта.
Педагог называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или, что делается с его помощью.
«Что может краска?» (оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду и получается другой цвет, краска может закончиться, засохнуть). «Что может художник?» (рисовать картины, раскрашивать, смешивать краски, испачкаться красками, точить карандаши).
«Мои друзья». Дети называют себя в качестве чего-либо или кого-либо, определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем педагог выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. Например: «Я - солнце. Мои друзья - это теплые краски, которые живут в ваших образах (подбегают дети цветка, огня и т.д.)

2. Игры на определение линии развития объекта.
«Паровозик». Педагог готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево, птица, цветок, человек и так далее. Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим. Выстраивается «поезд времени». Например, кисть (палочка, камень, уголь).

3. Игры на выявление над-системных связей.
«Где живет?»
Педагог называет предметы окружающего мира - неживые объекты из ближайшего окружения, объекты живой природы, любые предметы и явления реального и фантастического миров (улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. «Где живет красная краска?» (в зеленой, в фиолетовой, в огне, в осеннем листочке, в моих бантиках, в цветке)
«Где живет кисточка?» (краски, лист бумаги).

4. Игры на сравнение систем.
Всем играющим раздаются картинки с изображением различных объектов. Это объекты ближайшего окружения, животные, явления природы, объекты неживой природы. Дети также могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему.
«На что похоже?» (коробка цветных карандашей) (на радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки и т.д.).

Слайд 16
Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, его эмоционально-волевой сферы. Ведь ребёнок от природы творец, все дети видят окружающий мир по-своему. Поэтому педагогу необходимо научить детей смело и свободно применять способы создания образа, помочь сформироваться творческой личности [10, с. 5]. Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. И именно творческие задания на основе ТРИЗ – технологии способствуют решению этих задач.

Список литературы

Журавлёва, Е.Н. Развиваем творческое воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Журавлёва. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 75, [1] с.: ил. – (Из опыта работы дошкольных учреждений).
Комарова Т.С. Обучение технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с., ил.
Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144 с.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2014. – 80 с. (Растём умными (Технология ТРИЗ)).
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Лелюх С.В. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ // Ребёнок в детском саду. 2006. №4.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Лелюх С.В. Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ // Ребёнок в детском саду. 2006. №2.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Лелюх С.В. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ // Ребёнок в детском саду. 2006. №3.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Лелюх С.В. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ // Ребёнок в детском саду. 2006. №5.
Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты / авт.-сост. Н.Н. Леонова, - Волгоград: Учитель, 2014. – 289 с.


15