Методические аспекты развития ритмико-интонационной стороны речи неслышащих детей младшего школьного возраста


Методические аспекты развития ритмико – интонационной стороны речи неслышащих детей младшего школьного возраста
Итоговым результатом воспитания и обучения неслышащих детей является социальная адаптация, или социализация. Речь как средство общения в этом случае играет ключевую роль, и поэтому, одним из важнейших моментов является формирование у ребенка с нарушенным слухом речи внятной и понятной для окружающего мира. На внятность речи огромное влияние оказывает ее ритмико – интонационная сторона.
Ритмико – интонационной стороной речи можно назвать такие качества голоса как ритм, темп, логическое и словесное ударение, высота и сила голоса. Для речи также необходим эмоциональный окрас и правильное интонирование. И в работе с неслышащим ребенком большое значение придается именно развитие ритмико – интонационной стороны речи.
Слышащие дети овладевают словом как ритмико – интонационной структурой к шести годам, это происходит благодаря постоянному речевому общению. У глухого же ребенка обязательно будет нарушение ритмико – интонационной стороны. Речь неслышащего ребенка как правило отличается монотонностью и отсутствием интонированности.
Следует подробнее разобраться с названными качествами голоса.
Интонацией называется совокупность звуковых средств, которые фонетически организуют речь, устанавливают между частями фразы смысловые отношения, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, выражают чувства.
Темп- скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов).
Ритм- чередование звуковых или речевых элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.
Ударение- выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи.
Сила голоса- это реальная энергия звука, измеряемая в децибеллах. (зависит от размаха колебаний голосовых связок).
Высота голоса - слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками.
Работа по формированию и коррекции этих произносительных навыков необходима любому ребенку, имеющему нарушения слуха.
Речевое общение с детьми должно происходить четко, внятно, на хорошей, комфортной громкости, в нормальном темпе. Обязательно должно соблюдаться логическое и словесное ударение.
Э.И. Леонгард, Н. Д. Шматко считают, что подражание может помочь ребенку в выработке хорошей ритмико – интонационной стороны речи.
Также, важным и необходимым условием достижения положительных результатов в развитии ритмико –интонационной стороны речи глухого ребенка, безусловно, является использование верботональной системы обучения. В условиях использования верботональной звукоусиливающей аппаратуры произносительные навыки неслышащего ребенка могут развиваться в некотором роде, спонтанно. В обучении используются звукоусиливающая аппаратура стационарного типа и индивидуальные слуховые аппараты, эффективность применения которых определяется правильностью подобранного режима усиления.
Главный принцип данной системы, как считает Н.Ф. Слезина: «Ритм и интонация признаны основными структурными элементами разговорной речи». Обширное использование речевой ритмики способствует формированию естественной речи у неслышащих детей. Данный методический прием приём основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. В этом случае именно движения «ведут» за собой произношение. Данный метод был предложен центром СУВАГ (Хорватия). В обучении, как правило, применяется аппаратура СУВАГ. Отличительной характеристикой является работа на низкочастотном канале. Ведь низкие частоты лучше всего воспринимаются глухими. Ритм и интонация также передаются низкочастотными каналами. Что немаловажно, при использовании данного метода происходит осуществление вибротактильного восприятия. Ведь именно вибротактильное восприятие имеет важное значение для контроля над голосом и верно поставленным ударением в речи неслышащего ребенка. Информация, которая поступает через тело, схожа с информацией, поступающей через слуховой анализатор. Тело неслышащего человека очень чувствительно и звуковые сигналы поступают прямо в головной мозг. Можно сделать небольшой вывод о том, что верботональная система является одним из наиважнейших факторов в помощи слуховой реабилитации и постановки просодики неслышащего ребенка.