Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности логопеда с дошкольниками подготовительной группы «В гости к героям мультфильмов»


Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности логопеда с дошкольниками подготовительной группы «В гости к героям мульфильмов»
Подготовила учитель – логопед МАДОУ № 171 Молостова Татьяна Анатольевна
Краткая аннотация: занятие проводится в игровой форме. Вместе с героями мультфильмов дети выполняют различные задания с целью закрепления полученных знаний.
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
«В гости к героям мультфильмов»
(ФФНР)

Цель:
формировать все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. 
Задачи:
Образовательные
- проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях; учить применять их в практической деятельности;
- уточнить знания детей о героях мультипликационных фильмов посредством отгадывания загадок;
Коррекционно – развивающие
- закрепить основные характеристики звуков, знания о различии твердых и мягких звуков;
- закрепить умение определять позицию звука в слове;
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов;
- развивать грамматический строй речи (закрепление употребления предложных конструкций, практическое употребление относительных прилагательных);
- развивать фонематический слух и слуховое внимание; артикуляционную моторику, логическое мышление, навыки рефлексии собственной деятельности на занятии;
Воспитательные
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности;
- стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.
Предварительная работа:
беседа о просмотренных мультфильмах, составление описательных рассказов о героях мультфильмов.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, дидактическая игра, вопросы к детям.
Оборудование и материалы:
проектор, экран, компьютер; индивидуальные зеркала; картотека артикуляционных упражнений со Смешариками; игра «Почтовые ящики»; схемы предлогов на, под, за; в; массажеры су - джок; предметные картинки, парные картинки.
Раздаточный материал:
игра звуковые паззлы на [л], [л’]; фишки для звукового анализа; конверты с карточками для проведения рефлексии (облачко, солнышко, скала знаний, человечек, полоски зелёного цвета разной длины).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть!
Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
II.Основной этап.
- Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? Почему?(они интересные, смешные, из мультфильмов можно узнать что – то новое). Сегодня я приглашаю вас к героям мультфильмов, которые приготовили для вас много интересных заданий.
Страна добра, страна чудес
Известна всем с пеленок
И побывать в ней каждый рад
И взрослый и ребенок.
- Вы готовы к нашему путешествию? Тогда в путь.
1. Артикуляционная гимнастика со Смешариками- Для того, чтобы ваша речь на занятии была чистая и чёткая, давайте выполним артикуляционную гимнастику, с героями мультфильма, а какого, вы узнаете, отгадав загадку:
Всех зверят мы этих знаем,
Круглых, словно шарики,
Как, скажите –ка ребята,
Их зовут?.. (Смешарики) слайд № 2
(Логопед демонстрирует карточки с изображением Смешариков, которые выполняют артикуляционные упражнения)
2. Самомассаж мячиками су – джок- Язычки готовы красиво говорить, а теперь разомнем немного пальчики, со следующим героем:
Без иголок не хожу
С Крошем зайчиком дружу
Немало с ним прошли дорожек,
Кто же я? Конечно …. (Ёжик) слайд № 3
- Правильно, следующий герой, который встретился у нас на пути это Ёжик. Он предлагает вам сделать массаж мячиками су – джок.
Этот шарик непростой
Весь колючий вот такой
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем.
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
(выполняются движения по тексту с массажёрами су – джок)
- Молодцы, мы готовы к выполнению заданий. Все задания лежат в конвертах, а от кого конверт вы сможете узнать, отгадав загадки.
Открываем первый конверт:
Он сиреневый такой
Машет весело рукой
Он свалился к нам с Луны.
Очень добрый, знаем мы. (Лунтик) слайд № 4
3.Звуковой анализ слова, определение позиции звука [л] в слове.
- Лунтик предлагает нам вспомнить, какие бывают звуки? Чем они отличаются? (ответы детей – «Гласные и согласные». Гласные звуки можно петь и тянуть, при произнесении нет преграды во рту. Согласные звуки не поются и не тянуться, при произнесении во рту встречается преграда.) Скажите, как мы обозначаем звуки? (фишками красного и синего цвета) Какими могут быть согласные звуки? (ответы детей – «Твёрдыми и мягкими».) Фишками какого цвета обозначаются мягкие звуки? (ответы детей – «Зелёным».) Скажите, а какой первый звук мы слышим в имени Лунтик ? (звук [л])
- У Лунтика есть подружка, а как ее зовут вы узнаете, отгадав ребус. Перед вами картинки, выделите первые звуки каждого слова и назовите слово, которое у вас получилось (мишка, индюк, лампа, арбуз – МИЛА, дети выкладывают звуковую схему слова).
Правильно, подружку Лунтика зовут Мила.
Лунтик и Мила предлагают поиграть в игру «Звуковые паззлы» и определить позицию звука [л] в словах. (детям предлагается разместить картинки в соответствии с предложенной схемой положения звука в слове).

4.Звуковой анализ (твердость и мягкость согласных звуков)
- Молодцы! Вы справились с заданиями Лунтика. А вот и следующий конверт:
В Простоквашино живет
Службу там свою несет
Почта – дом стоит у речки
Почтальон в ней дядя …(Печкин) слайд №4
- Мы с вами должны помочь Печкину разнести почту. Перед вами два почтовых ящика, синий и зеленый, нужно выбрать картинку и опустить её в нужный почтовый ящик: в синий почтовый ящик - картинки с твёрдым звуком [л], а в зеленый – с мягким звуком [л’]. (Дети выполняют задание).
- Молодцы с заданием Печкина вы тоже справились.
4. Слоговой состав слова
Открываем следующий конверт:
Что такое не везёт?
Потерял я где – то хвост!
Так бы и бродил в печали
Если б только не узнали
О беде моей друзья
Отгадайте, кто же я?... (ослик ИА) слайд № 5
- У ослика Иа много друзей: Пух, Кролик и Пятачок. Нам с вами нужно подарить игрушки и другие предметы друзьям ослика, но Пух любит предметы с одним слогом, Кролик с двумя слогами, а Пятачок с тремя слогами. (работа с раздаточным материалом для слогового анализа)
5. Физминутка (музыкальная)
(звучит заставка из мультфильма «38 попугаев») слайд № 6
- Дети, в какой мультфильм мы с вами попали? (про обезьянку, попугая и удава). Давайте поможем попугаю измерить удава. Встанем и вместе с героями мультфильма сделаем зарядку для ушей и хвостов.
6. Закрепление предложных конструкций
- Отдохнули, а нас с вами ждет задание следующего героя.
Шляпа голубая, жёлтые штанишки,
В городе Цветочном - главный хвастунишка.
Рифмовать пытался, коротышка этот,
Только вот не стал он истинным поэтом.
Много приключений с ним происходило,
Но признаться стоит, этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут... (Незнайка) слайд № 7
- Нам нужно помочь Незнайке придумать предложения с маленькими словами-предлогами. Схему какого предлога я показываю? (ответ детей - "Предлог «на»". Далее аналогично проходит работа с предлогами под, за, в). Составьте предложение с этим предлогом по картинкам. Сколько слов в этом предложении? (Дети составляют предложения с нужными предлогами и определяют количество слов в придуманном предложении.)
- Как можно увеличить количество слов в предложении? (Добавить в предложения слова. Изменяют количество слов в предложении).
7. Практическое употребление относительных прилагательных
Переходим к заданию следующего мультипликационного героя:
Он веселый, заводной
И пропеллер за спиной
Поднимает настроенье
Любит сладкое варенье… (Карлсон)слайд № 8
Все мы знаем, что Карлсон большой сладкоежка. Он очень любит варенье. Назовите, пожалуйста, какое варенье любит Карлсон.
Варенье из малины – малиновое
Варенье из вишни – вишневое и т. д
III. Заключительный этап. Рефлексия.
- Вот и закончилось наше путешествие с героями мультфильмов. Вы смогли справиться со всеми заданиями. А теперь возьмите конверты, достаньте их содержимое. Выберите солнышко или облачко в зависимости от того, какое настроение у вас сейчас. В середине листочка приклеена «скала знаний». Есть маленькие человечки – это вы (мальчики и девочки). Поставьте человечка на то место скалы, до которого с помощью знаний вы добрались на сегодняшнем занятии. Если узнали много нового, то ваш человечек окажется на вершине горы. Осталось приклеить травку. Если понравилось занятие, вставьте длинную полоску травы, если не понравилось – короткую. (Дети выполняют задание. Звучит медленная композиция из мультфильма «Смешарики»). Поднимите ваши открытки и покажите их всем.
Герои мультфильма не могут оставить вас без подарка, но подарок вы найдете, отгадав графическую схему, которую вы видите на экране.

На слайде появляется изображение всех героев, написано «Молодцы! ».