Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

А.Н. Калашникова
Учитель-логопед МАДОУ
«Детский сад № 55» г. Пермь


Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность старших дошкольников, как одно из условий речевого развития.
Речь – величайшее богатство. Этот чудесный дар не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
На появление и становление речи природа дает человеку мало сил и времени – ранний дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, упрямыми, у них снижается познавательная активность, что отражается на формировании личности в целом.
Развитие речи ребенка – сложнейшая задача взрослых. Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако, как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое-многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
К нам в старшую логопедическую группу поступают дети с недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением, наличием аграмматизма. В наибольшей степени страдает связная речь.
Работая не один год с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы пришли к выводу, что наши дети нуждаются в особом подходе, современной психологической коррекции. Из работ многих известных авторов (Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасовой, Е.А.Медведевой и др.) известно, что использование средств искусства существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы. А одним из самых демократичных видов искусства для детей является театр. Он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, психических процессов, созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Однако, основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР являются плохая восприимчивость ко всему новому и сниженная познавательная активность.
Нашим детям сложно целенаправленно разучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая деятельность должна вызывать интерес, который должен быть незатухающим, а растущим.
Итак, мы пришли к выводу, что использование нами театрализованной деятельности является одним из условий коррекции речевых нарушений у детей, повышение мотивации на устранение собственных дефектов.
Таким образом, целью нашей работы стало развитие речи детей с ОНР средствами театрализованной деятельности.
Мы считаем, что работая над ней, мы успешно сможем решить следующие задачи:
Развитие речевого дыхания.
Отработка дикции, автоматизация поставленных звуков.
Развитие речевой и мелкой моторики; мимической мускулатуры лица.
Развитие слухового восприятия.
Пополнение и активизация словаря.
Закрепление навыков использования косвенной и прямой речи
Совершенствование монологической и диалогической форм речи.
Воспитание культуры речевого общения, умения согласованно действовать в коллективе.
Совершенствование психических процессов.
Изучив раздел «Речевое развитие детей с ОНР средствами театрализованной деятельности», по которой мы начали работать с вновь поступившими детьми, определили для себя основные направления педагогической деятельности, используемые для достижения положительных результатов во всестороннем развитии ребенка.
Основой звучащей речи является речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное голосообразование, правильной усвоение звуков, способность изменить силу и их звучание, четко соблюдать паузы, сохранять плавность речи, изменять громкость, использовать речевую мелодику.
У наших дошкольников, как правило, страдает глубина речевого дыхания: очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой речи. Им сложно распределять дыхание в слове: дети вдыхают в середине слова. Торопливо произносят фразы без перерыва на вдох.
Решая данную проблему, ежедневно выполняем упражнения на дыхание: «Снежинка», «Тесто», «Кошка», «Пузырь», «Собачка» и другие.
Особое внимание детей направляем на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Следим, чтобы при вдохе поза ребенка была свободной, плечи опущены. Задания подбираем индивидуально, постепенно усложняя их, что значительно облегчает нашу работу в данном направлении.
Дети с ОНР часто бывают возбуждены, а их мышцы чрезмерно напряжены. Чтобы дети могли свободно говорить, необходимо научить их преодолевать избыточное мышечное напряжение. Кроме того, часто возникает эмоциональное напряжение, когда ребенок сильно взволнован, возбужден. Напряженное состояние его нервной системы также препятствует свободной речи.
Такие упражнения, как «Бабя Яга смотрится в зеркало», «Дракон в столовой», «Силачи», «Тряпичная кукла», «Зеркало», «Близнецы» и др. дают почувствовать детям, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, помогают расслабиться.
Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Но длительные и повторные занятия, выполняемые ежедневно, помогают успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение. Следим, чтобы напряжение было кратковременным, а расслабление – длительным, чтобы последнее зафиксировалось в сознании ребенка.
Таким образом, комплекс упражнений по релаксации оказывает нам существенную помощь в работе, создает благоприятные условия для нормализации речи.
Взрослым необходимо помнить, что мышечная релаксация и внутреннее спокойствие – необходимые условия для исправления речи.
У детей, впервые пришедших в нашу группу, отмечается недостаточный уровень слухового восприятия. Дети не реагируют на тихие звуки, не выделяют одни звуки от других, переспрашивают, неадекватно понимают читаемые тексты из-за неправильного и неточного восприятия на слух некоторых слов, слушая музыку, не могут сосредоточиться, так как она не оказывает на них должного эмоционального и эстетического воздействия.
Понимая, что слуховое восприятие является одной из важных задач познавательного развития дошкольника ,служит основой формирования речи, мы включаем работу по развитию фонематического слуха в разные виды деятельности. А так же проводим специальные игры и занятия.
Учим слушать звучание предметов, звуки природы, улицы, уточняем звучание бытовых предметов.
На музыкальных занятиях проводим игры «Узнай по звуку», «Что как звучит?», «Тихо-громко», «Закроем глазки» и др. Широко используем аудиозаписи с различными театральными шумами, звуками природы, голосами сказочных героев. Дети любят отгадывать характер персонажа по музыкальному отрывку.
Учим общаться короткими фразами, а именно: уметь говорить на выдохе, делая упор на ударный гласный звук, произносить слова по смыслу, пользоваться паузами.
Для развития голоса мы используем игры разнообразного литературного материала, прежде всего стихотворного и фольклорного. Начинаем работу над голосом с развития его силы. В старшей группе добиваемся от детей удлинения произнесения звуков («Чья ниточка длиннее?»), усиления голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко), ослабления голоса (громко – тихо – шепот – тихо – громко). В подготовительной группе проводим упражнения по развитию высоты голоса. Эту работу проводим путем подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графическое изображение (при произнесении гласных, при произнесении сочетаний из 2-3 звуков, при произнесении слогов).
Такие упражнения и игры развивают слуховое восприятие, формируют понимание речи окружающих, помогают усвоить собственную речь.
У старших дошкольников с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. У детей вялые мышцы рук, слабость мышц артикуляционного аппарата, мимика, пантомимика.
Развитие моторики мы начинаем с тренировки пальцев рук, ведь по насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Дети с удовольствием играют в пальчиковые игры, выкладывают узоры из мелких предметов, рисуют, лепят, вырезают. С удовольствием инсценируют стихотворения, потешки, песенки с одновременным выполнением определенных движений, выполняют этюдные тренажи, ритмопластику, импровизируем диалоги сказочных героев посредством пальчикового театра, придумывают движения под знакомую музыку для выбранного персонажа. Артикуляционную гимнастику проводим по показу, по схемам, по картинкам, перед зеркалом. Пальчиковые игры и речь с движением – это своего рода спектакль в миниатюре.
Мимика говорит о тех или иных чувствах, настроении человека без слов. Выражение лица играет важную роль в общении. К.Изард отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь». Дети с ОНР зачастую затрудняются поднять брови вверх, раскрыть широко глаза, надуть щеки, зажмуриться и просто улыбнуться.
Также наши дети, как правило, не умеют выразить свои чувства, принимая условленную позу. Известно, что выразительные движения изредка слагаются из жестов, частично из мимики, из поз всегда. Отрицательные эмоции «съеживают» фигуру ребенка, а положительные «разворачивают». Не зря же про счастливого человека говорят: «расцвел как цветочек». Это говорит о том, что пантомимика наших воспитанников довольно бедна. Поэтому параллельно проводим работу по развитию эмоций, которые тесно связаны с мимикой лица и пантомимикой.
Подбираем такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок может определить настроение человека по выражению лица, по его жестам, а затем с помощью мимики и пантомимики выразить свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие. Используем следующие упражнения: «Капризка», «Обиделись», «Удивились», «Умеем лукавить», «Мы артисты». Наши дети очень любят рассказывать стихи, пословицы, поговорки без слов, выражая чувство радости, гнева, удивления, тревоги, осуждения и т.д. используя мимику и пантомимику.
Являясь одним из основных моментов в системе театрализованной деятельности, речь ребенка неразрывно связана с актерским мастерством. Создаем разнообразные игровые ситуации, побуждая детей к диалогу, используя приемы, которые помогают ребенку говорить правильно. Увлечь детей нам помогают куклы-петрушки. Ожившие куклы помогают увидеть, почувствовать игровой персонаж, услышать сверстника, понять смысл происходящего. Управляя куклой, у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Это успокаивает их, способствует упорядочению и раскованности речи. Придумывая диалоги для кукол, дети начинают свободно общаться. В инсценировках с куклами дети учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя разные роли.
Мы помним, что занятия с детьми должны быть праздником. А праздник для ребят – это игра, сменяемая игрой. В театрализованных играх мы помогаем ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения, понять, что он уникален и неповторим как каждый человек. Ребенок должен знать, что он может и что пока ему не удается, что его возможности пока еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются. Мы убеждаем его, что завтра он сможет сделать то, что не смог сделать сегодня, постоянно поддерживаем каждого в разных ситуациях как успеха, так и неудачи, помогая поверить ему в свои силы. Установлено, что театральные игры отличаются от сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. В них, как в настоящем театральном искусстве с помощью выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, создаются конкретные образы, но дети дошкольного возраста самостоятельно в театральные игры не играют. В совместной деятельности мы часто проводим такие игры, как «Бояре, а мы к вам пришли», «Разговор по телефону», «Встречаем гостей», «На телевидении», помогая детям «вжиться в роль».
Наибольший интерес у наших детей вызывают игры-драматизации, в которых по предложению взрослого дети разыгрывают песенки, потешки, знакомые сказки, небольшие сценки, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, маски-шапочки, разные виды театров.
Во время слушания сказок мы побуждаем детей переносить пережитые чувства в драматизации, а затем в реальную жизнь путем дискуссий, оценочных суждений. Воспитываем желание общаться со сверстниками. Предлагаем разыгрывать сценки-диалоги «Баба Яга в парикмахерской», «Разговор Маши и Медведя по телефону», «В гостях у Смешариков», в которых помогаем продумать каждую реплику, выстроить линию диалога, понять суть роли. Особое внимание обращаем внимание детей на диалоги, построенные на контрастах (три медведя, лиса и волк, падчерица и мачехина дочка, маша и медведь). В подготовительной группе дети уже хорошо чувствуют и повторяют интонации, также используя все подходящие случаи в повседневном общении и игре.
Постепенно, занимаясь театрализованной деятельностью, дети начинают вносить в исполнение ролей что-то личное, индивидуальное, своеобразное. Тогда ненавязчиво мы начинаем обучать их способам художественной выразительности.
Свою работу мы строим следующим образом:
1.Знакомим с произведением, распределяем роли, обязательно считаясь с личным мнением каждого ребенка.
2. Обогащаем словарь, играя в дидактические игры «Солнышко», «Паровозик», «Поле чудес» и др.
3. Разучиваем текст, заменяя фразы с учетом поставленных звуков. Заменяем и упрощаем слова.
4. Изготавливаем атрибуты с детьми, привлекая родителей.
5. Подбираем музыкальное сопровождение.
6. Репетируем с использованием мимики, жестов, походки, интонационной выразительности (индивидуально, в малых группах, общая игра-драматизация).
К подготовительной группе наши дети умеют при небольшой помощи взрослого организоваться в небольшие игровые группы, договориться о том, что будут разыгрывать, подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, выбрать исполнителей ролей и ведущего и придумать свою игру.
Мы помогаем исполнять роли достаточно выразительно, внятно, эмоционально, образно, правдиво. Таким образом, в процессе организации театрализованной игры мы стараемся развивать у детей организаторские умения и навыки, совершенствуем формы, виды и средства общения, учим осознанно относиться друг к другу, тем самым развиваем коммуникативность.
У детей в процессе подготовки игры складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки. Дети учатся оценивать друг друга, у них повышается самооценка.
Мы, организуя такие игры, четко ставим задачу, незаметно передавая инициативу детям и направляя ее в нужное русло, не оставляя ни одного вопроса без внимания. Особо обращаем внимание на трудности, с которыми сталкиваются наши дети, подходя к каждому индивидуально.
Таким образом, мы стараемся, чтобы театрализованная игра проходила по собственной инициативе ребенка, ведь эта игра – прототип будущей серьезной деятельности – жизни.

Литература:
И.Г.Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре» М.,1978.
А.И.Буренина «Театр всевозможного» С.-П.2002.
О.И. Крупенчук Пальчиковые игры для малышей «Ладушки» С.-П.2005.
В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» С.-П. 1996.
Л.Н.Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» М., 2004.
Под редакцией П.Н.Лосева «Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет»
О.Н.Овчар, В.Г.Колягина «Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии» М., 2004.

15