Статья Воображение и игра.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
(МАУ ДО «ДДТ»)города Когалыма
СТАТЬЯ
Воображение и игра.
Для развития воображения можно применять специально разработанную систему предварительных тренировочных упражнений.
Задача этих упражнений – создать почву для последующих свободных творческих комбинаций, устранить эмоциональные преграды, "раскрепостить" воображение. При этом каждое занятие начинается с организации установки на восприятие. Детям предлагается прослушать тихую музыку, включить приглушенный свет и попросить представить, что они находятся в таком месте, где им приятнее и спокойнее всего находиться .
Задание №1: - "Представь и услышишь" включает такие задания:
- Вы уже знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит и т. д. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить:
· Как звучит мягкое пушистое облако, если дотронуться до него.
· Представьте и изобразите звук, который издает соленый огурчик.
· Придумайте свой собственный звук, опишите его.
Многие дети не сразу выполнят данную серию, и это естественно, так как малоразвитое воображение вытесняется ранее полученными сведениями и представлениями об имеющихся звуках в пространстве, тесно окружающем ребенка. Выполнению такого упражнения отводится на занятии 5-10 минут, затем учащиеся обращаются к основному заданию.
Задание №2: -"Представь и увидишь";
- Вы уже знаете, что трава зеленая, небо синее, коровы не бывают фиолетовыми, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти и многие другие цвета вам хорошо знакомы. А какого цвета доброта? Используя свое зрительное воображение, представьте, опишите или нарисуйте:
· Какого цвета смех?
· Какого цвета боль?
· Представь свой собственный цвет, например?
Время работы 5-7 минут. Это характеризует наличие большого объема зрительной памяти у ребят.
Задание №3: - "Представь и попробуешь" включает в себя следующие задания:
· Каков на вкус зимний день? Попробуй описать его.
· Каков на вкус осенний день?
· Каков вкус совсем не знакомой вам пищи?
· Придумайте собственный вкус.
Серия заданий "Представь и ощутишь запах". Задания следующие:
- Вам знаком тонкий аромат цветов, запах шоколадного торта или запах перца, от которого хочется чихать. Свойства многих веществ вам знакомы благодаря способности обоняния. Используя воображаемое обоняние, вы сможете представить запахи предметов или явлений, которые, казалось бы, и не имеют запаха. Представьте и ощутите этот запах:
· Как пахнет летнее утро? Попробуйте описать этот запах.
· Как пахнет ваша любимая игрушка?
· Представьте, что ваши любимые запахи находятся в бутылочках разных размеров, форм и цветов на волшебной полке в вашей комнате. Теперь представьте, что вы откроете бутылочки и глубоко вдохнете… Опишите ваши любимые запахи .
Задание №4: - "Представь и коснешься" сопровождается показом диапозитивов, заставляющих ребят забыть о месте своего пребывания в данный момент, так как задания требуют большого полета фантазии.
- Вы знаете, что котята – пушистые, сироп – липкий, лед – скользкий. Эти и другие ощущения возникают при касании или, другими словами, благодаря вашему осязанию. Используя свое воображаемое осязание, вы сможете вспомнить ощущения, которые когда-то возникали у вас, или изобрести совершенно новые.
Вряд ли вы дотронетесь рукой до радуги, но в своем воображении вы можете это сделать. Представьте и вы прикоснетесь к радуге:
· Что вы чувствуете, когда дотрагиваетесь до радуги? Опишите свои ощущения.
· Что вы ощущаете, когда дотрагиваетесь до счастья?
Задание №5: - "Представь и почувствуешь":
-Представьте, что вы – язык и лижете мороженое на палочке. Вкусно? Мороженое твердое или уже начало таять? Много еще осталось или уже видна палочка? Опишите, что вы чувствуете, когда превращаетесь в язык.
На данное упражнение отводится 5 минут времени.
Если вводить такие занятия на всех дополнительных мероприятиях , можно достигнуть больших, продуктивных результатов в развитии творческого мышления младших школьников. Самый продуктивный вид развития творческого мышления и эстетического развития ребенка вообще – это свободное творчество или творчество по собственному замыслу. Ребенок должен создать замысел будущего изделия, для чего необходима очень сложная преобразующая деятельность детского мышления и воображения, носящая творческий характер.
Педагог-психолог МАУ ДО «ДДТ» Дедович Оксана Николаевна
Аннотация к статье педагога-психолога Дедович О.Н.
«Воображение и игра»
Для наиболее успешного эстетического воспитания детей, выработки у них творческого видения педагогу необходимо постоянно воздействовать на чувства учащихся эмоциональными стимулами, проявлять заботу о том, чтобы задания наполняли души детей радостью познания нового, удивлением своими творческими способностями. Воображение детей на таких занятиях всегда будет носить творческий характер и постоянно доставлять радость и эстетическое наслаждение.
В данной статье также представлены проведения занятий с младшими учащимися, в которых реализовано содержание данных направлений деятельности педагога.