Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраст


Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №53»
Конспект занятия
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста.
«Знакомство с творчеством российского детского поэта М. Яснова».
Цель: развивать познавательную активность и творческие способности детей на основе произведений детского поэта Михаила Яснова.
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с творчеством Михаила Яснова. Развивать речь, совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной и выразительной речи; учить заинтересованно, слушать стихотворения, понимая их содержание.
Продолжать учить детей читать выразительно стихи, интонационно верно передавая их настроение; расширять активный словарь детей.
Развивать умение работать в небольших группах, чётко распределять обязанности между собой.
Воспитывать интерес и любовь к детской поэзии, развивать креативное мышление.
Предварительная работа: заучивание стихов Михаила Яснова; подбор иллюстраций для изготовления коллажа; подбор художественной литературы в соответствии с темой занятия; создание обстановки литературной гостиной.
Работа с родителями: беседы о творчестве М.Яснова, роль его произведении в воспитании и развитии дошкольников; презентация Нимаевой Е. о прочитанной книге.
Активизация словаря: литературная гостиная, поэт, дразнилка, джем,
Обогащение словаря: гололедь, чебурек, кочерыжка, прачка, рифма.
Материалы и оборудование: проектор мультимедиа, презентация Нимаевой Е., иллюстрации для изготовления книги, клей, отдельные листы бумаги, заготовки стихов, изготовление декораций для литературной гостиной, музыкальное сопровождение песня «Чучело-мяучело» сл.М.Яснова.
Ход занятия:
Дорогие дети сегодня я пригласила вас в литературную гостиную. А вы знаете что такое гостиная? Это комната для приема гостей.
Сегодня у нас в детском саду гости, они тоже я думаю с удовольствием станут слушателями нашей гостиной. Давайте их поприветствуем.
Рассаживайтесь, пожалуйста, поудобнее на диваны.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве детского поэта Михаила Яснова.
Аюша Токтонов(вступительное слово о поэте).
Михаил Яснов родился в далеком городе Санкт-Петербурге, он вырос в семье, где очень любили читать книги. В детстве он был таким же как и вы, любил гулять с друзьями на улице, любил животных и вообще был веселым обычным мальчиком.
Сейчас Михаил Яснов детский поэт.
- А вы знаете, кто такой поэт, чем он занимается?
- Правильно! Михаил Яснов – детский поэт, он пишет стихи для детей дошкольного возраста и младших школьников. Пишет стихи на различные темы. Мы много читали стихов Михаила Яснова.
-Скажите, на какие темы, о чём пишет поэт. Дети отвечают и выставляют соответствующие картинки на магнитной доске.
Сам Михаил Яснов очень весёлый человек, часто это веселые, забавные стихи, которые легко поднимают всем настроение.
Давайте послушаем стихотворение которое называется «Маленькая прачка», прочтут нам его Ангадаева Илона и Токтонов Аюша.
«Маленькая прачка»
-Серый филин, пыльный филин!
-Гу – гу – гу?
-Хочешь, чистым станешь, филин?
- Гу – гу – гу?
-Будешь филин, ты намылен!
-Гу, гу, гу?
-Ты доволен будешь, филин?
-Гу, гу, гу?
-Я полью тебя водою,
С порошком тебя помою,
Накрахмалю, выжму крепко
И повешу на прищепку.
Будешь, филин, ты не пылен,
Слышишь, филин?
Где ты, филин? ...
Ни в лесу, ни на лугу –
Ни гу –гу!

Стихотворение «Апельсиновый джем», прочтёт Мацук Рома
Апельсиновый джем,
Апельсиновый джем,
Я сегодня тебя обязательно съем,
Как ни прячься на полке в буфете,
Будешь, рыжий, за это в ответе!
Я с тобой, апельсиновый джем, не шучу,
Я тебя, апельсиновый джем, проглочу –
И за то, что укрыться пытался,
И за то, что так трудно достался!
- Следующее стихотворение, прочитает его нам Настя Разуваева называется «Вкусная считалка».

«Вкусная считалка»
Жил на свете человек
По прозванью Чебурек
С дочкой и сынишкой –
Пончиком и Пышкой.
А жена его Оладья
Шила всем соседкам платья:
Со сметаною худым,
Толстым с кремом заварным.
Многие ваши родители работают в Бурятском научном центре – они научные сотрудники. Оказывается не только взрослые, но и дети могут делать интересные научные открытия. Наука тоже может быть «веселой» и даже детской. Вспомнить, как весной мы выращивали лучок в банке нам поможет Кира Бадмаева.

«Веселая наука»
Банку майонезную
Мы водой налили,
Луковку полезную
В банке поселили.
Веселая наука
Наглядно изучается:
Из репчатого лука
Зеленый получается!
Луковка, луковка
Круглая, как пуговка,
На макушке – щелочка,
В ней торчит иголочка!
Корни в банке все плотней,
А иголочка – длинней,
Вылезает в щелочку:
- Хочется еще лучку?
- Хочется! хочется!
Он во рту щекочется!
Он кусает язычок –
Замечательный лу-чок!
Очень интересное стихотворение знает Алина Аникеева, называется оно «Кто где Живёт?
Кто где живёт?
Туча - в небе,
Дождик - в туче,
Жук – в большой навозной куче,
Стриж – в гнезде,
Оса – в дупле,
Дождевой червяк – в земле,
В доме – кошка,
В норке – мышка,
А в капусте – кочерыжка!.Даша Дамбаева – стихотворение
«Уснула наседка в уютном курятнике,
Уснула лягушка в своём лягушатнике,
Кот спит на карнизе,
Шмель дремлет в шиповнике
А божья коровка – в божьем коровнике.
Ребята, а как вы думаете, поэты любят играть? Во что играют поэты? В рифмы. В слова. Но играют, конечно, не сами с собой, а со своими читателями – такими, как, вы детьми. Хотите поиграть в слова и немного побывать в роли поэта.
Давайте поиграем в веселую «Зимнюю игру». Я буду читать стихи, а вы будете подбирать рифмы:
«Зимой, когда мороз и гололедь, в большой берлоге спал большой… медведь.
А вот и нет! В мороз и гололедицу
Спала в берлоге бурая …медведица
А вот и нет! Зато, урча спросонок,
Здесь нежился пушистый… медвежонок.
А вот и нет! Он убежал в леса.
Спала в берлоге рыжая… лиса.
А вот и нет! Лисе и в норке спится.
Здесь ночевала серая…волчица.
А вот и нет! Волчица по тропинке
Пошла взглянуть, как спят в берлоге…свинки
А вот и нет! Им у хозяйки сладко.
Дремала здесь веселая…лошадка.
А вот и нет! Она в конюшне спит.
В берлоге зимовала рыба…кит.
А вот и нет!
Ее там нет как нет!
В большой берлоге спал…большой поэт!
Почему поэт? Можно ведь и что-то другое придумать – большой скелет, большой обед, большой омлет.
Понравилась игра? Хотите ещё?
«Летучие мыши сидели на…крыше
Летучие кошки влетали в…окошки
Летучая лайка скакала по…ветке
Из кухни в дупло приносила объедки, конфетки, таблетки, котлетки…
В трубе ковырялась летучая… свинка,
У свинки чесалась летучая…спинка
В летучем болоте ревел… бегемот
Занёс его ветер в чужой… огород
Летучая репка скакала по грядке
Спасался медведь от летучих акул.
Летучий зайчонок летел… без оглядки
Всё было в порядке и Ваня заснул.
Молодцы! Сколько весёлых рифм подсказали. Вы уже почти научились сочинять стихи.
Михаил Яснов очень любит писать стихи о животных, животное которое живёт у вас дома самое близкое для вас «звериное существо». Когда поэт был маленьким у него самого был пёсик - такса по кличке Берримор. Послушайте стихи о животных, они тоже очень забавные и задушевные.
Доржик МункодугаровЯ – главный!
Я сторожу хозяйский дом,
На незнакомых лаю,
Посуду мою языком
Ушами – вытираю.
Ева Нимаева«Мой котёнок».
Мой котёнок черноушка,
Как назвать его – Чернушка.
Мой котёнок рыжеспинкаКак назвать его – РыжинкаХвост как белая кудряшка
Мой котёнок ты - БеляшкаМой котёнок отзывается,
Мой котёнок так старается,
Имя учит и МЯУчит.
Вика Даржаева «Умный котёнок»
Ехал котёнок в коляске,
Щурил котёнок глазки,
Тянул молоко из соски
Считал на хвосте полоски
- Восемь…Двенадцать…Пять…
Уже умеет считать!
Ребята, а как вы думаете дразниться можно?
А вот Михаил Яснов придумал дразнилку не обидную, даже смешную.
ДРАЗНИЛКА
-Ты нечестный…
-Сам ты вруша!
-Ты чумазый…
-Сам ты хрюша!
-Ты лохматый…
- Сам ты веник!
- Ты ленивый…
- Сам вареник!
Очень часто Михаил Яснов затрагивает в своих произведениях тему семьи, семейного счастья.
Скажите, ребята, а у вас какая семья (большая, дружная, сплочённая, весёлая и т..д.)Человеку, сколько бы лет ему не было всегда нуждается в понимании и любви своих близких, самым близким человеком для всех является мама. А ваша мама какая (дети отвечают)
Как часто нам хочется сказать ей спасибо за всё, за всё.
«Спасибо!» от Марка Харанутова.
Как жалко, что недели
Так медленно летят
И что, родившись, дети
Не сразу говорят!
А то бы только – только
Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
«Спасибо!» ей сказал.
За то, что я родился!
За то, что я живой!
За то, что вместе с папой
Идем сейчас домой!
За то, что дверь откроем
И знаем наперед,
Что мама напевает
И нас к обеду ждет!
А вот семья Нимаевой Евы подготовила презентацию.
Давайте её все вместе посмотрим.
Как часто нашим близким не хватает времени для полноценного
общения, даже для того, чтобы просто друг с другом поговорить.
Стихотворение «Главное желание» читает Нагуслаев Амарсан.
Больше всего на свете
Хочу, чтоб накрыли стол,
И чтобы сегодня папа
Чуть – чуть пораньше пришел,
И чтоб нарядилась мама
И улыбнулась всем,
И чтобы меня похвалили
За то, что молчу и ем.
Больше всего на свете
Хотелось бы так пожить!
Чтобы хватило времени со всеми поговорить.
Сегодня мы с вами вспомнили много стихов Михаила Яснова. В январе 2016 года Михаилу Яснову исполнится 70 лет. Как вы думаете, приятно было бы получить поэту от нас подарок в честь юбилея книгу, которую сделаем мы сами своими руками.
Приглашаю детей пройти в творческую мастерскую.
У вас на столах есть всё необходимое, давайте разделимся на группы и приступим к работе.
Работа в группах (создание коллажа по произведениям М.Яснова)
Как здорово у вас получилось, я предлагаю вам после занятия добавить сюда свои фотографии, доделать обложку и наша книга будет готова.
Скажите мне, а вам понравилось сегодня побывать в литературной гостиной, а что понравилось больше всего.
Молодцы, сегодня вы все очень хорошо читали стихи, внимательно слушали, сделали замечательную книгу. Спасибо вам большое.