Опыт работы. Реализация образовательной области «Речевое развитие детей» старшего дошкольного возраста в процессе наблюдений за природой

Реализация образовательной области «Речевое развитие детей» старшего дошкольного возраста в процессе наблюдений за природой

Фефилатьева Надежда Николаевна
Воспитатель
МБДОУ № 13 детский сад «Незабудка»
г. Северодвинск
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.
В процессе работы с детьми выявлены следующие проблемы:
Речь у них односложная, состоящая лишь из простых предложений.
Недостаточен словарный запас.
Бедна диалогическая речь: дети неспособны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Есть затруднения строить монолог.
Отсутствуют навыки культуры речи.
Важно выстроить работу по реализации ОО «Речевое развитие» с учётом ФГОС так, чтобы осуществлялась цель и решались задачи речевого развития в системе.
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:
1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи.
Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов:
Сократ и Платон создали теорию подлинного красноречья.
Константин Дмитриевич Ушинский стал основоположником методики первоначального обучение родному языку. Считал устное народное творчество - важным аспектом в обучении родному языку.
Елизавета Ивановна Тихеева - известный общественный деятель в области дошкольного образования, большое влияние оказала на содержание и методы работы по развитию речи детей в детском саду.
Ефим Аронович Аркин - великий педагог, считал речевое общение детей со взрослыми – источником познания маленьким ребёнком окружающего мира.
И сейчас в наше современное время развитие речи детей не остаётся без внимания, поэтому считаю, что тема моего опыта работы актуальна.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления:
Развитие предметно - пространственной развивающей среды.
Работа с детьми, родителями и специалистами.
Наблюдение.
Наблюдение - это специально организованное и фиксируемое восприятие какого-либо объекта.
Насыщая групповое пространство забочусь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
Приняла участие в создании экологического уголка, где размещается мини-музей (тематика различна), разнообразные экспонаты, книги познавательного характера, тематические альбомы, простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком» и др.
Для закрепления детьми полученного во время наблюдений опыта, обогатила книжный уголок яркими, красочными книгами, для театрализованного уголка изготовили совместно с родителями атрибуты; пополнила группу дидактическими и развивающими играми, такими как «Лото», детское тематическое «Домино», пазлы и др
Знания лучше всего получать во время непосредственной деятельности детей, через чувственный опыт.
На прогулках расширяла и уточняла конкретные представления детей о характерных признаках времён года. Помогала детям не только заметить, что произошло, но и получить от них ответ, как они узнали об этом, почему они думают именно так, а не иначе.
Выходя на прогулку – спрашивала: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Наблюдали, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предлагала повернуть лицо к ветру, отмечая, что от ветра становится холоднее.
Учила детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.
Привлекая внимание к растениям, деревьям, обращала внимание на их красоту: цвет, форму листьев, толщину ствола. Полученные знания закрепляли в играх “Какое дерево?”, “Чем отличаются? Знания закреплялись также во время чтений стихотворений, загадывания загадок.
При наблюдении за птицами, заостряла внимание на их повадки. Например, как целые стайки воробьёв садились на деревья, заборы , а при приближении человека улетали, а также как птицы клюют пищу.
Наблюдения на прогулке чередовала с играми, трудом, Радовало детей катание с горки на участке, лепка снеговика, игры с водой и песком.
Центральное место в уголке природы отведено изображению текущего времени года. В календаре природы ежедневно фиксируем состояние погоды. Кроме этого дети выполняли творческие задания, например, подбирать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).
В уголок природы группы поместила растения, инвентарь по уходу за ними, совместно с родителями собрали наглядный природный материал, изготовила макет: «Аквариум», альбом «Комнатные растения», приобретены дидактические наборы: «Дикие животные», «Домашний двор», сделала игру-головоломку «Насекомые».
Организован мини-музей поделок из природного материала, выполненных детьми совместно с родителями, предварительно устроив тематическую выставку.
На участке ДОУ организован цветник. Не мешая играм детей, он вписывается в групповой участок.
В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению.
Проводится работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (овощи, деревья ). Дети называют действия, связанные с движением (летит, кружится), учатся понимать смысл загадок, сравнивая предметы по размеру, цвету.
Подбор стихов, рассказов, примет, загадок, пословиц по временам года сделало работу более интересной и содержательной.
Без участия речи ребёнок не может осознавать мир. Знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной (словесной) форме. Впечатления (образы, представления, мысли) спонтанны, что является стимулом к овладению родной речью.
Для своевременного развития речи ребёнка имеет большое значение отношение к нему взрослого, т.к. внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь.
Для создания единого речевого пространства в ДОУ активизировала работу с родителями. Через консультации, наглядную информацию, проектную деятельность стремлюсь повысить их компетентность.
Анализ работы с детьми по реализации образовательной области «Речевое развитие» в процессе наблюдений показал результат:
Эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребёнка в детском саду
Удовлетворённость естественными потребностями в общении, творчестве.
Активность, инициативность, раскрепощённость детей в общении.
Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным миром.
Системная работа дала свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей, использовать разные конструкции предложений.
Это является характеристиками целевых ориентиров речевого развития.

Литература

В помощь воспитателю использую разнообразную литературу, привожу некоторые примеры :
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Экология.-Воронеж:
Костюченко М.П.,Образовательная деятельность на прогулках,-Волгоград:Учитель,2013
Пшеницына Н.А. Времена года.-М.: Владос, 2001
Серебрякова Т.А. экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.: Академия, 2008
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.: ТЦ Сфера, 2011
Фгос ДО.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415