Конспект занятия. Развитие музыкально-творческих способностей посредством ИКТ у детей старшего дошкольного возраста. «Осень в лесу»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вид «Рябинка»
Конспект занятия.
Развитие музыкально-творческих способностей посредством ИКТ у детей старшего дошкольного возраста.
«Осень в лесу»
Музыкальный руководитель:
Дергачева И.А.
г.Моршанск
2014г.
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.
Задачи:
Образовательные:
1. Побуждать детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков.
2. Помочь совершить открытие, откуда берется музыка.
3. Вызвать желание самим создавать музыку путем преобразования шумовых звуков .4. Способствовать активному использованию музыкальных инструментов для создания музыки.
Развивающие:
1. Развивать чувствительность ребёнка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.
2. Развивать музыкальный слух путем дифференцировки звуков на шумовые и музыкальные.
3. Развивать музыкально-сенсорное восприятие тембра музыкальных звуков.
4. Побуждать эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру слушания музыки
2. Побуждать выполнять правила: действовать у компьютера по очереди, соблюдать культуру общения
Оборудование: аудиоаппаратура, компьютеры, проектор, экран, детские музыкальные инструменты, деревянные предметы, шкатулочки для наград детям.Ход занятия.Дети заходят в музыкальный зал. (слайд1)Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите, сколько их сегодня много. Каждый день мы говорим друг другу: « Доброе утро», чтобы день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Так приятно говорить друг другу слова приветствия.
(слайд2-)Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое! Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, утро! Здравствуй, день! Нам здороваться не лень! (« прижали руки к груди»)А гостям всем Добрый День! (« руки развели в стороны вверх ладошками»)Музыкальный руководитель: Ребята! Сегодня я предлагаю совершить увлекательное путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но звуки окружают нас всегда; все шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит – звучит.(Появляется Шуршик на экране). (слайд3-шуршик)Музыкальный руководитель: Ой, ребята! Вы слышите шуршание? Кто-то нас встречает.(Появляется Шуршик.)
Шуршик: Гости в лес ко мне пожаловали! Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: А ты кто такой, зверь невиданный?
Шуршик: Ш-шур-ш-шик!
Музыкальный руководитель: Шуршик? Какое странное имя! Впервые слышу …
Шуршик: Я по листве осенней мчался,
И каждый листик мне шуршал.
И старый дуб до слёз смеялся -
Он Шуршиком меня назвал.
И вот с тех пор, как только осень
Приходит в парки и леса,
Меня шуршать листвою просят,
Чтоб слышать листьев голоса.
Я так рад вас видеть! Птицы улетели, листья облетели, деревья засыпают – скучно мне одному стало!
Музыкальный руководитель: Не огорчайся, Шуршик, мы тебя развеселим! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками. А кто знает стихотворение про звуки.
Ребенок: Все на свете знают
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Музыкальный руководитель: Да, звуки бывают разные, и сегодня мы услышим звуки, которые живут в предметах из дерева. Пожалуйста, посмотрите и скажите: какие предметы из дерева вы здесь видите? (ответы детей) Постучите по очереди по своему предмету, а мы послушаем как они звучат.
( Дети по вызову педагога стучат по предметам из дерева)
Музыкальный руководитель: Все звуки разные. Деревянный звук он какой?
Дети:1.Он стучащий .2.Он сухой.3.Он трескучий.
4.Он теплый.
5. Он тихий .
6 Он гремучий.Музыкальный руководитель: Правильно ребята. Посмотрите, что у меня в руках? ( ответы детей)Шкатулка-это предмет для всяких разных штук.
Она побольше коробка, но поменьше сундучка.(слайд4-шуршик)
Шуршик: Зачем вам шкатулочка, что с ней можно сделать?
Музыкальный руководитель: Шкатулочка может стать шумовым инструментом. Давайте наполним одну шкатулку-гвоздями, другую-крупой, третью-бумагой. И послушаем, как они зазвучат.( Дети наполняют коробочки . В одну из шкатулок нужно положить гвозди, в другую - крупу, в третью – бумагу.)
Музыкальный руководитель: Звуки в шкатулочках одинаковые? (ответы детей). Конечно, все звуки в шкатулках разные. Почему звук изменился?(ответы детей)Шкатулка – это стукалкаДля всяких разных штук.И, если потрясти ее,Услышишь тук – тук – тук.
Шуршик: Ну и ну, была шкатулка предметом, а стала инструментом.
Музыкальный руководитель: И не простым, Шуршик, а шумовым. Давайте устроим оркестр шумовых инструментов. Кто у нас дирижер?
Исполняется шумовой оркестр. (из шкатулочек) (слайд5)
Шуршик: Мне очень понравился ваш оркестр. Теперь я знаю какие звуки шумовые, а какие еще бывают звуки?
Музыкальный руководитель: А мы тебе не только расскажем, но и покажем.( экран «Музыкальные инструменты») (слайд6 музыкальные инструменты)
Шуршик :Какие молодцы ребята, как вы много знаете.(слайд7-шуршик)
(слайд8-осень)
Музыкальный руководитель: Осень — самое выразительное время года: какое разноцветье красок! Но осень отличается и самой переменчивой погодой: только что стояла солнечная, прекрасная пора, названная народом «бабье лето» или «золотая осень»; и вдруг на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и неприглядным. Послушайте пьесу Л. В. Бетховена «Весело-грустно», она очень точно изображает эти изменения и подумайте сколько раз меняется погода? (клип9)
Л. В. Бетховена «Весело-грустно».
Музыкальный руководитель : Правильно, в пьесе три части. Какая 1 часть по характеру?(Ответы детей.)
Музыкальный руководитель :Верно, 1 часть весёлая, светлая и радостная. А вторая часть?(Ответы детей.)
Музыкальный руководитель: 2 часть грустная, хмурая, взволнованная. Что вы можете сказать о 3 части. (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель: Совершенно верно. 1 и 3 части одинаковые.(слайд10-осень)
Музыкальный руководитель: А теперь попробуйте движениями передать ваше настроение . Дети исполняют этюд .
Музыкальный руководитель: Мне очень понравились ваши движения. Я видела легкие кружения листьев, и ощутила холод осеннего ветерка, и даже капельки моросящего дождя меня намочили. Молодцы ребята.
Музыкальный руководитель: Осень красит золотом рощи и леса,
Слышатся прощальные птичьи голоса,
Алые и желтые ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе пестрый хоровод.
А вы знаете стихи об осени?
Дети: 1. Осень настроила скрипку,
В лес незаметно вошла
И, поклонившись с улыбкой,
Вальсы играть начала.
2.Развеселились березки,
Ветками дружно сплелись,
Принарядились неброско –
Танцы в лесу начались.
3. Кружатся в вальсе осинки,
С дубом идут танцевать.
Робко пылают рябинки,
Но не хотят отставать.
Давайте в песне об осени передадим все эти ощущения и споем ее звонко, весело, четко проговаривая слова, чтобы нашему Шуршику понравилось . А петь мы будем по очереди :1 куплет поют девочки, а 2 мальчики. Припев поем все вместе. (слайд14)
Исполняется песня «Осень золотая» муз. Иванникова.
Музыкальный руководитель: Шуршик,тебе понравилась наша песенка? (слайд15)
Шуршик: Очень…Я ребята еще очень люблю играть, но не знаю никакую игру.
Музыкальный руководитель: А мы тебя сейчас научим, мы сейчас поиграем в игру « Оркестр». (слайд16-23)
Игра «Оркестр».
(Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только те инструменты, которые изображены на экране (музыкальные или только шумовые).Музыкальный руководитель: А наши знания полученные сегодня на занятие, я хочу проверить. Занимайте места за компьютором и выполняйте задания
Игра « Что ты знаешь о музыке?». (слайд24)
Музыкальный руководитель: Молодцы, хорошо справились с заданием, а теперь встаньте за стульчиками и давайте дадим отдохнуть нашим глазам.
Зрительная гимнастика.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Шуршик: (слайд25)
Спасибо вам, ребята.
Теперь не буду я скучать
Могу играть и танцевать,
Музыкальный руководитель: И мы с тобой потанцуем Шуршик.
Танец. (слайд26)
Музыкальный руководитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали и что вам больше всего запомнилось или понравилось? (ответы детей).Я надеюсь, мы помогли Шуршику развеселиться. Он вас благодарит и дарит вам волшебные шкатулочки для того, чтобы вы сделали сами свои шумовые инструменты. А в следующий раз мы на них поиграем. А сейчас нам пора в группу. Давайте споем нашу песенку. ( До свиданья гости ).
Используемая методическая литература:
1.На пути к музыке Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей. Автор: Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. Издательство: Ульяновск: ИПК ПРО Год издания: 1999
2. Музыкальное воспитание в детском саду. Автор: Давыдова М.А. Год издания: 2006
3.Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]/ Ю.М. Говриц-М.: ЛИНКА-IIPЕСС. 1998.
4.Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст]/О.С.Фомичева - М.: "Гелиос АРВ".2000.
5.Название: В мире фантазии и звуков Автор: Никашина Г. А. Издательство: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»Год издания: 2004
6. Музыка и чудеса. Музыкально - двигательные фантазии Автор: И. М. Каплунова, И. А. НовоскольцеваИздательство: Композитор-Санкт-Петербург Год издания: 2000