Планирование по музыке на тему Музыка вокруг нас, Музыка и ты
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю
Протокол № от -----------2016г. Директор Рожкова И.А.
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №12»
от ---------------2016г.
Рабочая программа по музыке на 2016 – 2017 учебный год
1 класс
Составитель: учитель музыки Крючкова О.А.
г. Дзержинск
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( пр. Мин.обр. и науки РФ от 6.10.2009г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по музыке и авторской программы Е.Д. Критская., Г.П.Сергеева.,Т.С. Шмагина. «Музыка. 1 – 4 классы»: Учебник для учащихся 1-4 классов. М.: Просвещение, 2011
Количество часов: 1 класс - в год/неделю – 33/1
2-4 классы - в год/неделю – 34/1
Общая характеристика учебного курса
Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программа¬ми начального общего образования и основными положени¬ями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевс¬кого. При создании программы авторы учитывали потребнос¬ти современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отра¬жение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые техно-логии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духов¬ного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
•воспитание интереса, эмоционально-ценностного отно¬шения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближне¬му, к своему народу, к Родине; уважения к истории, тради¬циям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем мно¬гообразии его форм и жанров;•воспитание чувства музыки как основы музыкальной гра¬мотности;
•развитие образно-ассоциативного мышления детей, му¬зыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувство¬ванного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящег•накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатле¬ний, интонационно-образного словаря, первоначальных зна¬ний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческо¬го голоса, творческих способностей в различных видах музы¬кальной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и твор¬ческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искус¬ства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музы¬кально-творческой деятельности, приобретение знаний и уме-ний, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на лич¬ностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьни¬ков через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстети- ческий отклик на музыку. Уже на начальном этапе постиже¬ния музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного станов¬ления, развивает способность сопереживать, встать на пози¬цию другого человека, вести диалог, участвовать в обсужде¬нии значимых для человека явлений жизни и искусства, про¬дуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальней¬шему овладению различными видами музыкальной деятель¬ности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправлен¬ную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, ком¬муникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар¬тину мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при¬обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
•чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь¬ной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских компо¬зиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
•целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, националь¬ных стилей.
•умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их пони¬мание и оценка— умение ориентироваться в культурном мно¬гообразии окружающей действительности, участие в музы¬кальной жизни класса, школы, города и др.;
•уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учите¬лем и сверстниками;
•реализация творческого потенциала в процессе коллек¬тивного (или индивидуального) музицирования при воплоще¬нии музыкальных образов;
•ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко¬лы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и со¬переживания чувствам других людей;
•развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю¬щего себя в эмоционально-ценностном отношении к искус¬ству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащих¬ся, проявляющихся в познавательной и практической дея¬тельности:
•овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществле¬ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;
•освоение способов решения проблем творческого и по¬искового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений
•формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффек¬тивные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
•продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-твор- ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешколь¬ной музыкально-эстетической деятельности;
•освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
•овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответ¬ствии с целями и задачами деятельности;
•приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направ¬лений в соответствии с задачами коммуникации;
•формирование у младших школьников умения состав¬лять тексты, связанные с размышлениями о музыке и лич¬ностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
•овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе инто- национно-образного и жанрового, стилевого анализа музы¬кальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
•умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презен¬тации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
•формирование общего представления о музыкальной картине мира;
•знание основных закономерностей музыкального искус¬ства на примере изучаемых музыкальных произведений;
•формирование основ музыкальной культуры, в том чис¬ле на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искус¬ству и музыкальной деятельности;
•формирование устойчивого интереса к музыке и различ¬ным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
•умение воспринимать музыку и выражать свое отноше¬ние к музыкальным произведениям;
•умение эмоционально и осознанно относиться к музы¬ке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержа¬ние, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
•умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Ресурсное обеспечение программы:
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс
- Пособие для учителя. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина – Просвещение 2009г.
- фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс (СD)
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана и составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( пр. Мин.обр. и науки РФ от 6.10.2009г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по музыке и авторской программы Е.Д. Критская., Г.П.Сергеева.,Т.С. Шмагина. «Музыка. 1 – 4 классы»: Учебник для учащихся 1-4 классов. М.: Просвещение, 2011
Количество часов:
1 класс - в год/неделю – 33 / 1
Общая характеристика учебного предмета и место его в базисном учебном плане
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте
Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности
Программа курса «Музыка» для 1 класса рассчитана на 33 часа (33 учебные недели по 1 часу в неделю)
Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников (наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения)Задачи музыкального образования младших школьников:
•воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров•воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности
•развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего
•накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности
Распределение часов по четвертям
1 четверть2 четверть3 четверть3 четверть
9 часов 7 часов 9 часов 8 часов
Результаты освоения учебного предмета «Музыка» 1 класс
В результате изучения курса «Музыка» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
- уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества
Метапредметные результаты
(регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.)
Регулятивные УУД:
•умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса)
•осуществление элементов синтеза как составление целого из частей
•умение формулировать собственное мнение и позицию
•целеполагание, волевая саморегуляция, коррекция
•оценка качества и уровня усвоения
Познавательные УУД:
•умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями
•музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям
•умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между
•произведениями музыки и изобразительного искусства
•осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника
•умение структурировать знания, смысловое чтение
•выделение и формулирование учебной цели
Коммуникативные УУД:
•наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач
•участие в музыкальной жизни класса (школы, города)
•умение выражать свои мысли
•разрешение конфликтов, постановка вопросов
•управление поведением партнера: контроль, коррекция
Предметные результаты
отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии
- формирование общего представления о музыкальной картине мира
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного
вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической
и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально- хоровых произведений, в импровизациях
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений:
Выпускник 1 класса научится:
•определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса
•узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты ( гармонь, баян, балалайка)
•проявлять навыки вокально-хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы,
•правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест)
•воспринимать музыку различных жанров
•эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности
•общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов
•воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека
•узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов
•исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
Выпускник 1 класса получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов( быстро- медленно), динамики (громко- тихо)
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств
Содержание программы
Содержание программы первого года делится на два раздела: 1 - “Музыка вокруг нас” (посвящен музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и 2 - “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16 часов): музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях
Раздел 2. «Музыка и ты» (17 часов): музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира
Виды музыкальной деятельности
Разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия
Методы музыкального образования
•увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя
•«тождество и контраст»
•интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус
Формы организации учебного процесса
•групповые, коллективные, классные и внеклассные
Виды организации учебной деятельности
•экскурсия, путешествие, выставка
Виды контроля
•входной, текущий, тематический, итоговый
•фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля
•наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, устный опрос, тест, викторины, учебно – творческая работа
Содержание тем учебного предмета «Музыка» 1 класс
Тема 1 полугодия: «Музыка вокруг нас» – 16 часов
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях
Урок 1. И Муза вечная со мной! (1 ч)
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель
Урок 2. Хоровод муз (1ч)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры
Урок 3. Повсюду музыка слышна… (1ч)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора»
Урок 4. Душа музыки – мелодия (1ч)
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса
Урок 5. Музыка осени (1ч)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен
Урок 6. Сочини мелодию (1ч)
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент»
Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…» (1ч)
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту
Урок 8. Музыкальная азбука (1ч)
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ
Урок 9. Музыка вокруг нас (1ч)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть
Урок 10. Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа (1ч)
Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка»
Урок 11. Музыкальные инструменты (1ч)
Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель, флейта, гусли, арфа , фортепиано
Урок 12. Звучащие картины (1ч)
Определение «звучания» в картинах народной или композиторской музыки. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами
Урок 13. Разыграй песню(1ч)
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки
Урок 14. «Пришло Рождество, начинается торжество» (1ч)
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок
Урок 15. Родной обычай старины(1ч)
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок
Урок 16. Добрый праздник среди зимы. Музыка вокруг нас (1ч)
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Обобщенное представление о музыке, музыкальных впечатлениях во 2 четверти и 1-го полугодия в целом
Тема 2 полугодия: « Музыка и ты» - 17 часов
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях
Урок 17. Край, в котором ты живешь (1ч)
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах
Урок 18. Поэт, художник, композитор (1ч)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова
Урок 19. Музыка утра (1ч)
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку
Урок 20. Музыка вечера (1ч)
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки
Урок 21. Музыкальные портреты (1ч)
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов
Урок 22. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка (1ч)
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора
Урок 23. У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали (1ч)
Разучивание эстонской народной песни «У каждого свой музыкальный инструмент», инсценировка ее по ролям в народном стиле. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества
Урок 24. Музыкальные инструменты (1ч)
Знакомство с инструментом фортепиано. Динамика, тембр
Урок 25. Мамин праздник (1ч)
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть
Урок 26. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (1ч)
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь представления иностранному гостю лучше узнать другую страну
Урок 27. Звучащие картины (1ч)
Художественный образ. Закрепление о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. Мастерство исполнителя – музыканта. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей
Урок 28. Музыка в цирке (1ч)
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления
Урок 29. Дом, который звучит (1ч)
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка
Урок 30. Опера-сказка (1ч)
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка
Урок 31. «Ничего на свете лучше нету» (1ч)
Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы
Урок 32. Афиша. Программа – обобщающий урок 4 четверти - (1ч)
Закрепление понятий. Составление афишы и программы урока - концерта
Урок 33. Твой музыкальный словарик. Музыкальное путешествие в гости к лету – заключительный урок – концерт (1ч)
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год. Выразительное исполнение выученных песен в течение всего года. Обобщение пройденных тем учебного года
Учебно – тематический план предмета «Музыка» 1 класс
№ Тема урока Количество часов
Тема 1 полугодия: «Музыка вокруг нас» (16 часов)
1«И Муза вечная со мной» 1
2Хоровод муз 1
3Повсюду музыка слышна… 1
4«Душа музыки – мелодия» 1
5Музыка осени 1
6Сочини мелодию 1
7«Азбука, азбука каждому нужна!» 1
8Музыкальная азбука 1
9Музыка вокруг нас 1
10Музыкальные инструменты. «Садко» (из русского былинного сказа)1
11Музыкальные инструменты 1
12Звучащие картины 1
13Разыграй песню 1
14«Пришло Рождество, начинается торжество» 1
15Родной обычай старины 1
16Добрый праздник среди зимы. Музыка вокруг нас 1
Тема 2 полугодия: «Музыка и ты» (17 часов)
17Край, в котором ты живешь 1
18Поэт, художник, композитор 1
19Музыка утра 1
20Музыка вечера 1
21Музыкальные портреты 1
22Разыграй сказку («Баба –Яга») 1
23У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали 1
24Музыкальные инструменты 1
25Мамин праздник 1
26Музыкальные инструменты. Чудесная лютня 1
27Звучащие картины 1
28Музыка в цирке 1
29Дом, который звучит 1
30Опера-сказка 1
31«Ничего на свете лучше нету…» 1
32Афиша. Программа 1
33Твой музыкальный словарик. Музыкальное путешествие в гости к лету1
Итого 33 часа
Музыкальный материал для слушания
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский - Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира
Раздел 2. «Музыка и ты»
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. ЭнтинаДля реализации программного содержания используется учебно-методический материал:
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойНа основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
Уроки музыки». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) , Просвещение, 2009 г
учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2010г
Рабочая тетрадь для 1 класса, М., Просвещение, 2010г
Технические средства обучения:
Компьютер, мультимидийный проектор, экран, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, DVD- диски по слушанию музыки
Методическое пособие для учителя:
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс
Учебник для общеобразовательных организаций. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина – Просвещение 2015г.
Пособие для учителя. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина – Просвещение 2009г.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс (СD)
Планируемые результаты
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник 1 класса научится:
- владеть основами музыкальных знаний
- владеть первоначальными певческими умениями и навыками
- выразительно исполнять народные и композиторские песни
- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений
- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике
- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира
- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости…
- координировать движение и пение, отражая настроение музыки
- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений пластического интонирования
- владеть навыками «свободного дирижирования»
- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи
- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной
- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных
жанров (опера, балет)
- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ
- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации)
- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров
- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы
- узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов
- узнавать музыку различных жанров (простых и сложных)
- понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр)
- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы
- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования
Выпускник 1 класса получит возможность научиться:
- принимать музыкально-исполнительскую задачу
- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей
- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика)
- пользоваться карточками ритма
- понимать нотную запись
- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями
- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки
- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности
- воспринимать музыку различных жанров
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
- принимать учебную задачу
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности
- адекватно воспринимать предложения учителя
Познавательные УУД
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик)
- находить в музыкальном тексте разные части
- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями
- читать простое схематическое изображение
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи
Коммуникативные УУД
- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках
- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.)
-контролировать свои действия в коллективной работе
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- положительное отношение и интерес к изучению музыки
- опыт музыкально-исполнительской деятельности
- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве
- умение вслушиваться в музыку
- система духовно-нравственных ценностей
могут быть сформированы:
- восприятие музыки как части общей культуры личности
- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности
- адекватная самооценка
- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль)
- положительная учебно-познавательная мотивация к обучению
Интернет – ресурсы
http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
http://prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
http://school-collection.edu.ru
http://nachalka/info/about/193
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1e7e1b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/
Тематическое планирование
Музыка 1 класс
Музыка вокруг нас
№ Тема урокаКол-во часовТип урокаСодержаниеСредства наглядности
Вид контроляДомашнее заданиеДатаПланируемые результаты:
Р: регулятивные, П: познавательные, К: коммуникативные
1«И Муза вечная со мной!»1Вводный урокПервая встреча со звуками, которые нас окружают. Понятие композитор – исполнитель- слушательУчебник стр. 3-9Текущий.
Слушание музыки. Хоровое пениеЗнать понятия: композитор, исполнитель, слушательР: определение, название и определение объектов и явлений окружающей действительности
П: использование речи для регуляции своего действия
К: формулирование собственного мнения и позиции
2Хоровод муз1Урок сообщения и усвоения новых знанийЗнакомство с понятиями «хор», «хоровод»Учебник
стр.10,11Текущий. Слушание музыки, хоровое исполнение, ритмические движенияЗнать понятия: хор, хороводР: анализ информации, сравнение, установка аналогии
П: выбор действия в соответствии с поставленной задачей
К: адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих
3Повсюду музыка слышна…1Урок закрепления знаний, выработки умений и навыковЗнакомство с народными песенками, потешками, песней-считалкой, песней-маршем, колыбельной песнейУчебник стр.12,13Текущий. Слушание музыки, исполнение песен. Музыкально-ритмические движенияЗнать понятие: композитор. Уметь сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текстР: анализ информации, сравнение, установка аналогии, построение рассуждения
П: выбор действия в соответствии с поставленной задачей
К: формулирование собственного мнения и позиции, постановка понятных для партнера высказываний
4«Душа музыки – мелодия»1Урок сообщения и усвоения новых знанийЗнакомство с понятием «Мелодия». Анализ трех основных жанров: песни, марша и танцаУчебник стр.14,15Текущий. Слушание музыки. Пластические импровизации.
Хоровое пениеЗнать понятия: мелодия, марш, танец, песняР: осознанное и произвольное сообщение в устной форме, определение и называние объектов окружающей действительности
П: выделение и формулирование того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, умение вести устный диалог, умение строить монологическое высказывание
5Музыка осени1Интегрированный урокСвязь между собой трех видов искусства: музыки, литературы и живописиУчебник стр.16,17. Стихи об осени. ИллюстрацииТекущий. Слушание музыки. Чтение стихотворений. Разучивание песенУметь определять настроение стихотворений, музыкальных произведенийР: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков
П: использование речи для регуляции своего действия
К: формулирование собственного мнения и позиции, умение вести устный диалог, слушание собеседника
6Сочини мелодию1Урок закрепления знаний, выработка умений и навыковАнализ значения мелодии и аккомпанемента в музыкеУчебник стр.18,19Текущий. Слушание музыки, хоровое и сольное пение, музыкально-ритмические движенияЗнать понятия: мелодия, аккомпанемент. Уметь сочинять мелодию на заданный текстР: контроль и оценка процесса и результата деятельности
П: различие способа и результата действия, адекватное восприятие предложения учителей и товарищей
К: аргументирование своей позиции, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих
7«Азбука, азбука каждому нужна!»1Урок расширения и углубления знанийЗнакомство с песнями о школе. Связь между различными предметами школьной программыУчебник стр.20, 21Текущий. Разучивание новых и повторение изученных песенЗнать понятия: азбука, куплетная формаР: анализ информации, передача информации устным путем
П: формулирование и удерживание учебной задачи
К: формулирование собственного мнения и позиции, обращение за помощью, формулирование своих затруднений
8Музыкальная азбука1Урок сообщения и усвоения новых знанийМузыкальная азбука: ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключУчебник стр.22, 23. Музыкальные иллюстрацииТекущий. Хоровое пениеЗнать: ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключР: анализ информации, передача информации устным путем
П: формулирование и удерживание учебной задачи
К: формулирование собственного мнения и позиции, обращение за помощью, формулирование своих затруднений
9Музыка вокруг нас1Урок повторения и обобщения полученных знанийЗнание выученных песен, музыкальной грамотыМузыкальные иллюстрацииИтоговый
Слушание музыки, хоровое пение, устный опросПовторить основные понятия, термины, ноты, тексты песенР: анализ информации, передача информации устным путем
П: формулирование и удерживание учебной задачи
К: формулирование собственного мнения и позиции, обращение за помощью, формулирование своих затруднений
10Музыкальные инструменты. «Садко» (из русского былинного сказа)1Урок сообщения и усвоения новых знанийЗнакомство с народной музыкой и инструментамиУчебник стр. 24 - 27 Текущий. Слушание музыки, хоровое пение, устный опросЗнать понятие: народная музыка.
Уметь: определять на слух звучание свирели, рожка, гуслейР: умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
П: адекватное восприятие предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок
К: формулирование собственного мнения и позиции
11Музыкальные инструменты1Урок сообщения и усвоения новых знанийСопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментовУчебник стр. 28, 29Текущий. Слушание музыки. Игра на музыкальных инструментах. Хоровое исполнениеУметь определять на слух звучание флейты, арфы, фортепианоР: умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
П: адекватное восприятие предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок
К: формулирование собственного мнения и
позиции
12Разыграй песню1Урок расширения и углубления знанийРазвитие умений и навыков выразительного исполнения песниУчебник стр.32,33Текущий. Выразительное исполнение песни «Почему медведь зимой спит»Уметь:
выразительно исполнять песни, составлять исполнительский план песниР: анализ информации
П: умение оценивать собственную деятельность
К: принятие различных позиций во взаимодействии
13«Пришло Рождество, начинается торжество»1Урок обобщения усвоения новых знанийЗнакомство с традицией празднования Рождества в нашей странеУчебник стр. 34, 35. Презентация новогодней песни о елочке, рисунки о Новом ГодеТекущий. Выразительное исполнение песенЗнать понятия: народные праздники, рождественские песниР: умение строить рассуждения, обобщения
П: применение установленного правила, использование речи для регуляции своего действия
К: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности
14Родной обычай старины1Урок расширения и углубления знанийВстреча с колядкамиУчебник стр. 36, 37Текущий. Сольное и хоровое выразительное исполнение колядокУметь выразительно исполнять колядкиР: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
П: использование речи для регуляции своего действия
К: адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих
15, 16Добрый праздник среди зимы. Музыка вокруг нас2Урок закрепления и обобщения полученных знаний Сравнение новогодних и рождественских обычаев и традицийЛюбимый праздник детей – Новый год
Композитор – исполнитель – слушательУчебник стр. 38,39. Новогодние иллюстрации
Рисунки детейИтоговый. Слушание музыки. Исполнение новогодних песен, хороводовУметь определять настроение, характер музыки, водить хороводы
Повторить тексты песенР: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности,
анализ информации сравнение, установка аналогии
П: использование речи для регуляции своего действия, выделение и
формулирование того, что уже усвоено и что еще нужно усвоитьК: адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих,
формулирование собственного мнения и позиции, умение вести устный диалог, слушание собеседника
Музыка и ты
17Край, в котором ты живешь1Урок сообщения и усвоения новых знанийРодина, родной край, родная природа, народУчебник стр.42,43. Стихи о Родине, иллюстрацииТекущий. Слушание музыки. Исполнение песен о РодинеЗнать понятия: Родина, малая Родина.
Воспитание патриотического чувстваР: определение, название объектов и явлений окружающей действительности
П: использование речи для регуляции своего действия
К: формулирование собственного мнения и позиции
18Поэт, художник, композитор1Интегрированный урокРазговор о том, что все виды искусства связаны между собой и в своей основе имеют жизньУчебник стр.44, 45. Картины о природеТекущий. Слушание музыки. Исполнение песен. Ритмические движенияУметь находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзажеР: анализ информации, сравнение, установка аналогии
П: выбор действия в соответствии с поставленной задачей
К: адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих
19Музыка утра1Урок расширения и углубления знаний, выработка умений и навыковСравнение двух картин утра, описанных средствами музыкального языка двумя композиторамиУчебник стр. 46,47. Иллюстрации утраТекущий. Слушание и интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пениеУметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведенияР: анализ информации, сравнение, установка аналогии, построение рассуждения
П: выбор действия в соответствии с поставленной задачей
К: формулирование собственного мнения и позиции, умение строить понятные для партнера высказывания
20Музыка вечера1Урок расширения и углубления знаний, выработка умений и навыковМузыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыкиУчебник стр. 48,49. Иллюстрации вечераТекущий. Слушание и интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пениеУметь проводить интонационно-образный анализ музыкиР: анализ информации, сравнение, установка аналогии, построение рассуждения
П: выбор действия в соответствии с поставленной задачей
К: формулирование собственного мнения и позиции, умение строить понятные для партнера высказывания
21Музыкальные портреты1Урок сообщения и усвоения новых знанийМузыкальные портреты. Инструментальная и вокальная музыкаУчебник стр. 50,51Текущий. Слушание и анализ прослушанных произведенийУметь проводить интонационно-образный анализ произведенийР: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
П: использование речи для регуляции своего действия
К: формулирование собственного мнения и позиции, умение вести устный диалог, слушание собеседника
22Разыграй сказку. (Баба – Яга)1Урок сообщения и усвоения новых знанийВстреча с образами народного фольклораУчебник стр.52,53Текущий. Слушание и анализ произведений. Хоровое пениеУметь разыграть музыкальную сказкуР: контроль и оценка процесса и результата деятельности,
анализ информации, передача информации устным путем
П: умение различать способ и результат действия, адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей,
формулировать и удерживать учебную задачу
К: аргументирование своей позиции, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих,
формулирование собственного мнения и позиции, обращение за помощью, формулирование своих затруднений
23У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали1Урок сообщения и усвоения новых знанийРабота с одноименной песней и инсценирование песни в народном стиле
Беседа о защитниках Отечества разных эпох и временУчебник стр.54-57. Иллюстрации музыкальных инструментов
Портрет А.П.БородинаТекущий. Слушание и анализ музыкальных произведений. Сольное и хоровое пениеУметь инсценировать песни в народном стиле
Знать композитора А.П.Бородина и его «богатырскую» музыкуР: анализ информации, сравнение, установка аналогии, построение рассуждения
П: выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, использование речи для регуляции своего действия
К:умение вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
24
Музыкальные инструменты1Урок-обобщение полученных знанийЗнакомство с инструментом фортепиано. Динамика, тембрУчебник стр. 58,59Текущий. Слушание и анализ музыки. Хоровое исполнениеЗнать инструмент фортепиано. Уметь выразительно исполнять песниР: анализ информации, сравнение, установка аналогии, построение рассуждения
П: выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, использование речи для регуляции своего действия
К: умение вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
25Мамин праздник1Урок-беседа о самом любимом человеке на земле – мамеРабота с песней о маме
Рассказы и сообщения о маме
Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки
Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства
Выделение характерных интонационных музыкальных особенностей музыкального сочинения Учебник стр. 60, 61Текущий.
Хоровое и индивидуальное исполнение песен о мамеЗнать тексты песен о маме
Уметь выразительно их исполнятьР: контроль и оценка процесса и результата деятельности, обобщение полученных знаний
П: использование речи для регуляции своего действия
К: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, умение ставить вопросы, обращаться за помощью,
передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни о маме, импровизировать песни
26Музыкальные инструменты.
Чудесная лютня1Урок-беседа о
национальной особенности инструментаЗнакомство с инструментомУчебник стр. 62-65Текущий. Слушание и анализ музыки. Хоровое исполнениеУметь различать в музыке звуки фортепиано и лютниР: умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
П: адекватное восприятие предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок
К: формулирование собственного мнения и позиции
27
Звучащие картины1Урок - наблюдениеЗавершение разговора о старинных и современных музыкальных инструментахУчебник стр. 62-67Текущий. Слушание и анализ музыкальных произведенийЗнать инструменты: фортепиано, лютня, клавесин, гитараР: контроль и оценка процесса и результата деятельности
П: концентрация воли для преодоления затруднений, применение установленных правил
К: координация и принятие различных позиций во взаимодействии
28Музыка в цирке1Урок-беседаМесто музыки в цирковом представленииУчебник стр.68, 69. Иллюстрации циркаТекущий. Слушание и анализ прослушанных произведенийУметь анализировать музыкальные произведенияР: анализ информации
П: умение оценивать собственную деятельность
К: координация и принятие различных позиций во взаимодействии
29Дом, который звучит1Урок сообщения и усвоения новых знанийПервая встреча с музыкальным театромУчебник стр. 70, 71Текущий. Слушание и анализ музыки. Хоровое пениеЗнать: что такое опера и балет.
Уметь: различать в музыке песенность, маршевость и танцевальностьР: умение строить рассуждения, обобщения
П: применение установленных правил, использование речи для регуляции своего действия
К: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности
30Опера-сказка1Урок закрепления знанийЗнакомство с детской оперой: «Волк и семеро козлят»Учебник стр. 72,73Текущий. Слушание и анализ музыки. Выразительное исполнение фрагментов из оперыЗнать понятие: опера. Уметь: выразительно исполнять фрагменты из оперыР: контроль и оценка процесса и результата деятельности
П: использование речи для регуляции своего действия
К: адекватная оценка собственного поведения и поведения одноклассника
31«Ничего на свете лучше нету…»1Урок сообщения и усвоения новых знанийЗнакомство с музыкой Г.Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты»Учебник стр. 74, 75Текущий. Слушание и выразительное исполнение фрагментов из музыки к мультфильмуУметь выразительно исполнять песни из м/ф «Бременские музыканты»Р: анализ информации, сравнение, установка аналогии
П: выделение и формулирование того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
К: формулирование собственного мнениея и позиции, умение вести устный диалог, слушание собеседника32Афиша. Программа1Урок сообщения и усвоения новых знанийЗакрепление понятий: афиша, программаУчебник стр. 76, 77Текущий. Слушание и выразительное исполнение музыкиЗнать: композитор-исполнитель-слушатель, музыкальную азбуку, основные жанры, музыкальные инструментыР: контроль и оценка процесса и результата деятельности
П: использование речи для регуляции своего действия
К: адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих
33Твой музыкальный словарик. Музыкальное путешествие в гости к лету1Обобщающий урок. Урок-концертИсполнение понравившихся произведенийИллюстрации музыкальных инструментовИтоговый.
Выразительное
исполнение песен
годаПовторить тексты песен учебного года
Р: контроль и оценка процесса и результата деятельности
П: использование речи для регуляции своего действия
К: адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих