Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. Программа Перспектива. 3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа «Окружающий мир» для третьего класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 , примерной программы по окружающему миру и на основе программы авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы»
.
Общая характеристика предмета
Принципы реализации учебной программы:        принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;        принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;        принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;        принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;        принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;        принцип ценностного подхода.
    Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи:  сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
 
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю) для изучения окружающего мира.
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год на изучение предмета на базовом уровне отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебник «Окружающий мир» для третьего класса включает четыре раздела:

№ п/п
Раздел
Количество часов
Резервные часы






1.
Радость познания
11 часов
2 часа

2.
Мир как дом
19 часов
3 часа

3.
Дом как мир
20 часов
4 часа

4.
В поисках Всемирного наследия
8 часов
1 час

 Практическая часть программы:

Вид работы
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год

Практическая работа
5
5
4
-
14

Проект
2
1
3
-
6

Самостоятельная работа
2
2
4
2
10

Проверочная работа
1
1
2
3
7


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:
название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники.
основные свойства воздуха, воды;
условия, необходимые для жизни живого существа;
правила охраны и укрепления здоровья;
правила дорожного движения;
Учащиеся должны уметь:
определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать термометр для измерения температуры воздуха;
устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Результаты освоения предмета
По окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты:
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов..
Метапредметные результаты:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
Предметные результаты
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Критерии системы оценки знаний

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.




Материально – техническое обеспечение предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х частях
Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Методическое пособие с поурочными разработками.

Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК «Перспектива» .
«Окружающий мир. Технологические карты» для 3 класса – сайт издательства «Просвещение».

Примерная программа начального образования по окружающему миру.
К






Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)
Д
Д

Географические настенные карты

Д




Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Ф


Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска.

Д
Д
Д


Магнитофон.


Мультимедийный проектор


Экспозиционный экран
Д
Д
Д

Компьютер



МФУ (принтер, сканер, ксерокс)




Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
К
Д
Д

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)



Календарно – тематическое планирование


п/п урока
Тема урока
Элементы содержания
Деятельность учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата
Коррекционно-регулятивная деятельность






план
факт


1.
Свет знания.

Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, обогащение духовных сил.
Чтение пословицы, работа над её смыслом. Выполнение задание 3, 4 в Р/Т №1 стр.4-5.
Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний;
приводить примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью.




2.




Как изучать окружающий мир.

Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты.
П/р «Наблюдение»
П/р «Измерение массы» (Р/Т №1 стр.7 задание 2)
П/р «Измерение длины» (Р/Т №1 стр.8 задание 3)
Характеризовать методы исследования;
знать основные приборы, инструменты, оборудование и способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование.




3.
Книга – источник знаний.


Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера.
Повторение материала, изученного в 1- 2 классах. Знакомство с различными видами словарей. Работа по вопросам в рубрике «Обсудим»
Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название.




4.




Отправимся на экскурсию.

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. Проект.
Обсуждения правил поведения на экскурсиях. Ответы на вопросы по теме экскурсии из рубрики «Проверим себя». Работа в Р/Т №1 стр.16-17.

Иметь представления об особенностях различных учреждений научно-просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представлять собственные впечатления от экскурсии




5.
О чём рассказывает план?

План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов.
Извлечение информации из туристических планов, оценивание своих успехов в овладении способов чтения планов.
Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и читать план своего города, характеризовать планы, уметь чертить простейший план и указывать на плане путь от дома до школы.




6.

О чём рассказывает план?
Практическая работа.


П/р «Туристические планы». Выполнение заданий 2-5 в Р/Т №1 стр.18-19.

Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы




7.

Как изучать окружающий мир.
Практическая работа.

Работа в парах. Способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования приборов.
П/р «Опыт» (Р/Т №1 стр.6 задание 1)
Самооценка своих работ.
Характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты, оборудование и способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование




8.
Планета на листе бумаги.

Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света.
Повторение условных обозначений плана, цветовое решение карты. Работа с географическими терминами по карте мира. Выполнение задание 5 стр.23 самостоятельно в Р/Т №1 ( с взаимопроверкой)
Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности. Сравнивать рисунок и план местности.




9.
Страны и народы на политической карте мира.
Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры.
Игра – путешествие по материкам. Работа с политической картой мира. Беседа о многонациональной стране.
Самостоятельная работа в Р/Т №1 стр.24 задание 1,2.
Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте искать ту или иную страну, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны, особенностях культуры.




10.
Путешествуя, познаём мир.

Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Роль источников информации при подготовке к путешествию. Правила ответственного туризма.
Собирание «чемодана с вещами» для путешествия. Составление по рисункам рассказов о путешественниках.

Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты.




11.
Транспорт.
Проект: «Любознательный пассажир»
Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта. Личный и общественный транспорт. Использование общественного транспорта в просветительских целях.
Проект «Любознательный пассажир»: разработка предложение об использовании общественного транспорта в просветительских целях.
Творческая работа. Рисование воздушного транспорта будущего.
Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных.




12.
Средства информации и связи.
Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи: почта, телеграф, телефон. Дидактическая игра по усвоению номеров телефонов первой помощи. Интернет как способ познания мира.
Беседа о средствах связи и её роли в жизни людей. Телефонные номера службы срочной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса.
Р/Т №1 стр.32 задание 1,2.
Сообщение детей о телеграфе и телефоне.
Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.




13.

Систематизация и обобщение знаний.
(резервный)
Выбор правильного ответа из нескольких вариантов.
Применение полученных знаний при работе с текстом.
Проверочная работа.
Уметь применять полученные знания при работе с текстом.




14.
Мир природы в народном творчестве.

Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества.
Знакомство с представлением о едином доме-мире в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Повторение связи живой и неживой природы. Р/Т №1 стр.34 задание 3.
Самостоятельная работа (Р/Т №1 стр.34 задание 2.)
Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.




15.




Из чего состоит всё.


Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель.
Умение различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполнять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.
Научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.




16.


Из чего состоит всё.
Практическая работа.
(резервный)
Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель.
Работа в группах.
П/Р «Вода-растворитель» Порядок проведения опыта, необходимое оборудование, результаты. Выводы и самооценка. (Р/Т №1 стр.38-39 задание 6)
Научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.




17.
Мир небесных тел.
Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. Звёзды и планеты.
Подготовка сообщения по материалам учебника. Разбор схемы движения Солнца в разные времена года. Моделирование строения Солнечной системы. Выполнение задания 3 в Р/Т №1 стр.40
Научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.




18.
Невидимое сокровище.
Практическая работа.


Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Ответы на вопросы в рубрике «Вспомним». Чтение стихотворение «Воздух». Выполнение задание 3 в Р/Т №1 на стр.43.
П/р «Исследование свойств воздуха»
Научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений;




19.




Самое главное вещество.
Вода, её состояния. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Выяснения различий пресной и солёной воды. Составление провокационных вопросов учителю. Игра «Интервью». Выяснение, почему воду часто называют главным веществом на планете. Работа по карточкам.
Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении для живых организмов и хозяйственной жизни человека, делать доклады.




20.
Свойства воды, круговорот воды в природе.
Практическая работа.
Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Исследование свойств воды в ходе практической работы в группах.
П/р «Исследование свойств воды»
Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов; ставить опыты по изучению свойств воды.




21.
Природные стихии в народном творчестве.
Способы изображения природных стихий (воды, воздуха, огня) в разных видах народного творчества.
Разгадывание тайны старинных узоров. Р/Т №1 стр.46 задание 1, стр.47 задание 3) С помощью цвета обозначают стихии.
Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характеризовать образы этих стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества, сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе.




22.
Кладовые Земли.
Практическая работа.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.
Исследование состава гранита в ходе практической работы в группах.
П/р «Состав гранита» (Р/Т №1 стр.48. задание 2)

Научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады.




23.

Чудо под ногами.
Практическая работа.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Исследование состава почвы в ходе практической работы в группах. (Р/Т №1 стр.50-51)
П/р «Исследование свойств почвы»
Научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады.




24.

Систематизация и обобщение знаний.
(резервный)
Выбор правильного ответа из нескольких вариантов.
Применение полученных знаний при работе с текстом.
Проверочная работа.
Уметь применять полученные знания при работе с текстом.




25.
Мир растений.
Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растения в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края.
Работа с таблицей дыхания растений. Приводят примеры группы растений с помощью атласа-определителя. Работа по вопросам рубрики «Проверь себя». ( Р/Т №1 стр.56 задание 1).

Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей.




26.
Плодородная земля и растения в народном творчестве.
Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества, в том числе своего края.
Определение четвёртой природной стихии – плодородной земли. Выполнение опыта с теннисным шариком и спичечным коробком. Работа над символическим образом мирового дерева. (Р/Т №1 стр.56 задание 1).
Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях.




27.
Мир животных.
Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным. Животные родного края.

Чтение и анализ статей о животных из атласа-определителя и книги «Великан на поляне».
Самостоятельная работа с рубрикой «Проверь себя» (стр.89).
Научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения.




28
Животные в народном творчестве.
Способы изображения животных в разных видах народного творчества.


Определение колыбельной песне. Сказки, знакомые с детства. Животные в сказках - добрые и злые. Земноводные и пресмыкающиеся. Образы животных в постройках людей, народных игрушках, пряниках.
Знать загадки о животных; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о животных в творчестве.





29.
Невидимые нити в живой природе.
Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания.
Составление схем питания для различных групп животных. Чтение рассказа «Доброе слово о хищниках» Самостоятельная работа (Р/Т №1 стр.67 задание 5)
Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов. Использовать дополнительную информацию из других источников для приготовления сообщений о таких животных.




30.
Лес – волшебный дворец.
Лес - единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество.
Беседа о разнообразии деревьев в лесу и с опорой на опыт детей. Составление схемы - взаимосвязи между предметами живой и неживой природы. Разыгрывание сценки, показывающей зависимость обитателей леса друг от друга.
Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.




31.
Луг – царство цветов и насекомых.
Луг - единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличие от сообщества леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество.
Выслушивание докладов учащихся. Чтение и обсуждение статьи «О дружбе цветов и насекомых». Приведение примеры связей в луговом сообществе.
Самостоятельная работа (Р/Т №1 стр.70 задание 1)
Научится характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.




32.
Водоём – дом из воды.
Проект: фоторассказ о жизни животных родного края.
Водоем - единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоема. Влияние человека на водное сообщество.
Повторение о значение солнечного света и воды для всего живого на земле. Составление схемы природного сообщества водоёма, схемы круговорота веществ в природе.
Проектное задание: Вместе со взрослыми наблюдать за жизнью животных природных сообществ родного края и приготовить фоторассказ о своих наблюдениях.
Научиться характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.




33.
Как сохранить богатства природы.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Выделение основных природоохранных направлений: защита воздуха, воды, почвы, полезных ископаемых, растений, животных, природных сообществ как единого целого, в котором связаны друг с другом все его составные части. Придумывание условных знаков и рассказывание по ним об охране природы.
Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.




34.

Охрана природы в культуре народов России и мира.
Проект: « Ботанический сад»
Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов, отражающие оценку природы и о месте человека в ней. Трудовой опыт разумного хозяйствования в старину. Способы экологически чистого образа жизни. Методы использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра.
Рассуждение о том, какая из трёх стихий сильнее. Определение качества человека помогающие бороться с природными стихиями. Объяснения смысла пословиц. Работа с репродукциями картин.
Проект « Ботанический сад»
Знать пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно–прикладного творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира.




35.

Систематизация и обобщение знаний.
(резервный)
Выбор правильного ответа из нескольких вариантов.

Применение полученных знаний при работе с текстом.
Проверочная работа.
Уметь применять полученные знания при работе с текстом.




36.
Родной дом – уголок Отчизны.
Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержке и доброжелательности по отношению друг к другу.
Определение главной мысли сказки «Гвоздь из родного дома». Работа над значением словосочетания «родной дом». Какие дела решали в старину всем миром? Участие в посильных общественных делах (Р/Т №2 стр.4 задание 3)
Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.




37.
Свой дом – свой простор.
Трехчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края.
Рассуждение о материале для постройки домов. Объяснение, почему для здоровья полезнее жить в деревянных домах. Рассматривание внутреннее убранства старинного деревянного дома. Нахождение общего и различного.
Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.




38.
В красном углу сесть – великая честь.
Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.
Роль церкви в жизни семьи. Рассуждение о месте в доме, которое называют красным углом. Рассказ товарищам о том, какие отношение между членами семьи приняты у них в доме, какое место является в их доме красным углом (Р/Т №2 стр.8-9 задание 1,3)
Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.




39.
Побываем в гостях.
Проект: «Юный краевед»
Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства.
Сопоставление особенности старинного жилища разных народов. Умение отличать общие и различные черты (стр.21 Рубрики « Обсудим» и «Подумаем»).
Проект «Юный краевед»
Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; уметь сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.




40.
На свет появился – с людьми породнился.
Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание.
По репродукции картины определяют время и место действия. Выяснение степень родства изображённых людей. Разыгрывание сцены – схема семейной жизни (стр.24-25)
Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.




41.
Родословное древо.
Способы составления родословного древа.
Семейные династии. Профессии членов семьи (рода).
Семейные традиции трудолюбия и мастерства.
Составление родословного древа своей семьи до 3-4 поколений. Рассказывание о профессиях старших членов семьи.
Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому.




42.
Муж и жена – одна душа.
Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. Идеальные качества мужа и жены
Повторение материала второго класса по теме урока. Вспоминание легенды, предания, сказки о супругах и супружеской жизни.
Самостоятельная работа: оформление поздравления родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). ( Р/Т №2 стр.19 задание 3)
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности.




43.
Святость отцовства и материнства.
Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах и обычаях.
Рассуждение о смысле обычая – угощать пересолёной кашей гостей при рождении ребёнка. Описывание чувства молодых отца и матери с опорой на иллюстрацию учебника.
Самостоятельная работа: изготовление куклы - пеленашки по схеме (Р/Т №2 стр.20 задание 2)
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, спектакле; стремиться проявлять уважение к своим родителям.




44.

Моё имя – моя честь.
(резервный)
Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя.
За страницами учебника. Рассказ о значении своего имени.
Использование различных источников для получения нужной информации.




45.
Добрые дети – дому венец.
Традиции воспитания девочки и мальчика. Определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца.
Рассуждение над смыслом пословицы – темой урока. Работа с репродукциями картин в учебнике: описывание, какими они представляют изображённых детей (Р/Т №2 стр.23 задание 3)
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени.




46.





Детские игры – школа здоровья.

Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие.
Рассуждение о том, зачем нужны игры. Объяснение, что дают для здоровья игры со свистульками; как игры спортивного вида способствуют укреплению здоровья. Игры « Скороговорки», «Чистоговорки» (Р/Т №2 стр.25 задание 5,6)
Самостоятельная работа: изготовление рукодельных подарков для младших членов семьи.
Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников.





47.

Систематизация и обобщение знаний.
(резервный)
Выбор правильного ответа из нескольких вариантов
Применение полученных знаний при работе с текстом.
Проверочная работа.
Уметь применять полученные знания при работе с текстом.




48.
Строение тела человека.
Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная и кровеносная нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма.
Знание народной мудрости (пословицы, поговорки, фразеологизмы) о частях тела человека. Религия против анатомии. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Урок анатомии» (Р/Т №2 стр.27-29) - заполнение таблицы «Системы органов человека».
Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады.




49.
Как работает наш организм.
Практическая работа.
Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. Измерение частоты пульса.
П/р «Измерение частоты пульса» (Р/Т №2 стр.32-33)
Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы.




50.
Что такое гигиена.
Практическая работа.
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания.
Работа над правильной осанкой ( с опорой на иллюстрации в учебнике). Беседа об опасности для здоровья быстрой еды (фасфуда).
Самостоятельная работа: составление меню на день для своей семьи ( Р/Т №2 стр. 36-37 задание 3-4)
П/р «Уход за зубами»
Научиться характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.




51.
Наши органы чувств.
Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств.
Знакомство со строением и работой органов чувств. Вывод правила по гигиене органов чувств. Оценивание своего отношения к собственному здоровью.
Работа в группах: составить памятку «Как уберечь зрение», «Как уберечь слух», «Как уберечь органы обоняния и вкуса», «Как уберечь орган осязания»
Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.




52 .
Школа первой помощи.
Практическая работа.
Проект: «Что мы делаем для здоровья».

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Измерение температуры тела. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах, обморожении, перегревании.
Сравнение устройства медицинских термометров (ртутного и электронного).
П/р «Измерение температуры тела» (Р/Т №2 стр.40-41)
Проект «Что мы делаем для здоровья».
Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.




53.
Систематизация и обобщение знаний.
(резервный)
Контроль прочности усвоения знаний по материалам данного раздела.
Проверочная работа (технологическая карта №9).
Уметь применять полученные знания.




54.
Здоровью цены нет.
Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам.
Рассуждения о здоровье телесном и здоровье духа. Оказание помощи людям с ограниченными возможностями. Забота государства о здоровье населения (Р/Т №2 стр.47 задание 2)
Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для само-воспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам.




55.
Дом не велик, а стоять не велит.
Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края.
Знакомство с правилами ведения домашнего хозяйства – домоводством. Рисование по теме «Моя будущая семья, дом и домашнее хозяйство» (Р/Т №2 стр.49 задание 4)
Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье.




56.
Семейный бюджет.
Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.
Знакомство с понятием «семейный бюджет». Беседа о том, как научиться в обычной жизни распоряжаться деньгами так, чтобы они приносили радость и служили людям добром? (Р/Т №2 стр.51 задание 3)
Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства.




57.
Мудрость старости.
Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края.
Разыгрывание сценки «Поездка в автобусе». Обсуждение ситуаций, заданных учителем. Обсуждение, какие качества в характере человека ценит народная мудрость? Работа над репродукцией картины «Старый да малый» В.Н.Нестерова из учебника стр.81 (Р/Т №2 стр.51 задание 1)
Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле.




58.
Путешествие к А.С. Пушкину.
История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжении доброго дела.
Самостоятельная работа: составление родословного древа А.С.Пушкина (Р/Т №2 стр.57 задание 3)
Знать 1-2 стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина; уметь выразительно прочитать их; выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье.




59.

Систематизация и обобщение знаний.
(резервный)
Контроль прочности усвоения знаний по материалам данного раздела.
За страницами учебника. Рисунки на тему «Моя семья». Подбор пословиц и поговорок о семье. Поиск старых вещей, фотографий, документов, хранящихся в семье.
Проверочная работа (технологическая карта № 8)
Знать пословицы и поговорки о семье, научиться находить нужную информацию, рассказывать о достижениях семьи.




60.
Всемирное наследие.
Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия.
Знакомcтво с понятием «Всемирное наследие», эмблемой Всемирного наследия. Рассказ об одном-двух объектах Всемирного наследия (Р/Т №2 стр.59 задание 4)
Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.




61.
Московский Кремль.
Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России.
Знакомство с историей строительства Кремля. Строения, входящие в ансамбль Большого Кремлёвского дворца.
Самостоятельная работа: составление плана Московского Кремля (Р/Т №2 стр.62-63)
Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.




62.
Озеро Байкал.
Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Уникальный объект мира.
Знание местонахождение озера на карте. Рассуждение о том, почему в песне Байкал называют священным, морем, а не озером. Знакомство с животными Байкала.
Чтение информации об уникальном посёлке Листвянка (Р/Т №2 стр.65 задание 3)
Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.




63.
Путешествие в Египет.
Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия.
Местоположение Египта и его столицы показывать на карте. Знание облика египетских пирамид. Главная мелодия Египта. Священный жук – скарабей. Главная река Египта. Чтение путевых заметок (Р/Т №2 стр.67 задание 3)
Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.




64.
Путешествие в Грецию.
Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира.
Знакомство с местоположением Греции на карте. Самостоятельное путешествие по Греции с помощью умного Совёнка. Рассказ о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции. (Р/Т №2 стр.70 задание 4)
Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.




65.
Путешествие в Иерусалим.
Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам.
Показ на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Знакомство с Библейским преданием – чудо, которое совершил Иисус Христос на израильской земле. Объекты Всемирного наследия в Иерусалиме. (Р/Т №2 стр.72 задание 2)
Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте мира; узнавать на фотографии достопримечательности; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.




66.
Путешествие в Китай.
Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стен как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира.
Слушание китайской сказки о женщине Мын Цзян-нюй. Выражение своего отношения к поступкам героев. Проводят аналогии с теми качествами характера, которые одобряются в сказках других народов. Древний китайский календарь. Китайский философ Конфуций. Важнейшие открытия китайских мастеров и учёных.
Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.




67.
Всемирные духовные сокровища.
Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного Культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков.
Перечисление качества человеческого характера. Высказывание своей точки зрения о том, что такое человечность. Игра-викторина. (Р/Т №2 стр.78 задание 2)
Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений.




68.
Итоговая проверочная работа за 3 класс.
Контроль над прочностью усвоения материала
Проверочная работа (технологическая карта №11)
Уметь применять полученные знания в жизни




















15