Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста Волшебный мир сказок Г.Х.Андерсена


Викторина для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный мир сказок Г. Х. Андерсена»
Викторина посвящена 210-летию со дня рождения Г.Х.Андерсена
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие художественного восприятия, эстетического вкуса.Задачи: 1. Воспитание у дошкольников интереса к книге.2. Приобщение детей дошкольного возраста к миру книжной культуры и воспитание грамотного читателя.3. Формирование эмоциональной отзывчивости на литературное произведение.4. Закрепление знаний детей о сказочнике Г.Х.Андерсене.
Материал: проектор, иллюстрации с изображением сказок Г.Х.Андерсена; выставка книг с его произведениями.
Предварительная работа: - чтение сказок Х.К. Андерсена; - рассматривание иллюстраций книг;- выставка детских рисунков по прочитанным произведениям;
-выставка книг со сказками Андерсена.ХОД .Ведущий: Дорогие ребята, сегодня нас с вами ждёт увлекательное путешествие в волшебный мир сказок Ганса Христиана Андерсена. Родился Г.Х. Андерсен 2 апреля в датском городе Оденсе на острове Фен в Дании, в семье сапожника и прачки. Мальчик с детства любил петь, читать стихи, мечтал стать актером. В 14 лет пробовал писать пьесы для театра. Будучи гимназистом, опубликовал несколько стихотворений. С детских лет у мальчика был редкий талант сказочника. Его фантазия не знала границ. В народе говорили, что Андерсен может написать целое произведение обо всем на свете, о любом предмете «даже о штопальной игле». И действительно, уже на следующий день этот талантливый сказочник рассказывал людям историю под названием «Штопальная игла». У Андерсена не было семьи. Свое одиночество он компенсировал путешествиями в разные страны Европы, Азии, Африки. Умер Андерсен 4 августа 1875 года в возрасте 70 лет. В Оденсе есть Дом- музей Андерсена. Андерсен, рассказывая свои сказки детям, часто сопровождал их показом разных фигурок и игрушек, которые изготавливал сам. В музее хранится около 200 вырезок и игрушек, сделанных сказочником.
На улочках Оденса разбросаны памятники героям произведений Андерсена: «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и др.
Когда Андерсен подрос, он переехал в столицу Дании- Копенгаген. В память о знаменитом сказочнике в Копенгагене поставили ему памятник. А вход в Копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки, героиня одной из самых чудесных его сказок. Андерсен написал 156 сказок.
В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки.
День рождения Х.К.Андерсена объявлен Международным днем детской книги. Учреждена Международная премия Х.К.Андерсена за создание лучшей книги для детей.Сказки Г.Х.Андерсена уже много лет помогают детям быть внимательными к миру, в котором мы живем, учат видеть волшебное и особенное во всем, что нас окружает.А любите ли Вы сказки этого автора? (ответы детей) Вот и замечательно! А я сейчас и проверю, хорошо ли Вы знаете сказки Г.Х.Андерсена. Слушайте внимательно мои загадки, и если Вы верно отгадаете их, то отгадки появятся на экране . Загадка первая: Хоть сказка не русская - Сказка не наша.Любимые в ней два персонажа.У мальчика с детства подружка была.Она по - соседству, напротив жила.Смелая, верная эта подругаВ беде не бросала любимого друга! (Кай и Герда)Звучит тихая музыка П.И. Чайковского Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик». Звучат ответы детей ,после правильного ответа появляется изображение - Кай и Герда.Загадка вторая:Добрая девочка с рыбьим хвостом,Пена морская была её дом.В принца влюбилась бедняжка морская.От Ведьменой силы вмиг стала немая.На стройные ноги свой голос сменила.Как имя у девочки, что принца любила? (Русалочка)Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Русалочки.Загадка третья:Король, не ведая коварства,Смог удивить за раз пол - царства.Рассмешил своим нарядо,Всех людей, что были рядом. (Новый наряд Короля)Звучит музыка. После правильного ответа появляется изображение Короля.Загадка четвертая:Мама мечтала о маленькой дочке.Ячменное зернышко посадила в горшочке.Вырос прекрасный, красивый цветочек.Девочка в центре, с мизинчик росточком. (Дюймовочка)Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Дюймовочки.Загадка пятая:Три собаки под землей,Охраняли свой покой.Сундуки монет под ними, Были медно-золотыми. (Огниво)Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение солдата.Загадка шестая:Что сказать на самом деле,Сто перин на той постели.Но красавице-девице -Тёмной ноченькой не спится.Не сомкнула глаз ни разу…Принц влюбился в неё сразу.Королевой хитрой брошена,Всему виной горошина! (Принцесса на горошине)Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Принцессы в руках у неё горошина.
Загадка седьмая:Девушка братьев любила, жалела.Снять колдовство она очень хотела.Ночами трудилась, себя не жалея.Ходила на кладбище, от страха робея.Хоть и жгла крапива руки,Но она терпела муки.Обед молчания храня –Шила рубашки под светом огня. (Дикие лебеди)Звучит тихая музыка. Появляется изображение девушки Элизы.Загадка восьмая:Холод в замке изо льда.В нём живет совсем одна -Повелительница вьюги.Тянет ледяные руки…Сердца нет, и нет души.Кто же это подскажи? (Снежная Королева)Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение - Снежная Королева.Загадка девятая:Бравых 25 солдат, И друг другу каждый брат.Самый младший из бойцовБыл на подвиги готов.В грустной сказке – западня…Нет спасенья от огня. (Оловянный солдатик)Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение оловянный солдатик.Ведущая: Ох, ребята, и порадовали Вы меня своими ответами. Какие же Вы молодцы! Вижу я, любите Вы слушать сказки Г.Х.Андерсена и очень хорошо знаете сказочных героев.
А теперь я предлагаю Вам разгадать кроссворд.
По горизонтали: 1 . Из чего вязала рубашки братьям Элиза? (крапива).
2. Какое слово выкладывал из льдинок Кай в замке Снежной королевы? (вечность) .По вертикали: 1. Какой музыкальный инструмент был у свинопаса? (горшочек); 2. Где родился Ганс Христиан Андерсен? (Дания);3. Кто хотел жениться на Дюймовочке? (крот).
Ведущая. –Предлагаю Вам ответить на вопросы.
1. Самая грустная сказка. («Русалочка», «Девочка со спичками», «Стойкий оловяный солдатик»)
2. Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
3. Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)
4. Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
5. Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)
6. Самый богатый жених. (Крот)
7. Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)
8. Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)
9. Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка»)
10.  Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)
Показ небольшой сценки  из сказки Андерсена «Снежная Королева».
Музыкальная пауза. Просмотр фрагментов из кинофильма «Русалочка»(исполнение песни Ольгой Пэрах).
Играем в ассоциации.
Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев?
Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая.
Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.
Голый король - франт, модник, лентяй, спесивый.
Элиза -добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.
Звери и птицы.
-Узнайте, в каких сказках были эти животные.
кот и курица («Гадкий утенок»),
жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка»),
старая знатная утка испанской породы («Гадкий утенок»),
индейский петух («Гадкий утенок»),
большая рыба («Стойкий оловянный солдатик»),
три собаки с большущими глазами («Огниво»),
полевая мышь, ласточка, крот («Дюймовочка»),
лебеди («Гадкий утенок» и «Дикие лебеди»),
олень («Снежная королева»),
соловей («Свинопас»).
В сказках Г.Х. Андерсена главные герои испытывают нелегкую и невеселую жизнь. Андерсен был уверен, что сказки помогают в стремлении человека к добру и правде, в преодолении испытаний и трудностей, в противостоянии добра над злом.
-Знаете ли вы сказку «Девочка со спичками»? -О чем эта сказка? (Сказка повествует о маленькой девочке-продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться домой из-за страха перед жестоким отцом).
-Пламя спички, загораясь, ярко освещало абсолютно разные стороны жизни. У одних в жизни было все: теплый дом, жареный гусь, рождественская елка, любимая бабушка. У других не было ничего. Им оставалось об этом только мечтать. -Представьте себе, что вот этот нарисованный круг, разделенный на две половины - это две стороны жизни девочки, одна половина круга - ее реальная жизнь, а другая - та жизнь, о которой она мечтает. -Каким цветом вы закрасили бы первую половину( реальную жизнь)? А каким цветом вы бы обозначили вторую половину круга?
-Только волшебные спички могли дать девочке возможность увидеть ту жизнь, о которой она мечтала. Когда спички гасли, все исчезало, волшебство заканчивалось.
-И все- таки, конец не кажется мрачным. Почему?
-В чем же заключалось «Новогоднее счастье» девочки? (Она оказалась рядом с тем, кто любил ее, заботился о ней. Девочка перестала мучиться.
-Очень жаль, что свое Счастье героиня нашла не в реальной жизни.
-Как вы думаете, что хотел сказать читателям Андерсен? (Он хотел показать, что не всем живется хорошо. Многие страдают. Их жизнь мрачная, как вторая половина нарисованного нами круга. Автор своим произведением хотел привлечь внимание к проблемам жизни детей)._Сейчас вы посмотрите мультфильм, созданный по сказке Андерсена «Девочка со спичками». (Просмотр мультфильма «Девочка со спичками», 1996 год выпуска, Беларусь).
-Я предлагаю вам дома придумать какое- нибудь чудо, которое изменило бы жизнь девочки. Сочинить свой конец сказки, и пусть он будет счастливым.Помните, стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. -Но в основном, в сказках Андерсена неизменно побеждают добрые качества героев, вера и ожидание чуда, героизм, смелость и способность пожертвовать всем, полностью забыв о себе во имя добра.  -Посмотрите мультфильм «Дюймовочка», в котором героиня вознаграждена за свою доброту, терпение, трудолюбие. (Просмотр мультфильма «Дюймовочка») -Любите сказки, они помогут Вам найти ответы на все вопросы; помогут стать добрее, умнее, счастливее.