ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Сгонникова Е.М.
к.п.н., учитель английского языка 1КК
МАОУ СОШ №43 с УИОП
Современный этап развития образования связан с широким использованием возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет, поэтому большое значение приобретает доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети. Этот фактор особенно важен в связи с введением централизованного тестирования в рамках перехода к ЕГЭ, который является единственной формой итоговой аттестации учащихся по английскому языку с 2008 года.
Необходимо отметить, что Всемирная Сеть предоставляет преподавателям иностранного языка ряд возможностей, которые могут быть использованы для подготовки школьников к успешной сдаче экзамена - доступ к информации по методикам преподавания и различным учебным и учебно-методическим материалам, обмен опытом с коллегами и знакомство с новыми обучающими технологиями.
При подготовке к ЕГЭ Интернет помогает старшеклассникам активизировать словарный запас, повысить мотивацию к изучению иностранного языка, а также развить навыки самостоятельной познавательной деятельности. Кроме того, материалы Сети способствуют наглядности и индивидуализации усвоения знаний.
Говоря о ЕГЭ, нельзя не сказать, что основной целью существования экзамена является проверка уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). Изучение диссертаций на данную тему и учебно-методических изданий под редакцией Солововой Е.Н. [3] показало, что единого определения ИКК не разработано, однако наиболее рациональным, с нашей точки зрения, является определение, данное Красильниковой Е.А.: «ИКК – это способность действовать в режиме вторичной языковой личности в разнообразных социально детерминированных ситуациях, готовность к осуществлению межкультурного взаимодействия» [1].
ФГОС, основываясь на спецификациях Совета Европы, выделяет 5 основных субкомпетенций (языковая, учебно-познавательная, речевая, социокультурная/ межкультурная, компенсаторная компетенции), владение которыми необходимо для успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку.
Проведя данный анализ, мы увидели, что перед учителем английского языка ФГОС ставит достаточно тяжелую задачу – сформировать у школьников уровень ИКК, достаточный для успешной сдачи экзамена в новой форме – всего за 3 урока в неделю. Этот факт делает необходимым строить работу учителя при подготовке школьников к ЕГЭ по трем направлениям – работа в классе, внеаудиторная работа, проверяемая учителем, а также внеаудиторная работа, непроверяемая учителем, что подходит лишь для старшеклассников с высоким уровнем заинтересованности и мотивации.
Решить данную задачу учителю помогают Интернет - порталы, которые условно делятся на несколько групп: Федеральные информационно- образовательные порталы, сайты международных издательств и различные средства массовой информации образовательной направленности, которые затрагивают различные аспекты подготовки к сдаче тестового формата экзамена по АЯ.
К первой группе относятся официальные федеральные информационные порталы, созданные при содействии Министерства Образования Российской Федерации (к примеру, ФГБНУ «ФИПИ» (http://fipi.ru), созданный приказом Министерства образования РФ от 02.08.2002 № 2990). На данном сайте можно найти информацию о ЕГЭ, рекомендации по выполнению и подготовке. Сайт также предлагает свободный доступ к архиву КИМов за 2004-2015 годы по всем общеобразовательным предметам для выпускников 9 и 11 классов. Главным достоинством портала можно считать удобную навигацию, полноту, актуальность предоставленной информации, которая своевременно обновляется.
Вторую группу Интернет-ресурсов представляют сайты различных издательств и неофициальных ресурсов, посвященных подготовке к ЕГЭ. Сайт «ЕГЭ по английскому языку» (http://ege-language.ru) предоставляет подробную информацию о самом экзамене, стратегии выполнения заданий разного уровня сложности, а также возможность тренировать тот или иной блок заданий (лексика, грамматика, чтение). Более того, авторы сайта дают подробное обоснование правильности того или иного ответа, объясняют возможные ошибки и советуют, как от них избавиться. Существует также возможность проверки письменной части экзамена путем отправки работы на электронную почту. Также приводится список материалов, которые помогут усовершенствовать знания, умения и навыки старшеклассников в различных аспектах владения языком. Сайт «Тренировочная версия станции записи устных ответов» (http://injaz.ege.edu.ru) предлагает ознакомиться с основными приемами работы с программным обеспечением экзамена по иностранному языку (раздел «Говорение») и предлагает видеоинструктаж по прохождению экзамена.
В сети также представлены ресурсы, ориентированные на тренировку заданий различных блоков для подготовки к ЕГЭ по АЯ. Например, сайт «Английский язык для начинающих» (http://begin-english.ru) в свободном доступе предлагает материалы по грамматике, карточки с лексическим материалом, видео- и аудиоматериалы. Портал дает возможность слушать английские радиостанции и свободно скачивать фильмы с субтитрами. Имеются материалы международных экзаменов типа TOEFL и IELTS.
Возможность выполнения тестов ЕГЭ в режиме он-лайн также доступна пользователям такого ресурса, как «The Best English 4 You» (http://thebestenglish4you.com/index.html). Особенность сайта заключается в том, что после каждого задания дается объяснение, что и почему выполнено неверно. Данный портал также содержит большое количество аутентичных материалов по грамматике, лексике, аудированию, которые разделены на темы для упрощения навигации.
При подготовке материала к урокам огромную помощь может оказать такой интернет-портал как Flo-joe (http://www.flo-joe.co.uk/fce/students/tests/tsindex.htm), ориентированный на сдачу экзаменов международного уровня (FCE, CAE, CPE). Сайт является официальным информационным ресурсом центра изучения АЯ FloJoe, основанным в 2000, который предоставляет возможность он-лайн занятий для людей, готовых к самообразованию, так как все допущенные ошибки объясняются, есть возможность повторного прохождения теста или упражнения.
Говоря о подготовке к успешной сдаче экзамена по АЯ нельзя не упомянуть о портале, который предоставляет своим пользователям возможность поиска он-лайн собеседника или тьютора. Примером может служить сайт Eslgold (http://www.eslgold.com/speaking.html), который предлагает упражнения и справочную информацию не только по развитию навыков говорения, но также по грамматике, лексике, аудированию, письму. Материалы портала разделены по уровню сложности, что делает его использование легким и понятным. Для практики говорения модераторы разработали специальную программу, которая «общается» с учеником автоматически.
В заключение хотелось бы сказать, что для формирования высокого уровня ИКК и подготовки школьников к успешной сдаче ЕГЭ глобальная сеть Интернет предлагает действительно огромное количество ресурсов, которые дают полную информацию об испытаниях, рекомендации по их написанию, архивы КИМ прошлых лет, упражнения на отработку отдельных аспектов языка, а также возможность прохождения тестов в он-лайн режиме. Все эти ресурсы и грамотное их использование способны не только облегчить и усовершенствовать процесс подготовки к сдаче выпускных экзаменов в школе, но также увлечь выпускников, заинтересовать их изучением предмета.
Список литературы:
1. Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. – Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2009_1g/41.pdf
2. Официальный сайт Федерального Государственного Бюджетного Научного Учреждения «Федеральный институт педагогических измерений (ФГБНУ «ФИПИ»). – Режим доступа: http://fipi.ru/
3. Соловова Е.Н., John Parsons. ЕГЭ - Практикум. Чтение. – М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011. – 131с.