Классный час Я и моё имя
Классный час
Тема: «Я и моё имя» (1 класс)Цели:
1.Углубить знания детей об именах.
2.Познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами.
3.Формирование уважения к людям иной культуры, языка, веры.
Оборудование: презентации, детские работы о своих именах, ноутбук,проектор, презентация.
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово учителя.
Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и скажите, о чём сегодня мы с вами будем говорить.(1 слайд)
И у мамы есть,
И у папы есть.
И у дочки есть,
И у внучки есть.
И у всех есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух его назвать.
( Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:
- Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?
- Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?
- Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?» )
Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!(2 слайд)
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся с вами в путешествие, а начнем его со сказки.
2.Имя имеет смысл!
Отгадывание загадок о сказочных персонажах, объяснение значения их имен
Учитель: Отгадайте загадку(3 слайд)
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это – доктор…
Дети: Айболит.
Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?
Дети: Ай и болит.
Учитель: Объясните название имени доктора.
Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.
Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.
Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку(4 слайд)
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу …
Дети: Золушка.
Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?
Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.
Учитель:
Следующая загадка(5 слайд)
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?...
Дети: Незнайка.
Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?
Дети: Невежество, нежелание учиться.
Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер.
Учитель: Отгадайте последнюю загадку(6 слайд)
Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала.
Вот такая девочка!
Как она мила!!!
Дети: Дюймовочка.
Учитель: Как вы узнали?
3. Из истории имён.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.
В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.
В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.(7 слайд)
В нашей республике живёт много национальностей. И у каждого народа свои традиции, свои обряды. Мы сегодня говорим об имени, и узнаем, как же выполняют обряд имянаречения у народов, которые живут среди нас(6 слайд).
Родители учеников рассказывают об обряде Имянаречения(8 слайд)
Имянаречение у народов мари.
В марийских семьях имя ребёнку давали иногда сразу же после рождения или через полгода-год со дня рождения. Было много способов наречения имени ребёнку.
- ребёнку давали имя первого вошедшего в дом в день его рождения;
- ребёнку имя давал карт(старец).Он брал плачущего ребёнка на руки и перебирал разные имена, при котором имени ребёнок переставал плакать, то ему и давали;
- ребёнка могли назвать в зависимости от дня недели.
Правильно выбранное имя ребёнка обеспечивало его благополучие в жизни.
4.Что же означают наши имена?(9 слайд)
Учащиеся нашего класса подготовили первый проект «Я и моё имя». Сейчас некоторые из них расскажут, о чём же говорят их имена.
Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:
Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.
5.Колыбельные.(10 слайд)
Дети рождаются маленькими, беспомощными. И кто за ними ухаживает день и ночь? Чтобы ребёнка успокоить, чтобы он спал, не плакал, что делает мама? Да, мама поёт колыбельную песню. Для маленького крохи нет ничего роднее маминого голоса, маминых объятий. Укладывая своего малыша спать, и напевая ему колыбельную песню, мама вкладывает в него всю свою любовь, заботу и нежность. Конечно же, это передаётся ребёнку, и он в своём подсознании запомнит эти моменты на всю свою жизнь. Слушая колыбельную песню, ребёнок знакомится со своим родным языком.
25 ноября – День Матери в Росии(11 слайд). Это праздник, к которому никто не остаётся равнодушным. Ребята, постарайтесь каждый день мамам говорить тёплые слова, не расстраивайте их. Пусть на лицах всех мам светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах. Берегите своих мам!!!
Колыбельные песни наши мамы тоже поют на разных языках.
Исполнение колыбельных песен мамами на татарском, марийском языках.
Песня «Спи моя радость, усни»
6.Частушки про имена (12 слайд)
1.Начинаем петь частушки
Просим не смеяться
Тут народу очень много
Можем застесняться.
2.Есть у нас молчун Адамка
Добрый ласковый, как хомка
Очень щедрый он у нас
Всё последнее отдаст.
3.Полина вовсе не тихоня
Хоть и кажется такой
Если надо вмажет смело
Даже глазом не моргнёт.
4.Кто завёлся и помчался
Словно быстрый самолет
Это Альмир в нашем классе
Марафонский бег сдаёт
5.Катя – добрая душа
Всем приятна, хороша.
Любит школу, любит труд
И всем в классе верный друг.
6.А серьёзней всех Дамирчик
Он хороший кавалер
И воспитанный и скромный
Надо брать с него пример.
7.Для чего скажите дети
Существуют книги
Чтобы била Илюза
Всех мальчишек ими.
8.У Ахмада всё по полкам
В голове разложено
Всё расскажет с чувством, с толком
Даже о мороженном.
9.Как у нашего Артура
Вечно всё ломается
И во рту его замок
Никак не закрывается.
10.Заболел Азатик наш
Не приходит долго в класс
Ты, Азатик, как-нибудь
Дорогу в школу не забудь
11.Мы частушки вам пропели
Все старались от души
Ведь ребята в нашем классе
Очень даже хороши.
7.Итог занятия (13 слайд)
Каждое имя имеет глубокий смысл, свою историю и Родину.
В имя люди вкладывали качества, которые хотели бы передать его владельцу.
Имена нам дают папы и мамы, бабушки и дедушки. Некоторые из имен даются в память о наших предках.
Своё имя нужно носить с достоинством: беречь его, не портить его плохими поступками.