Урок математики в 5 классе «Сравнение отрезков. Длина отрезка»
Урок математики в 5 классе «Сравнение отрезков. Длина отрезка»
Учитель: Кабанова Светлана Александровна,
Тобольский район, Филиал «МАОУ Нижнеаремзянская СОШ» - «МАОУ Малозоркальцевская СОШ»
1. Образовательные:
повторить определение середины отрезка, изображение и обозначение луча, отрезка, прямой, взаимное расположение прямых, лучей, отрезков;
совершенствовать навыки решать задачи на нахождение длины отрезка;
продолжить дальнейшую работу по выработке умения находить сходства и различия.
2. Развивающие:
развивать умения наблюдать, подмечать закономерности;
проводить рассуждения по аналогии;
анализу и самоанализу;
активности, принимать самостоятельные решения.
3. Воспитательные:
содействовать воспитанию интереса к математике,
способствовать расширению общекультурного кругозора;
способность к эффективному общению, толерантности.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска), презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный в технологии ИКТ.
Методы обучения: словесный, визуальный, интерактивный, с элементами технологии дифференцированного обучения учащихся.
Эпиграф к уроку:
"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
Д. Пойа
Ход урока:
I. Организационный момент. слайд 11 мин
II. Проверка домашней работы.
Перед уроком необходимо сфотографировать домашнюю работу хорошоуспевающего ученика и вставить в слайд.На уроке разобрать домашние задания. слайд 23-4 мин1 отметка
III. Постановка целей урока.
Вместе с учениками, опираясь на тему урока, ставим цели. слайд 31-2 мин
IV. Актуализация знаний. 1. Индивидуальная работа: Трое успешных учащихся решают задачи по индивидуальным карточкам и сдают работу на проверку, после чего присоединяются к классу. Карточки см.приложение №1;8 – 10 мин.2-4 отметки
2. Фронтальный опрос.Остальные учащиеся работают устно по презентации.Выбирается учащийся – помощник на роль СОВЫ (желательно отвлекающийся или испытывающий проблемы в изучении математики) 8 – 10 мин.
1) «СОВА» задает вопросы учащимся класса, вместе обсуждаем ответы.
Чем отличается изображение луча от изображения отрезка?
Совпадают ли лучи ВС и СВ ?
Совпадают ли отрезки АК и КА ?
Сколько общих точек могут иметь две прямые?
Середина отрезка – это ... ?
слайд 4
2) Назовите отрезки и прямые, которые есть на рисунке слайд 5
1250951987553) Опишите рисунок слайд 6
Работа по учебнику № 97 (а)
Одно слагаемое увеличили на 50. Как нужно изменить другое слагаемое, чтобы сумма:
увеличилась на 80?
увеличилась на 78?
уменьшилась на 59?
осталась без изменения?
слайд 7
V. Решение задач на нахождение длины отрезка.
20 -24 мин
А) Можно разобрать фронтально ( устно).
слайд 8
Б) Вызвать учащегося к доске. Разобрать подробно и записать на доске.Сравнить решение и ответ учащегося с решением и ответом на слайде. слайд 95 отметка
Физкульт-минутка:
1. Нарисуйте правой рукой четыре квадрата.
2. Нарисуйте левой рукой три треугольника.
3. Нарисуйте кончиком носа букву В два раза.
2 минслайды 10-12
В) Вызвать учащегося к доске. Сравнить решение и ответ учащегося с решением и ответом на слайде.
Предложить раздаточный материал для успевающих учащихся с заданиями 4г,4д,5. слайд 136 отметка
см. приложение №2
Г) Вызвать учащегося к доске. Сравнить решение и ответ учащегося с решением и ответом на слайде.
Рассмотреть все возможные случаи нахождения АТ.
слайд 147 отметка
Д) Точка О – середина отрезка АВ = 12 см, точка D – середина отрезка АО. Найти длину отрезка АD.
Записать решение на доске. слайд 158 отметка
5) (устно) может ли: КМН
1)длина отрезка МК быть в 3 раза больше длины отрезка МН?
2)длина отрезка МН быть в 2 раза меньше длины отрезка НК?
3)длина отрезка НК быть на 2 см меньше длины отрезка МК?
4) придумай сам вопрос по рисунку.
слайд 16
VI. Подведение итогов.
Предложить учащимся ответить на вопросы:
1. Выполнили ли мы цели урока?
2. Кто сегодня активно работал и какую отметку ему можно поставить, почему?
Если осталось время, предложить одному или нескольким учащимся проанализировать свою работу на уроке.
слайд 172-3 мин.9-12 отметки
Домашнее задание.
1) С – 5.2 по вариантам;
2) §6.стр.33-34 читать;
3) №102.
Выставление отметок в дневники учащимся и журналы. 1 мин.
При подготовке урока были использованы:
Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010;
Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича. – 10-е изд., стер. / авт.-сост. Е. Ким. – Волгоград: Учитель, 2008;
Коллекция Microsoft Office - cова и ослик.
Индивидуальная работа по карточкам:
КАРТОЧКА №1.
«Сравнение отрезков. Длина отрезка»
1) Выполните рисунок по описанию:
прямая ОК и луч ВС пересекаются в точке Е, а отрезок АМ пересекает прямую ОК в точке Т.
2) Опишите рисунок:
3) Запишите выражение для вычисления длины отрезка ОР, если он на 5 см короче отрезка ВС, а ВС = у см.
Раздаточный материал для успевающих учащихся с заданиями 4г,4д,5.
.
«Сравнение отрезков. Длина отрезка»
№ 4 г АК = 32 А Т Р КАР= 19ТА = ?
№ 4д Точка О – середина отрезка АВ = 12 см,точка D – середина отрезка АО. Найти длину отрезка АD.
№ 5 может ли : КМН
1)длина отрезка МК быть в 3 раза больше длины отрезка МН?
2)длина отрезка МН быть в 2 раза меньше длины отрезка НК?
3)длина отрезка НК быть на 2 см меньше длины отрезка МК?
4) придумай сам вопрос по рисунку.
Дьёрдь По́йа, Джордж По́лиа — венгерский, швейцарский и американский математик.
(венг. Pólya György, англ. George Pólya или Polya; 13 декабря 1887, Будапешт, Австро-Венгрия, ныне Венгрия — 7 сентября 1985, Пало-Альто, Калифорния, США)
Окончил Будапештский университет (1912), в 1914—1940 работал в Высшей технической школе в Цюрихе (с 1928 — профессор). В 1940 переехал с женой в США, где после двух лет в университетах поступил на работу в Станфорд, в котором и прошла вся его дальнейшая научная карьера.
Основные труды по теории чисел, функциональному анализу, математической статистике (распределение Пойа) и комбинаторике (теорема Пойа).
Живя в США, Пойа много работал со школьными учителями математики и внёс большой вклад в популяризацию науки. Он написал несколько книг о том, как люди решают задачи и как надо учить решать задачи.