Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях и в предложениях на тему: Цирковая феерия


КОНСПЕКТ
подгруппового коррекционно-логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях и в предложениях.
Тема занятия: «Цирковая феерия».
Цель: продолжать автоматизировать звук [Р] в словах, словосочетаниях и в предложениях.
Задачи:
1. коррекционно–развивающие:
• отработать четкое произношение звука [р] на речевом материале по теме «Цирк»;
• совершенствовать фонематический слух и восприятие;
• развивать артикуляционную и общую моторику, координацию движений с речевым сопровождением, пространственную и зрительную ориентировку; оптико-пространственные представления;
• развивать воображение, внимание, слуховое внимание и память; чувство ритма;
• развивать пространственное, логическое мышление, слуховую и зрительную память.
2. коррекционно-образовательные:
• расширять и систематизировать знания детей по лексической теме «Профессии»; новые слова: афиша, конферансье, оркестр.
• развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
• учить работать над деформированным предложением;
• закрепить умение определять наличие звука [Р] в словах;
• развивать навыки образования женского рода имен существительных от существительных мужского рода на лексическом материале (дрессировщик-дрессировщица и т.д.);
• автоматизировать умение согласовывать существительные с прилагательными
• обучать умению работать по образцу.
3. коррекционно-воспитательные:
• воспитывать умение слушать взрослого, формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать умение слушать друг друга и анализировать ответы друг друга;
воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
• воспитывать эстетическое чувство, любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость; воспитывать творческое отношение к музыке, способствовать самостоятельности детей; воспитывать чуткое отношение и любовь к животным.
Методы и приемы:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация «Цирковая феерия», кубики с изображениями цирковых артистов, музыкальных инструментов)
• Наглядно-практический метод (творческая игра-составление предложений, словосочетаний, куб)
• Словесный метод (чтение стихотворения из слов, сопровождение рассказа-действия для презентации, загадки об артистах цирка)
• Прием эмоциональной заинтересованности (Афиша, отправка в цирк) • Игровой прием (игра с мячами, игра-физминутка, игра со звуками)
В занятие включены:
Момент психологического настроя, артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, логоритмика и зрительная гимнастика, рефлексия.
Билингвальный компонент: Приветствие, прощание на государственном языке. «Сәлемет сіз бе», «Сау бөлініз»; тигр – жолбарыс, кошка-мысық, лошадь – ат, собака – ит, змея – жылан. Слова для игры «Поймай звук» (с мячами): сиыр-корова, қасқыр-волк, кірпі-еж, арыстан-лев, қарға-ворона, торғай-воробей, қоян-заяц, түлкі-лиса, мысық-мышка.
Материалы и оборудование:
ноутбук, проектор, экран, презентация; Афиша «Цирк, цирк, цирк!», куб «музыкальные инструменты» (барабан, труба, саксофон, бубен, аккордеон, рояль), куб «музыканты», «Куб с точками», изображения цирковых артистов, животных, маракасы, погремушки, звуковая запись: голоса животных, шум машины, д/и «Волшебные очки», песенка «Я хочу построить дом», ватман, маркеры.
 Технологии:
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникативная технология;
Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, творчество, познание, социум.
 Форма проведения: подгрупповая
Количество детей, присутствующих на занятии: 4-6
Вид речевого нарушения: фонетический дефект, дислалияГод коррекции: первый год, второй год.
Предварительная работа:
беседа о цирке; просмотр отрывков циркового представления;
разучивание стихотворения «Веселый цирк» с применением биоэнергопластики, разучивание чистоговорок о цирке, скороговорок о музыкантах.
прослушивание песни «Я хочу построить дом».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнем нашу встречу с добрых слов. Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения).
На поляне дом стоит, (Руки над головой- «крыша дома»)
Ну а путь к нему закрыт. (Руки скрещены на груди)
Мы ворота открываем, (Руки опустить вниз)
В гости всех мы приглашаем. (Руки развести в стороны)
- Начнем наше занятие с нашего правила.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
- Как мы должны говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?
2. Прослушивание детьми правильной речи по образцу логопеда:
- Я вам предлагаю поиграть в игру, а вы будьте внимательны и очень наблюдательны!
Мы со звуком Р играем
И картинки подбираем:
Карандаш, корабль, брусника,
Кукуруза, сыр, черника,
Крот, крыжовник, муравей,
Груша, зубр, воробей,
Рак, мартышка, помидор,
Светофор, ведро, шофер.
-Ребята, какой звук вы слышали в каждом слове, которые я называла? (Ответ детей - Звук Р)
3. Объявление темы занятия.
-Молодцы! Сегодня мы продолжим играть со звуком…? (Дети – Р-р-р)
-Ребята, посмотрите, что это? (Обращает внимание на АФИШУ «Цирк, цирк, цирк!») (Ответы детей)
- Это Афиша Циркового представления. Афиша – это реклама предстоящего представления. Какой буквой обозначается звук Р-р-р? Давайте найдем буквы «Р» на Афише! (Дети отвечают, находят, показывают).
- Ребята, вы хотели бы побывать в цирке? (Ответы детей)
- Почему вы хотели бы побывать в цирке?
Нужно отвечать так: «Я хочу побывать в цирке, потому что…»
- А, каких вы, знаете артистов цирка? (Отвечают) «Я знаю…»
Цирк – это мир доброты, детства, улыбок и сказочных превращений. В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят, но чаще всего зрители радуются и мечтают хоть немного попробовать себя в роли циркового артиста.
-Ребята, а вы, хотите побывать сегодня в цирке, познакомиться с артистами цирка и попробовать себя в роли циркового артиста?
Тогда я вас приглашаю поехать в цирк - в мир цирковых актеров.
На чем мы можем поехать? Отвечать нужно так: «Мы можем поехать на…» (Ответы детей)
- А на чем мы поедем, вы угадайте! (Звучит «Звук-машины») (Дети узнают, называют).
-Правильно, сегодня мы поедем на машине, заводим моторы Р-р-р…(Идут, рычат).
- Вот мы и приехали.
Слайд №2 – «Арена», музыка «Советский Цирк…»
- И вас встречаю я – конферансье сегодняшнего представления! (Логопед надевает шляпу конферансье) Конферансье - это человек, который ведет цирковое представление, объявляет номера, и даже иногда помогает цирковым артистам подготовиться к выступлению, а иногда помогает во время выступления.
- И так, представляю вам артистов цирка!
4. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой1. Цирк по улице идет, Дети маршируют на месте
Все стоят разинув рот!
(Округляем губы, изображаем удивление.) «Окошко»
2. Цирковое представленье Подъем рук вверх через стороны.
Нам повысит настроенье!
(Широко улыбаемся.)«Лягушка»
3. На арену вышел слон Кивание головой вниз-вверх.
Всем ребятам шлет поклон «Слоник»
4. А спортсменка-акробатка Подскоки на месте.
Ловко скачет на лошадке.
(Пощелкаем кончиком языка.) «Лошадка»
5. Мишка едет по канату! Руки-имитация вращения педалей велосипеда.
Он получит мед в награду!
(Слижем мед с верхней губы.)«Вкусное варенье»
6. На качели воздушные гимнасты дружно сели,
Вверх под купол полетели. Руки вверх-вниз.
(язычок поднимается к носу и
опускается к подбородку). «Качели»
7. На манеже силачи
Разбивают кирпичи! Стучат кулак об кулак.
(Кончик язычка стучит по альвеолам
за верхними зубками: «Д-дд…Д-дд…Д-дд…») «Дятел»
8. Клоун сел в автомобиль,
Мотор завел и покатил.
(Завели моторы язычками: Д-р-р…..)«Заведем мотор»
Слайд №3 – «Занавес»
- Итак, занавес открывается, представление начинается…
Слайд №4 – «Жонглер»
В цирке есть жонглеры – это артисты которые могут одновременно подбрасывать и ловить несколько предметов по очереди, например, кольца, шары, а также и мячи. Давайте потренируемся вместе с жонглером?
- На арене цирка-жонглеры!
5. Игра «Поймай звук». (с мячами)
Логопед приглашает детей в полукруг, произносит звуки, дети подбрасывают мячики вверх, если слышат звук Р; стукают об пол, если произносится другой звук.
а) в ряду звуков:
Р Р Н Г Л Р Р Р Л В Р Д Л Ж М Р Р Рб) в ряду слов:
РАМА, РАК, ЛУК, РОЗА, ЛАМПА, ШАР, ЗАЯЦ
в) сиыр, қасқыр, ат, кірпі, арыстан, қоян, қарға, торғай, мысық.
-Давайте похлопаем артистам!
- В цирке выступают также многие животные, давайте узнаем, какие животные выступают в цирке? (Логопед предлагает детям присесть на ковер)
Слайд №5 – «Узнай чей голос?»
- Называть животных будем на казахском языке.
6. Игра «Узнай чей голос?» (Сидя на ковре)
(Звуки – «Голоса животных»)
Тигр – жолбарыс, кошка-мысық, лошадь – ат, собака – ит, змея – жылан. (называем на казахском языке).
- Кто рычит из этих животных? (Ответы детей) «… рычит», «… рычит».
-А кто выступает с животными в цирке? (Ответы детей)
Слайд №6 – «Дрессировщик»
- И так, на арене цирка дрессировщик!
7. Игра с кубом «Повтори» (сколько выпадет точек, столько раз произнеси) Дети выполняют задание по одному.
а) на уровне слогов:
пра - 4       дры -3     бро - 2       
тру - 3      кро - 2    вра - 3  
б) на уровне слов:
бобры, труба, врач, грач, дрова, дракон, кобра, зебра;
светофор, забор, ковер, мухомор, сыр, мотор;
в) на уровне словосочетаний:
красивая рубашка, черная ворона, быстрая пантера, красная роза, пестрая сорока, добрая старушка, страшная прорубь, министр труда.
-Молодцы! Похлопаем артистам!
Слайд №7 – «Оркестр», звучит «Марш».
- Откуда это доносится музыка? Кто это играет? Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр? Это оркестр-группа музыкантов под руководством дирижера.
Слайд №8 – «Музыкальные инструменты».
(перед проектором столик кубиками: музыкальные инструменты-музыканты, стульчики полукругом перед столиком, дети рассаживаются на стульчики перед экраном).
8. Игра «Оркестр».
В оркестре играет много музыкантов на разных музыкальных инструментах.
- Назовите инструменты, в названии которых есть звук [Р]: (барабан, труба, саксофон, бубен, аккордеон, рояль, гитара).
- Давайте проверим, правильно ли вы назвали слова. (Смена кадра на экране).
- Молодцы! Вы правильно выбрали инструменты, в названиях которых есть звук [Р].
- Давайте составим красивые предложения о музыкантах, играющих на этих инструментах!
1. Как называется музыкант, который играет на барабане? Музыкант, который играет на барабане… (Отвечают с опорой на картинки на экране).
2. На чем играет аккордеонист? Барабанщик.., аккордеонист.., гитарист.., трубач… (Подбирают картинки на кубиках и составляют словосочетание-предложение).
(Предложения: Аккордеонист играет на аккордеоне. Барабанщик играет на барабане. Трубач играет на трубе…и т.д.)
- Давайте вспомним скороговорки про трубачей!
1. Трое трубачей трубили в трубы
2. Труба трубит, труба поет
Трубач по улице идет!
- Молодцы!
Слайд №9 – «Оркестр с дирижером»
Оркестр отменный цирковой Исполнит опус огневой. Ну что за номер без оркестра! Спасибо ото всех, маэстро!
А сейчас наши музыканты исполнят для зрителей веселую композицию.
Слайд №10-11 – Картинки для проговаривания.
9. Логоритмический концерт. (Дети сидят на стульчиках полукругом, Логопед-дирижер)
С музыкальными инструментами (во время проговаривания под ритм отстукивают маракасами и погремушками)
«Стишок из слов».
Мы со звуком Р играем
И картинки подбираем:
Карандаш, корабль, брусника,
Кукуруза, сыр, черника,
Крот, крыжовник, муравей,
Груша, зубр, воробей,
Рак, мартышка, помидор,
Светофор, ведро, шофер.
-Молодцы! Замечательные музыканты! Похлопаем им!
Слайд №12 – «Антракт»
- Во время представления в цирке бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? Это небольшой перерыв в представлении. Я объявляю антракт.
10. Музыкальная физкультминутка. (быстрая, медленная, нет музыки)
Дети танцуют под музыку в быстром, плавном ритме, замирают, когда музыка замолкает.
- Весело вы отдохнули!
Слайд №13 – «Клоун»
- Вы узнали кто это? Правильно, это клоун. Он любит не только смешить и веселить всех, но умеет удивлять!
11. Игра «Волшебные очки» (согласование существительного с прилагательным).
- Теперь послушайте загадки и найдите глазками отгадки!
12. Гимнастика для глаз.
- Отгадайте, о каком артисте идёт речь.
Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).
Мячи искусно ловит он – этот циркач зовётся (жонглёр) - жонглерша
Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник) - фокусница
Трюки показать нам рад, кто же это (акробат) – акробатка
Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!
Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун) – клоунесса
Палочкой помашет – тигры пляшут.  Нахмурит лицо – тигр прыгнет в кольцо.  Он что, регулировщик? Нет, это... (дрессировщик) – дрессировщица
Летает, но не птица. Высоты не боится. Под куполом вращается, на землю возвращается (воздушный гимнаст) – воздушная гимнастка.
(После называния артиста, образуют от существительных мужского рода существительные женского рода).
-Вы молодцы! Вспомнили и назвали артистов цирка!
Слайд №14 – «Клоун»
- Снова на арене клоун!
- Что делает клоун в цирке? (Дети: Смешит зрителей).
- Правильно, он смешит в цирке людей, вот и вас он тоже хочет рассмешить. Послушайте, правильно ли он говорит и исправьте, если нужно ошибки. (Дети рассаживаются на стульчики перед экраном).
13. Игра «Смешилки». (Дети соотносят картинку с текстом, исправляют деформированное предложение).
– Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова.)
– Сахар грызёт Иру. (Ира грызёт сахар.)
– Дорога едет по грузовику. (Грузовик едет по дороге.)
– Градусник несёт врача. (Врач несёт градусник.)
– Забор красит Рому. (Рома красит забор.)
– Горшок растет в розе. (Роза растет в горшке).
- Похлопаем дружно веселому клоуну!
Слайд №15 – «Клоун»
-Ребята, вам было весело? Тогда давайте и мы порадуем такого веселого клоуна, нарисуем для него в подарок картину? (Дети соглашаются).
14. Игра-Нарисуй песенку «Я хочу построить дом»
(под музыкальную песенку дети с логопедом рисуют песенку на листе бумаги).
-Молодцы! Обязательно подарим эту картину клоуну!
Слайд №16 – «Финальный»
-Закончено представление, всем на удивление, артистам отдыхать пора, до свиданья, детвора!
Ра-ра-ра - радуется детвора.
Ру-ру-ру - в цирке тигры, кенгуру.
Ра-ра-ра – до свидания, детвора.
Ра-ра-ра - артистам отдыхать пора
Ры-ры-ры – шары в руках у детворы. (ШАРЫ ДЕТЯМ)
Арк – орк – урк – ирк – все ребята любят цирк.
15. Итог занятия
Рефлексия «А мы рады за тебя» (После ответа ребенком, все дети произносят: «А мы рады за тебя!»
Вот и закончилась наша экскурсия в цирк. Давайте поиграем в игру «А мы рады за тебя». (После ответа, ребенок получает угощение).Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?
Вам понравилось представление в цирке?
Какие артисты вам понравились?
Номера каких артистов вам понравились больше всего?
Что тебе захотелось после занятия?
Слайд № 17 (Спасибо за внимание!)