«Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» — план – конспект индивидуального логопедического занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
«Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» - план – конспект индивидуального логопедического занятия по речевому развитию
детей старшего дошкольного возраста
Автор: Легкова Юлия Петровна – учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Задачи:
Закрепить умение удерживать широкий, расслабленный язык на нижней губе.
Закрепить умение поднимать язык вверх и удерживать кончик языка за верхними зубами.
Закрепить умение удерживать язык в форме «чашечки», «грибка».
Совершенствовать движения широкой передней части языка вверх.
Закрепить умение вырабатывать плавную, длительную воздушную струю, идущую посередине языка.
Закрепить правильную артикуляцию звука [ш] в слогах, в начале и в середине слова.
Активизировать в словаре обобщающее понятие «зимняя одежда».
Уточнить понятие о той одежде, которую носят зимой.
Закрепить умение определять место звука в слове.
Совершенствовать умение назвать последовательность звуков в слове.
Закрепить умение выкладывать звуковые схемы слов.
Совершенствовать навык определения количества слогов в слове.
Упражнять в образовании уменьшительно – ласкательной формы существительных в единственном числе.
Закрепить умение соотносить звуковой состав слова и звуковую схему слова
Методы и приемы:- практические (дидактические игры)
- наглядные (разглядывание игрушек, картинок)
- словесные (называние слогов и слов со звуком [Ш])
Материалы и оборудование: кукла Маша, игрушечная кошка Даша;
набор картинок с изображениями одежды и головных уборов: шуба, шапка, шарф, гамаши, платье, шорты, футболка, сарафан, пижама;набор картинок с изображениями слов со звуком [ш] в начале и середине слова;
большая картинка с изображением шкафа, разделённого на три полки;
набор разноцветных картонных кружков (красные, синие, зелёные) для выкладывания схем слов.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные).
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность логопеда Деятельность воспитанника Ожидаемые результаты
1. Педагог сажает перед ребёнком куклу Машу и игрушечную кошку Дашу и сообщает, что на занятие пришли гости. Педагог называет имена кошки и куклы, просит ребёнка повторить их. Ребёнок сидит за столом перед зеркалом вместе с педагогом. Рассматривает игрушки, повторяет их имена. 2. Педагог поочерёдно показывает ребёнку карточки с символами артикуляционных упражнений, которые «принесли ребёнку игрушки – гости». (Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке звука [ш].) Ребёнок угадывает по картинке – символу какое артикуляционное упражнение нужно сделать. Выполняет упражнение и переходит к следующему. Ребёнок удерживает широкий, расслабленный язык на нижней губе; поднимает язык и удерживает кончик языка за верхними зубами; удерживает язык в форме «чашечки», «грибка»; широким передним краем языка облизывает верхнюю губу сверху вниз; сдувает ватку со стола с помощью плавной, длительной воздушной струи, идущей посередине языка.
3. Педагог предлагает ребёнку повторить песенку кошки Даши (слоги со звуком [ш]) Ребёнок повторяет за взрослым серии слогов со звуком [ш]. Ребёнок внятно артикулирует и чётко произносит звук [ш] в слогах.
4. Педагог предлагает ребёнку помочь кукле Маше собраться на прогулку и выбрать картинки с изображением зимней одежды и назвать их. Ребёнок припоминает, какую одежду называют зимней. Выбирает из ряда картинок те, на которых изображена зимняя одежда и называет их: шуба, шарф, гамаши, шапка. (В названиях картинок с изображением одежды есть звук [ш] в начале и середине слова.) Ребёнок верно определяет и лексически правильно использует названия предметов зимней одежды. Дифференцирует зимнюю и летнюю одежду.
Ребёнок внятно артикулирует и чётко произносит звук [ш] в начале и середине слова.
5. Педагог предлагает ребёнку посмотреть на выбранные картинки (шапка, шарф, шуба, гамаши) и найти «лишний» предмет (шапка). Затем педагог просит ребёнка обосновать свой выбор. Ребёнок находит «лишний» предмет (шапку) и объясняет, что это головной убор, а на других картинках нарисована одежда. Ребёнок верно определяет и дифференцирует обобщающие понятия «одежда» и «головные уборы».
6. Педагог рассказывает ребёнку, что на прогулке кукла Маша испачкала свою шубу. Чтобы исправить это, нужно назвать по порядку все звуки, которые живут в этом слове, и выложить схему этого слова. Ребёнок называет поочерёдно все звуки по порядку в слове «шуба» и выкладывает схему этого слова.
(Предварительно ребёнок вспоминает, какой цвет соответствует какому типу звуков: гласные, согласные – твёрдые и мягкие.) Ребёнок фонетически правильно вычленяет все звуки в слове «шуба», называет их в правильной последовательности и соотносит с соответствующими символами.
7. Педагог предлагает ребёнку посмотреть на полученную схему слова «шуба» и произвести простой фонетический анализ этого слова. Ребёнок и называет общее количество звуков в этом слове, количество гласных звуков (называет их), называет количество согласных звуков (называет их). Ребёнок правильно и точно называет гласные и согласные звуки в данном слове. Дифференцирует гласные и согласные звуки. Верно различает согласные звуки по твёрдости – мягкости.
8. Педагог говорит ребёнку, что теперь, когда шуба чистая, нужно положить все вещи на место. Педагог предлагает ребёнку вспомнить, где должны лежать вещи (в шкафу). Затем педагог просит ребёнка разделить названия всех предметов одежды на слоги и разложить на соответствующие полки шкафа. Ребёнок припоминает, где нужно хранить одежду.
Ребёнок делит слова шуба, шапка, шарф, гамаши на слоги и «раскладывает» на соответствующие полки шкафа.
(1 полка – слова с 1- м слогом, 2 полка – слова с 2 – мя слогами, 3 полка – слова с 3 – мя слогами.) Ребёнок верно называет предмет мебели, в котором хранят одежду.
Ребёнок правильно и точно разделяет слова на слоги и точно определяет количество слогов в каждом слове.
9. Физкультурная минутка.
Педагог читает стихотворение и выполняет движения имитирующие действия, о которых говорится в стихотворении:
«Идем на прогулку». Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки — Готовы для прогулки Ребёнок и педагог встают друг напротив друга. Ребёнок повторяет за взрослым движения, имитирующие соответствующие действия. 10.
Педагог говорит ребёнку, что пока Маша гуляла, кошка Даша разбросала все вещи в Машиной комнате. Педагог предлагает ребёнку навести порядок, разложить вещи Маши (картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ш] в начале и середине слова) в два шкафчика по месту положения звука [ш]. Назвать картинки.
Ребёнок называет каждую картинку, определяет место звука [ш] в каждом слове (начало или середина слова) и раскладывает картинки на две группы согласно месту положения звука [ш]: шуба, шапка, шут, шина, шило, шайба, шкаф, шея; уши, афиша, галоши, гамаши, мыши, каша, машина, кошка, мешок. Ребёнок внятно артикулирует и чётко произносит звук [ш] в начале и в середине слова.
Правильно и точно определяет место звука в слове. Точно разделяет слова на две группы согласно положению звука [ш] в слове.
11. Педагог рассказывает ребёнку, что кошка Даша тоже хочет себе такие же вещи как и у Маши. Кошке нужны маленькие вещи. Педагог предлагает ребёнку назвать все картинки ласково. Ребёнок ласково называет каждую картинку. Ребёнок образовывает уменьшительно – ласкательную форму существительных в единственном числе в соответствии с правилами словообразования.
Ребёнок внятно артикулирует и чётко произносит звук [ш] в начале и в середине слова.
12. Педагог говорит ребёнку, что гости собираются уходить и просят на прощание разгадать их загадку, угадать какое слово подходит к схеме. Ребёнок называет картинки (шкаф, шуба, шут) и выбирает какое слово подойдёт к предложенной схеме слова. (Схема С-Г-С) Ребёнок внятно артикулирует и чётко произносит звук [ш] в начале и в середине слова.
Ребёнок правильно анализирует схему слова и подбирает к ней одно слово из трёх.