Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия (вид деятельности: обучение грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «На поиски пропавшего колокольчика»
Муниципальное образование город Муравленко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»
(МБДОУ «ДС «Буратино»)
Конспект
подгруппового коррекционно-логопедического занятия
(вид деятельности: обучение грамоте)
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «На поиски пропавшего колокольчика»
2016
Цель: создать условия для формирования фонетико-фонологической компетенции у детей с нарушениями речи.
Задачи:
коррекционно-обучающие:
- обобщить и систематизировать накопленные знания и умения по звуковой культуре речи;
- закрепить навык дифференцировки гласных и твердых, мягких согласных звуков языка; умения выделять гласный и согласный звук в начале слова (с учетом твердости/мягкости согласного звука);
- упражнять в умении подбирать близкие по звучанию слова (звонкие - глухие, шипящие - свистящие, соноры);
- совершенствовать подвижность органов речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти);
коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию фонематического восприятия и мыслительной деятельности;
- развивать общую и мелкую моторику;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувства эмоциональной отзывчивости, сопереживания, интерес к предстоящей деятельности.
Методы: игровые, практические, словесные, наглядные, сюрпризный момент.
Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, поощрение.
Словарная работа: расширение активного словаря - штриховка, звукоподражание.
Оборудование:
- предметные картинки: ананас, апельсин, акула, аквариум, ослик, облако, овощи, утюг, улитка, утка, удочка, игла, индюк, экскаватор, эскимо, экран, слон, тигр, бабочка, пуговица, кот, уж, мяч, лук, холодильник, жук, папа - баба, уточка - удочка, кора - гора, кошка - ложка, шишки - книжки, зуб - суп, коза - коса, крыша - крыса, ушки - пушки, каска - маска, сабля - цапля, врач - грач, рак – лак;- цветные атласные ленты (длинная и короткая);
- кубик с цифрами, картинки с изображением картинок артикуляционных упражнений;
- «домики для слов»;
- дидактический мешочек;
- колокольчики по количеству детей;
- силуэт с контурным изображением половины колокольчика по количеству детей;
- бельевая веревка и прищепки красного, цвета;
- ваза напольная;
- карандаши по количеству детей,
- мольберт, магнитная доска, магниты;
- напольные подушки, столы, стулья по количеству детей.
Список литературы:
1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и
узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
2. Бунеев Р.Н. Пособие для дошкольников. По дороге к Азбуке. 4 часть. Баласс, 2013.
3. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа–Пресс, 1998.
4. Кислова Т.Р. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и
родителей. По дороге к Азбуке. М.: 2010.
5. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5–7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг, 2002.
6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д,
2000.
7. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5–6 лет. М.: Гном и Д,
2000.
8. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: Рекорд, 1999.
9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003.
10.Интернет ресурсы:
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/10/28/organizatsiya-nepreryvnoy-neposredstvenno-obrazovatelnoy- mmcbag.ucoz.ru/fgos/fgosdo/analiz_zanjatija_v_poiskakh...- organizatsiya_obrazovatelnoy_deyatelnosti_s_detmi_starshey_gruppy.docx
Этап занятия
Структурные компоненты
деятельности Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Время
1. ВВОДНАЯ
ЧАСТЬ.
Организационный момент.
Психологический настрой «Подари улыбку».
Логопед активизирует внимание детей и создает положительный настрой на предстоящую деятельность.
Эй! Ребята, подходите,Друг на друга посмотрите,Поздоровайтесь ладошками,Улыбнитесь все немножко.
- Какое у вас сейчас настроение?У меня тоже хорошее настроение и я хочу с вами поиграть.
Перед вами на полу разбросаны островки «Дружбы» приглашаю их занять. Дети собираются в круг и участвуют в групповом приветствии.
Дети занимают места на напольных подушках и слушают информацию. 5 мин.:
1,5 мин.
Мотивация.
Проблемная
ситуация.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Логопед достает «Волшебный мешочек» (с колокольчиками).
- Как вы думаете, что здесь?
Внутри мешочка для каждого из нас найдётся предмет.
- Кто помнит правила, как узнать, что лежит в «Волшебном мешочке»?
Правила игры:
- передавать по очереди друг другу волшебный мешочек;
- не заглядывая в него выбирать на ощупь, только один предмет; и назвать его, не вынимая;
- затем предмет достать и показать.
Логопед вовлекает в совместную деятельность детей, начиная игру с себя: «У меня колокольчик!».
Дальше дети продолжают игру самостоятельно, игра заканчивается, когда последнему ребенку не достается колокольчик.
Логопед задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
- Как поступить в ситуации, если у друга нет колокольчика? Что делать? Чем помочь?
Логопед, выслушав ответы детей, обобщает их и подводит к тому, что они все должны позвенеть колокольчиками и прислушаться, не отзовется ли пропавший колокольчик.
Логопед вовлекает в совместную деятельность детей: «Мой колокольчик подсказал, как найти пропавший колокольчик».
- Вы готовы отправиться на поиски пропавшего колокольчика? Дети участвуют в диалоге, вспоминая раннее усвоенные правила.
Дети по очереди достают колокольчики. Одному ребенку не хватает колокольчика.
Дети выражают собственные мысли, чувства. Рассказывают, объясняют, как помочь.
Дети звенят колокольчиками и высказывают свое мнение.
1,5 мин.
Сообщение
темы. Позвеним еще раз колокольчиками перед дорогой, чтобы они нам помогли найти колокольчик.
И отправляемся в путь, на поиски пропавшего колокольчика! Дети звенят колокольчиками и выстраиваются в шеренгу друг за другом. 0,5 мин.
Динамическая
пауза. Логопед приглашает детей построиться друг за другом для выполнения логоритмического упражнения.
Логоритмическое упражнение «Мы шагаем!»
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зелёным лугом.
Ноги выше поднимаем
По тропинке мы шагаем,
Раз, два, три, четыре, пять
Колокольчик все идем искать.
Мы по мостику идём,
В речку мы не упадём,
Ножку к ножке приставляй,
На дощечку наступай. (Приставным шагом.)
По извилистой дорожке
между ёлками пойдём
По тропинке, как по змейке,
На полянку мы придём. (Ходьба змейкой.) Дети становятся друг за другом и активно выполняют игровые движения.
1,5 мин.
2.ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ.
Проектирование решений
проблемной
ситуации
Логопед обращает внимание детей на то, что они пришли на полянку и перед ними 2 дороги.
- Ребята, а как мы узнаем, куда нам идти, чтоб найти колокольчик? Перед нами 2 дороги: одна дорога длинная, но лёгкая; другая - короткая, но трудная.
На каждой дороге вас ждут задания, их нужно будет обязательно выполнить.
В конце каждой дороги мы все обязательно встретимся.
Я пойду с вами и буду вам помогать.
Внимание! Подумайте, кто по какой дороге хочет пойти? Дети самостоятельно распределяются на 2 команды. 20 мин.:
0,5 мин.
Актуализация
знаний.
Логопед предлагает детям подойти к выбранной дороге и обсудить правила работы в команде, которые необходимы будут для выполнения всех заданий.
Примерные правила работы в команде:
- работать дружно;
- нельзя отвлекаться;
- любое задание выполнять аккуратно, доводить начатое дело до конца;
- помогать товарищам, а если они отказываются от помощи – не мешать. Дети договариваются между собой, кто за кем будет выполнять задание и включаются в выполнение заданий.
1 мин.
Самостоятельная работа
в подгруппах
по выполнению
задач.
Логопед предлагает перейти к выполнению заданий. В случае необходимости оказывает помощь.
Дорога «Длинная, но легкая» (задания для 1 подгруппы).
Задание 1. «Артикуляционная гимнастика».
На столе кубик, на гранях которого изображены цифры. Необходимо «бросить кубик» и определить, выпавшее число. Данное число соотнести с изображением картинок и выполнить артикуляционные упражнения.
Задание 2. «Волшебные прищепки».
На бельевой веревке прикреплены прищепки красного, цвета (в соответствии с цветовым обозначением гласного звука). Необходимо правильно определить первый звук в названии предметных картинок (гласный или согласный); выбрать предметную картинку с названием только гласного звука и прикрепить ее на веревку.
Задание 3. «Слова - друзья».
Перед каждым ребенком альбомный лист бумаги с изображением предметных картинок. Необходимо определить картинки близкие по звучанию и соединить их в пары.
Задание 4. «Длинные и короткие слова».
На полу разложены две ленточки: длинная и короткая. Необходимо правильно определить длинные и короткие слова и разложить предметные картинки с изображением предметов и животных в соответствии с длиной лент.
Дорога «Короткая, но трудная» (задания для 2 подгруппы).
Задание 1. «Звуковые коврики».
На модулях разложены коврики красного, синего и зеленого цветов (в соответствии с цветовым обозначением звуков: гласные, согласные твердые, согласные мягкие). Необходимо правильно определить первый звук в названии предметов и игрушек и расположить их на ковриках.
Задание 2. «Веселый поезд».
На мольберте размещена картинка с изображением паровоза и вагончиков предметные картинки). Необходимо определить правильную последовательность вагончиков и прицепить их к паровозу.
Задание 3. «Волшебный домик».
На мольберте изображен домик с тремя этажами, необходимо правильно определить количество слогов в слове и заселить жителей (предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога).
Задание «Штриховка» (задание для 1 и 2 подгруппы).
Перед каждым ребенком силуэт с контурным изображением половины колокольчика (с направлением штриховки) и простые карандаши. Необходимо заштриховывать изображение половины колокольчика (согласно указанному направлению штриховки) горизонтальными, вертикальными или наклонными линиями. Логопед обращает внимание на осанку детей и правильное положение карандаша в руке. Дети по очереди бросают кубик, в соответствии с числом, выпавшем на кубике находят картинку, и выполняют определенные артикуляционные упражнения. Участники игры следят за правильностью выполнения упражнений, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного задания.
Дети самостоятельно определяют первый звук на картинках (гласный или согласный) и прикрепляют ее на веревку. Например, картинка с изображением ананаса: 1 звук – А – гласный, поэтому прикрепляют красной прищепкой на веревку. После выполнения задания, участники исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного задания.
Дети самостоятельно подбирают картинки близкие по звучанию и соединяют их в пары. После выполнения задания, участники исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного задания.
Дети самостоятельно определяют картинки с изображением длинных и коротких слов; соотносят их с подходящей ленточкой (длинная ленточка – для длинного слова, короткая ленточка – для короткого слова). После выполнения задания, участники исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного задания.
Дети самостоятельно рассматривают игрушки, определяют первый звук в названии (гласный или согласный, твердый или мягкий) и распределяют их по коврикам (красный, синий, зеленый). Например, игрушка аист – на красный коврик, игрушка зебра - на зеленый, игрушка дом - на синий. После выполнения задания, участники исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного задания.
Дети самостоятельно составляют поезд из карточек-вагончиков, которые должны соединяться при помощи звуков (последний звук должен совпадать с первым звуком следующей картинки). Во время выполнения задания, участники исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного задания.
Дети самостоятельно рассматривают предметные картинки, определяют количество слогов в слове и помещают их в кармашек домика (на первом этаже «селятся» картинки, чьи названия состоят из одного слога, на втором - из двух слогов, на третьем - из трех). Во время выполнения задания, участники исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного задания.
Дети выполняют штриховку прямыми горизонтальными, (вертикальными, наклонными) линиями, не выходя за контур рисунка. 14,5 мин.
Динамическая
пауза. Вот мы и встретились! Встаньте парами, поиграем:
- коммуникативная игра «Здравствуй, друг!».
Здравствуй, друг! (Пожимают руку.)
Как ты тут? (Похлопывают по плечу друг друга.)
Где ты был? (Осторожно треплют друг друга за ухо.)
Я скучал! (Прижимают руку к сердцу.)
Ты пришел? (Разводят руки в стороны.)
"Хорошо!" (Обнимаются.);
- речевая игра «Узнай по голосу».
Логопед становится в середину круга с закрытыми глазами. Дети движутся по кругу и произносят слова. Затем логопед открывает глаза и отгадывает, кто подал голос. Если ему это удалось, он меняется с ребенком местами. Если нет, игра начинается снова.
Мы собрались дружно в круг
Повернулись разом вдруг,
А как только скажем:
«Скок, скок, скок» (произносит один игрок)
Отгадай, мой голосок?
- дидактическая игра «Секрет колокольчика».
- Мы все задания выполнили?
- А колокольчик нашли?
Я предлагаю вернуться к последнему заданию и посмотреть, что у вас получилось.
Логопед с детьми возвращается к заштрихованным силуэтам с контурным изображением половины колокольчика.
- Посмотрите внимательно, что напоминают вам эти картинки?
- Что делать дальше?
Логопед, выслушав ответы детей, обобщает их и подводит к тому, что каждый из них должен взять в руки свои половинки-колокольчики и найти пару.
Какие замечательные получились колокольчики!
Логопед вместе с детьми определяют правильность выбора двух частей, и прикладывают их на мольберт.
Все наши колокольчики мы разместим на мольберте, чтобы все полюбовались ими. Но если внимательно посмотреть на мольберт, то можно увидеть, что наши подружившиеся колокольчики напоминают нам форму одного предмета. И если мы отгадаем, что это за предмет, то наверняка узнаем, где спрятан колокольчик
- Какие идеи у вас есть?
- Интересно, где спрятан колокольчик?
Логопед вместе с детьми определяет предмет - вазу и находит в ней колокольчик. Потерянный колокольчик отдают ребенку. Дети и активно выполняют игровые движения в соответствии с текстом игр.
Дети и активно выполняют игровые движения в соответствии с текстом игр
Ответы детей.
Дети рассматривают заштрихованные половинки колокольчиков.
Дети предлагают свои варианты ответа.
Дети самостоятельно распределяются в пары в соответствии со штриховкой.
Дети определяют форму предмета и называют его. Затем находят названный предмет, а в нем – потерянный колокольчик и отдают его ребенку. 1 мин.
1,5 мин.
1,5 мин.
3. ЗАКЛЮЧИ-
ТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ.
Итог занятия. Ребята, вы очень хорошие друзья! Помогли (имя ребенка, у которого потерялся колокольчик) найти потерянный колокольчик.
Поиски пропавшего колокольчика закончены, нам пора возвращаться в детский сад.
- Помните волшебные слова?
Раз, два, три – повернись,
И в детском саду - окажись!
Логопед вместе с детьми произносит слова, и присаживаются на островки «Дружбы». Дети произносят волшебные слова, поворачиваются вокруг себя, затем проходят на ковер и занимают места на напольных подушках. 5 мин.:
1,5 мин.
Рефлексия.
Вот мы с вами и в детском саду, в своей группе.
- Проверьте, у всех есть колокольчик?
- Кому не хватило колокольчика?
(Имя ребенка), расскажи, что ты сейчас чувствуешь?
- Ребята, а что вы сейчас чувствуете?
- Что помогло вам найти колокольчик?
- Какое задание для вас было интересным?
- Какое самым сложным?
- У всех теперь есть колокольчики?
Возьмите все свои колокольчики и позвените ими:
«Колокольчик мой звени, счастье другу подари.
Улыбнемся ты и я, ведь мы дружная семья!»
Вы молодцы, я хочу подарить вам эти колокольчики, пусть они вам всегда помогают в трудную минуту. Дети участвуют в диалоге, вспоминая раннее выполненные задания; выражают собственные мысли, чувства; рассказывают, объясняют, как справились с поставленной задачей.
3,5 мин.