Конспект урока Разнообразие моллюсков, их значение в экосистемах и жизни человека
Разнообразие моллюсков, их значение в экосистемах и жизни человека
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков и значением их в экосистемах и жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с различными видами брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков,
узнать о значении моллюсков в природе и жизни человека.
Воспитательные:
воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах,
продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
Развивающие:
развитие познавательного интереса,
навыков работы с учебником и дополнительной литературой,
умений сравнивать, выделять главное и делать обобщающие выводы.
Оборудование: набор открыток и рисунков с изображением различных представителей типа Моллюски, раковины моллюсков, таблицы «Типы Моллюсков», коллекции ископаемых моллюсков, презентация.
Технологии обучения: ИКТ-технология ,технология проблемного обучения.
Методы : частично-поисковый, самостоятельная работа с учебным материалом , устного и письменного контроля и самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая , индивидуальная , работа в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.
Работа в парах.
3.Изучение нового материала.
Определение темы и задач урока.
Самостоятельная работа с текстом учебника по плану. Заполнение таблиц «Совместный проект»
Сообщения учащихся из цикла «Это интересно»
4. Закрепление знаний учащихся.
Проверочная работа с тестами по вариантам (самопроверка ).
5. Итоги урока . Рефлексия.
6.Задание на дом.
Организационный момент
Проверка знаний
Взаимоопрос — учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям.
Изучение нового материала
Определение темы и задач урока.
Актуализация знаний.
Учитель:
За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков.
При раскопках стоянок и захоронений древних людей были обнаружены и раковины моллюсков. Все раковины можно отнести к двум группам: одни представляли для человека эстетическую ценность, содержимое других употреблялось в пищу.
Тема урока: Разнообразие моллюсков, их значение в экосистемах и жизни человека.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми представителями типа Моллюски, узнаем об их особенностях и значении в природе и жизни человека.
Учитель: в типе моллюсков выделяют три основных класса.
Животные этого типа (мягкотелые) лишены скелета, как внутреннего, так и наружного. На спинной стороне тела, как правило, имеется выделяемая мантией защитная раковина.
Класс Брюхоногие самый многочисленный. Представители этого класса имеют цельную раковину (реже она редуцирована). Большая часть брюшной стороны тела занимает мускулистая нога (отсюда и название класса). Глаза брюхоногих располагаются или у основания, или на концах щупалец.
Тело представителей класса Двустворчатых заключено в двустворчатую раковину. У них нет головы, глаз, языка с тёркой, слюнных желез. У моллюсков ведущих неподвижный образ жизни редуцирована и нога.
Головоногие населяют в основном тёплые и солёные моря. Одна часть их ноги превращена в щупальца с присосками, которые находятся на голове и окружают ротовое отверстие, другая часть образует воронку. У некоторых головоногих под кожей сохранились остатки раковины, которая исчезла в связи с переходом предков к активному образу жизни.
Самостоятельная работа с текстом учебника по плану.
Заполнение таблиц «Совместный проект»
Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.
Изучение проводится в форме самостоятельной работы по группам. Каждой группе ребят (5-6 человек), дается задание на карточке, рисунки, открытки, текст. Работая с текстом, необходимо выписать особенности животных и их значение в таблицу.
Работа в группах.
Задание 1 группе.
1.Изучить текст "Класс Брюхоногие моллюски" и заполнить таблицу.
2. Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?
Приложение 1.Названия представителей класса Особенности строения, образа жизни Значение в природе и жизни человека
Задание 2 группе.
Изучить текст "Класс Двустворчатые моллюски" и заполнить таблицу.
Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?
Приложение 2.Названия представителей класса Особенности строения, образа жизни Значение в природе и жизни человека
Задание 3 группе.
Изучить текст "Класс Головоногие моллюски" и заполнить таблицу.
Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?
Приложение 3.Названия представителей класса Особенности строения, образа жизни Значение в природе и жизни человека
Выступление представителей от каждой группы.
Учитель: Подумайте! Почему каждый класс получил такое название?
Сообщения учащихся из цикла «Это интересно » Представители морей:
а) ЦИПРЕЯ. Фарфоровая улитка, раковина – каури, служила денежной еденицой в бассейнах Тихого и Индийского океана до 20 века, а некоторые народы Океании используют до сих пор.
б) РАПАНА.До 1974 года был известен только в Японских и Желтых морях, но, попав в Черное море, быстро размножился. Являясь хищником, уничтожили большое количество промысловых моллюсков - устриц, мидий, гребешок. Сейчас, где разводят этих промысловых моллюсков, т.е. в устричных парках, обязательно огораживают от моря заборами (коллекция раковин рапаны).
Легенда (открытие краски). Как-то царь финикийского города Тира по имени ФЕНИКС прогуливался по берегу моря со своей собакой. Собака рылась в песке, трепала водоросли, и когда подбежала к царю, он заметил, что морда ее покрыта пятнами кроваво-красного цвета. Царь догадался, что на морде собаки была не кровь, а что-то другое. Так три с половиной тысячи лет назад был открыт пурпур моллюсков (рассказ ученика).
Двустворчатые.
-Представители морей:
а) МИДИЯ,УСТРИЦА,ГРЕБЕШОК Это промысловые моллюски. Создают специальные фермы, парки, плантации по разведению промысловых моллюсков. Скопления мидий называется банками (запись в тетрадь). Устрицы не только используются как пищевой продукт, но и его раковина используется в изготовлений художественных изделий. Из раковины гребешков изготавливают пуговицы, украшения. Кроме промыслового значения, они играют большую роль в природе: фильтруя воду для получения пищи, очищают ее от загрязнения. В сутки фильтруют около 200 кубов воды. Служат пищей для многих животных, т.е. участвуют в цепи питания.
б) ЖЕМЧУЖИНА.Само название моллюска дает понять, что добывают – жемчуг, который образуется в раковине из песчинки. Размеры жемчужин бывают разные: от мельчайших крупинок до голубиного яйца. В Лондоне хранится самая большая жемчужина мира весом в 450 каратов (90 г). Жемчуг недолговечен: приблизительно через 150 лет он разрушается и превращается в пыль.
в) ТРИДАКНА – гигантский моллюск.Она выделяется среди двустворчатых моллюсков своими размерами. Её длина 1,5 метра, масса около 200 кг, из них мягкая часть – 30 кг, а 170 кг – раковина. Тридакна обитает среди кораллов в Индийском и Тихом океане. Мышцы, замыкающие створки гигантской тридакны, обладают огромной силой. Раскрыть створки живой ракушки можно при помощи лома. Тридакны – очень опасны для водолазов и искателей жемчуга. Человек, случайно просунувший между створками моллюска ногу или руку, может погибнуть в тисках тридакны, если ему тотчас же не оказать помощь. С давних времен раковины и мясо тридакны использовали народы Океании – полинезийцы. Из раковин делали топоры, рыболовные крючки и т.д. Теперь тридакны – украшение дворов, садов. Она также может образовывать жемчужину, но ювелирной ценности не имеет. Может образовать массой–7 кг. В Нью-Йорке у одного ювелира, на витрине была выставлена жемчуг, имевший массу -6 кг 350г., длина 23см, а толщина – 14см, неправильной формы, т.е. почти в размер человеческой головы (рассказ ученика).
Головоногие.
- Почему головоногих моллюсков называют приматами?
Сложная нервная система – сложное поведение, органы чувств - зрения (хрусталик), реактивное движение (15-60км/ч), 3-х камерное сердце. Длина тела от 8-20 метров, в 1888г. в Новой Зеландий, был найден кальмар длинной17м., диаметр глаза-40см. величиной с колеса автомобиля, 10,5м. приходилось на щупальца. Один кит отрыгнул в морском аквариуме два щупальца длиной по 12,5м., которые могут принадлежать чудовищу длиной 20м. и весом около 4т. Наличие «чернильного мешка», жидкость расплывается в воде густым облаком и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск - скрывается. Эта жидкость лишает чувства обоняния и возможность преследования. Ноги-щупальца с присосками отходят от головы, поэтому их и называют головоногими.
Представители морей:
а) КАЛЬМАР.Обитатель открытого моря – великолепный пловец, он может мчаться под водой со скоростью поезда – около 50-60 км/ч. Кальмар – хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может из-за узкого пищевода. У кальмара очень хорошо развиты органы чувств, особенно глаза, которые по сложности могут конкурировать с глазами совы, кошки и человека. Глаз кальмара имеет роговицу, радужину, хрусталик, стекловидное тело и сетчатку. Хрусталик круглый, поэтому фокусировка глаза для разглядывания предметов, расположенных на разном расстоянии, осуществляется удалением или приближением его к сетчатке (как это происходит в фотоаппарате), а не изменением кривизны линзы, как у млекопитающих. Поэтому, кстати, у кальмаров не может быть близорукости или дальнозоркости (рассказ ученика)
б) ОСЬМИНОГ.На голове восемь похожих друг на друга щупалец, при помощи которых эти моллюски могут передвигаться по дну «на цыпочках», то есть на самых кончиках вытянутых вертикально вниз щупалец. В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, движутся реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч. У спрута есть роговой клюв. С его помощью он делает отверстие, например, в раковине моллюска и впускает туда токсичную слюну, которая расслабляет замыкающий раковину мускул. В глотке осьминога также имеется терка, перетирающая пищу. Но самое удивительное у спрута – это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Состоящий примерно из 170 млн. нервных клеток (для сравнения – нервная система краба содержит приблизительно 100 тыс. нервных клеток), он разделяется на много долей, каждая из которых выполняет свою функцию. Больше половины нервной ткани мозга приходится на зрительные доли Осьминоги – самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Осьминоги, которые жили на Неапольской станции, стали совсем ручными. Они знали в лицо сторожа и очень его любили. Если он протягивал к ним руку, то животные обвивали его щупальцами и нежно гладили. Однако крупные осьминоги – а их общая (со щупальцами) длина может достигать 5м – опасны, причем основную опасность представляют не сильные щупальца больших спрутов, а их ядовитая слюна, оказывающая парализующее действие на добычу. Однажды сотрудника Калифорнийского аквариума «укусил» в ладонь небольшой осьминог. В первую же ночь после укуса его рука распухла так, что не стало видно суставов. Опухоль спала только через четыре недели. Признаки болезни напоминали симптомы змеиного укуса. У берегов Австралии и Японии живут небольшие пятнисто-голубые осьминоги. Укус их может быть даже смертельным для человека (рассказ ученика). Есть осьминоги, которые ведут малоподвижный образ жизни, т.к. имеют раковины.
в) КАРАКАТИЦА.В Древней Спарте был знаменит черный суп. Готовили следующим образом: брали каракатицу, потрошили её, но не трогали чернильного мешка. Так вмести и варили. Чернила придавали похлебке не только бурый цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценился. В испанских и итальянских поваренных книгах можно найти всевозможные рецепты по приготовлению каракатиц и осьминогов. Пример – осьминоги в шоколаде или каракатица в молоке. Обычно же едят тушеного осьминога с молодым картофелем, чесноком, гвоздикой, лавровым листом. Консервы из каракатиц в собственных чернилах приготавливают в Португалии и вывозят на продажу за границу. В Японии и Китае их едят во всех видах – в сыром, сушеном, маринованном, печеном, жареном, вареном. Из внутренностей вытапливают жир, а выжимки идут на корм цыплятам (рассказ ученика)
Закрепление знаний учащихся
Проверочная работа с тестами по вариантам (самопроверка ).
Учитель: Работу оформите на листочках.
Вариант №1.
1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:
а) беззубка; б) кальмар; в) виноградная улитка.
2. Раковина моллюска образована:
а) выделениями мантии; б) песком и другими частицами, приклеившимися к телу; в) выделениями пищеварительных желез.
3. Перетирание растительной пищи происходит у многих моллюсков:
а) с помощью терки желудка; б) теркой языка; в) теркой тонкой кишки.
4. Ток воды через сифоны моллюсков обеспечивается:
а) разностью давления воды на входе и выходе; б) движениями ресничек мантии, жабр, ротовых лопастей; в) заглатыванием воды.
5. К пищеварительным железам моллюсков относятся:
а) печень и поджелудочная железа; б) только печень; в) только поджелудочная железа.
6. На рыбах паразитируют личинки моллюсков:а) головоногих, б) брюхоногих, в) двустворчатых.
7.В пищу употребляют:а) мидий и устриц, б) слизня и живородку, в) жемчужницу и большого прудовика.
Вариант №2.
1. К морским моллюскам относятся:
а) кальмар и каракатица; б) беззубка и малый прудовик; в) осьминог и перловица.
2. Мантийная полость — это:
а) внутреннее пространство в пищеварительном тракте; б) пространство между мантией и телом; в) пространство между раковиной и мантией.
3. У беззубки нет головы, так как:
а) у моллюсков вообще нет головного отдела; б) беззубки не ловят добычу, а питаются пассивно; в) это единственный представитель двустворчатых, у которых отсутствует головной отдел тела.
4. Реактивный способ передвижения характерен:
а) для беззубки; б) для мидии; в) для кальмара.
5. Легочное дыхание характерно:
а) для перловицы; б) для осьминога; в) для слизня.
6. Раковина моллюсков состоит :а) только из извести, б) из извести и рогового вещества, в) только из рогового вещества.
7.Почему беззубки и перловицы называют «придонными фильтрами»?а) пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов, б) они питаются органическими частями, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками.
Ответы:
Вариант №1
Вариант №2
1.В
1.А
2.А
2.Б
3.Б
3.Б
4.Б
4.В
5.Б
5.В
6.В
6.Б
7.А
7.Б
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Рефлексия.
1. Что вам понравилось на уроке?
2. Чему вы научились?
3. Что было для вас трудным?
4. Где могут пригодиться эти знания?
Домашнее задание. Изучить материал параграфа, подготовить сообщение о любом животном типа моллюски.