Урок по биологии на тему Роль птиц в экосистемах, их значение для человека.
Цель: познакомить учащихся с ролью птиц в экосистемах, их значением для человека;
развивать умение логически мыслить, делать выводы;
развивать экологическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе, приобщать учащихся к научному творчеству.
Оборудование: учебник для 8 класса, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать роль птиц в экосистемах, их значение для человека.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Обсуждение вопроса .- Как вы думаете, почему практически, все хищные птицы нуждаются в охране?
Изучение нового материала
Роль птиц в экосистемах.
Рассказ с элементами беседы.
В связи с широким распространением птицы приспособились к разнообразным условиям существования. В результате возникли различные экологические группы. Все они играют важную роль в природе.
Насекомоядные птицы уничтожают огромное количество вредителей. Например, дятел поедает очень много короедов, слоников и других насекомых. В поврежденных и сухих деревьях дятлы устраивают множество дупел и этим создают «жилой фонд» для других насекомоядных птиц. Черный скворец . За 5 дней одно гнездовье черного скворца уничтожило 796 майских жуков, 160 их личинок, 27 жуков – щелкунов и 12 их личинок. За гнездовой период один выводок скворцов уничтожил 7800 майских жуков.
Кукушка истребляет волосатых гусениц, которых не едят другие птицы. Королек в течение года употребляет до 4 млн. насекомых. Чайки ежедневно уничтожают до 12000 тысяч насекомых, а за четыре летних месяца 1500 тонн. Грачи уничтожают проволочников, долгоносиков, жуков – кузек, совок, саранчовых.
Птицы способствуют расселению растений. Сойки, кедровки разносят желуди, кедровые орешки и закапывают их в землю. Дрозды, сверистели, рябчики разносят семена плодовых деревьев и кустарников. Нектароеды являются опылителями лесных растений.
Работа в группах. Вопросы для обсуждения.
1 группа.
Как можно привлечь насекомоядных птиц в сады и огороды?
2 группа.
Как вы понимаете выражение «Для борьбы с вредителями нужно привлекать птиц разной «специальности».
Отгадай-ка. Прослушайте стихотворение, отгадайте птицу, и какую полезную работу она выполняет.
1. Всех перелетных птиц черней,
Он чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица …
Клюв с когтем очень прочен,
А слух ох как точен –
Малейший скрип им слышен,
От них не скрыться мышам.
2. Значение птиц для человека.
А) Рассказ – беседа.
Б) Работа с тетрадью. Выполнение заданий, предложенных к данному вопросу.
IV. Обобщение и систематизация знаний
Экологическое лото.
Опыление крон деревьев ядохимикатами с целью уничтожения вредных насекомых, питающихся листьями, привело к тому, что на обработанном участке исчезло почти три четверти дроздов. Какова взаимосвязь этих двух факторов, если основной корм дроздов дождевые черви?
Весной, прилетевшие скворцы, принимаются за чистку гнездовий. В новое гнездо они приносят душистую полынь и мяту. Зачем они это делают?
Какую опасность для морских птиц представляет загрязнение моря нефтью?
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и просидел несколько минут неподвижно. Зачем он это делал?
Высоко в горах обитает птица клушица. Там пасутся отары овец. Овцы и птицы хорошо уживаются. Почему овцы не боятся птиц, а птицы садятся им на спин
V. Домашнее задание. Творческая работа «Птицы в моей жизни». Небольшой рассказ.
VI. Итог урока.