Конспект на тему Особенности размножения и развития насекомых, их роль в экосистемах и жизни человека.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Красноярская средняя школа»
муниципального образования
Черноморский район
Республики Крым
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ
« Особенности размножения и развития насекомых, их роль в экосистемах и жизни человека»
Разработала
Пирогова Светлана Александровна, учитель биологии
2015/2016 учебный год
Урок № 46
Тема: Особенности размножения и развития насекомых, их роль в экосистемах и жизни человека.
Цель: ознакомить учащихся с типами развития насекомых; раскрыть значение насекомых в природе и роль их в жизни человека.
Задачи:
Образовательная:
Ознакомить учащихся с типами развития насекомых и подчеркнуть, что развитие насекомых начинается с одной клетки.
Научить различать развитие с полным превращением и неполным.
Раскрыть роль насекомых в экосистемах и жизни человека.
Развивающая:
Продолжить формирование умений составлять таблицы, решать проблемные вопросы, обобщать, выделять главное;
Воспитательная:
Осуществлять экологическое и гигиеническое воспитание.
Тип урока: комбинированный.
Методы: рассказ, беседа.
Оборудование: Натуральные пособия (раздаточный материал развития майского жука, любой бабочки, саранчи, кузнечика и др.). Изобразительные пособия (таблицы с изображением развития насекомых с полным и неполным превращением.).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка знаний.
а) Фронтальный опрос (Повторение знаний учащихся по теме «Насекомые: их строение»)
- Почему насекомые получили такое название? (Слайд1, 2)
- Назовите характерные признаки насекомых? (Слайд 3)
- Какую роль играет хитиновая кутикула? (Слайд 4)
- Какие органы расположены на голове насекомого? (Слайд 5)
- Какие типы ротовых аппаратов встречаются у насекомых? (Слайд 6)
- Как устроена конечность насекомого? (Слайд 9)
- Какие типы конечностей встречаются у насекомых? (Слайд 9)
- Назовите типы развития насекомых. (Слайд 14)
б) Самостоятельная работа.
1. Установите соответствие между насекомыми и ротовыми аппаратами, принадлежащие им. (Слайд 7, 8)
2. Назовите насекомое и тип его ног. (Слайд 10, 11, 12, 13)
3.Мотивация учебной деятельности.
Майский жук, краб, водомерка, ягодный клоп, домовой паук, дафнии, оса, пчела, муравей. Какие из этих животных относятся к насекомым? - Почему вы так считаете?
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями размножения и развития насекомых на примере майского жука и других представителей класса.
Итак, изучим строение половой системы самки и самца майского жука.
Половая система
Половая система самок состоит из двух яичников, в которых происходит образование яиц. Яичники, переходя в трубчатые яйцеводы, основаниями сливаются в единый непарный яйцевод, по которому зрелые яйца выводятся наружу. В половой системе самки имеется семяприёмник – резервуар, куда поступают сперматозоиды самцов. Зрелые яйца могут оплодотворяться этими сперматозоидами.
Органы размножения самца – это два семенника, переходящие в семяпроводы, которые объединяются в непарный семяизвергательный канал, служащий для выведения спермы.
Размножение и развитие
После оплодотворения самка майского жука зарывается в почву и там откладывает яйца.
Как мы уже поняли, насекомые развиваются из яиц. А давайте с вами вспомним с чего начинается развитие гидры?
Количество яиц, откладываемое самкой насекомых, может быть весьма различно. Так, например, самка таракана откладывает 16 яиц, комнатная муха откладывает 150 – 160 яиц, матка медоносной пчелы – от 1500-2000 яиц в сутки. Откладывание большого количества яиц насекомыми является примером приспособленности их от вымирания.
На столы учащихся раздаются коллекции «Развитие майского жука» и вывешивается таблица с изображением стадий его развития.
Стадии развития майского жука
Яйцо. Яйца, которые откладывает самка, имеют грязно-белый цвет. Ширина их – 0,2 см, длина – 0,3 см. Вначале яйца мягкие, потом они затвердевают. Развитие их происходит от 24 до 50 дней
Личинка
Из яйца в конце лета выходят личинки. Ни внешним видом, ни образом жизни они совсем не похожи на взрослых жуков. Толстое беловатое тело личинки дугообразно изогнуто и одето мягким хитиновым покровом. Более плотный желтовато-коричневый хитиновый покров на большой голове и на трёх парах ног. Крылья у личинки не развиты. По бокам тела заметны дыхальца. В задней части брюшка просвечивается кишечник, заполненный землёй: молодые личинки питаются перегноем. Осенью личинки уходят глубоко в почву и зимуют. Весной следующего года они поднимаются к поверхности почвы, где в течение лета объедают корни травянистых растений и сеянцев сосны. Зиму личинки проводят опять в глубине почвы. Следующим летом (третий год развития) выросшие личинки объедают корни кустарников и деревьев.
Куколка
Перезимовав третий раз и сильно увеличившись, личинка в конце весны углубляется в почву и сбросив личиночный покров, превращается в куколку. Она внешне напоминает взрослое насекомое. На ней можно различить голову с ротовыми органами и усиками, сложные глаза, на груди куколки сложены ноги, заметны небольшие крылья. Хитиновый покров довольно плотный, но неокрашенный. Куколка может слегка шевелить брюшком, но не способна передвигаться и питаться. Это покоящаяся стадия в развитии. Под хитиновым покровом куколки за счёт накопленных личинкой питательных веществ происходят сложные изменения, приводящие к развитию всех органов взрослого насекомого. К осени шкурка куколки лопается, из неё выходит взрослый жук с мягкими бесцветными покровами, которые вскоре твердеют и приобретают характерную окраску.
Жуки остаются зимовать в земле и выбираются на поверхность только весной следующего года.
Учащиеся рассматривают коллекции, сравнивают личинки разных возрастов, куколку со взрослыми насекомыми. Формулируют понятие о развитии с полным превращение, и на доске записывается следующая схема:
ЯЙЦО – ЛИЧИНКА-КУКОЛКА- ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ
Развитие с полным превращением - характеризуется прохождением от четырех до пяти стадий — яйца, личинки, куколки, имаго и иногда предкуколки. Личинки насекомых с полным превращением, как правило, мало похожи на взрослых особей, поэтому называются истинными личинками.
Затем на столы можно раздать коллекции развития любой бабочки, чтобы установить общее с развитием майского жука и обратить внимание учащихся на личиночную стадию у бабочки, которая называется гусеницей (при этом отметить ее особенности: наличие ложноножек и др.). На доске записать схему развития бабочки:
ЯЙЦО-ГУСЕНИЦА-КУКОЛКА-ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ
Развиваются с полным превращением и такие насекомые как мухи, пчелы, комары, муравьи и др., но есть насекомые, у которых развитие идет иначе.
Кто видел куколку кузнечика?
Раздаются коллекции развития кузнечика (или саранчи) и вывешивается таблица.
Ребята, предлагаю вам сравнить развитие кузнечика с развитием изученных ранее насекомых.
Какой стадии нет в развитии кузнечика?
Чем личинка кузнечика отличается от личинки майского жука и гусеницы?
ЯЙЦО-ЛИЧИНКА-ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ (тараканы, саранча, кузнечики, вши, клопы)
Неполное превращение в целом характеризуется прохождением лишь трех стадий — яйца, личинки и имаго. Личинки насекомых с неполным превращением внешне сходны со взрослыми особями и, подобно последним, имеют сложные глаза, такие же, как у взрослых, ротовые органы и в более старших возрастах — хорошо выраженные наружные зачатки крыльев. Помимо этого, у многих насекомых с неполным превращением личинки ведут сходный с имаго образ жизни и могут встречаться совместно с последними.
Какие признаки личинок и гусениц указывают на их принадлежность к насекомым? (голова с ротовым аппаратом, грудь с тремя парами членистых ножек, членистое брюшко с парными дыхательными отверстиями).
Роль насекомых в экосистемах, их значение для человека.
Какие причины могут привести к сокращению и исчезновению насекомых на Земле?
Предположите, какие последствия могли бы произойти, если бы с лица Земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые?
Вопросы для активизации познавательной деятельности.
Из всего многообразия видов насекомых человек одомашнил только три: медоносную пчелу, тутового шелкопряда и китайского дубового шелкопряда. Почему были одомашнены эти насекомые, а не муравьи или бабочки-капустницы?
Там, где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмелями? Имеется ли такая связь между клевером и пчелами? Ответ поясните.
Медоносную пчелу относят к домашним животным, а рыжего таракана или платяную моль — нет. Как можно объяснить это, ведь рыжий таракан и платяная моль живут в домах человека, а пчелы — на пасеках?
Учащиеся раскрывают роль насекомых в природных сообществах и жизни человека, составляют схему:
Роль насекомых в экосистемах,
их значение для человека
Роль в природе
Некрофаги, пища для рыб, китообразных, промежуточные хозяева червей-паразитов
Хищники, паразиты растений, животных, человека
Опыление растений
Почвообразование
Звено в цепи питания
Регуляция численности живых организмов Значение в жизни человека
Пища человека
Пища для аквариумных рыб
Вызывают болезни (чесотка)
Переносчики болезней
Вызывают аллергию
Вредители сельского хозяйства, паразиты человека, переносчики болезней
Дают мед, шелководство
Охрана животных — представителей Типа Членистоногие я1.Что такое Красная книга?
2. Каких членистоногих, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
3. Какую пользу приносят муравьи?
4. Какое насекомое опыляет красный клевер? (Шмель.)
5. Какое насекомое приносит пользу, охотясь за насекомыми - вредителями? (Божья коровка.)
6. Какое насекомое является санитаром леса? (Жук-могильщик.)
7. Какое насекомое приносит пользу, охотясь за насекомыми- вредителями, откладывая свои яички в их личинки, яйца? (Наездник.)
5. Обобщение и систематизация изученного материала.
Тест «Знаете ли вы насекомых?»Решите, верно ли то или иное предложенное суждение. Возле номеров правильных суждений поставьте «+», возле неправильных — «-».
К насекомым относятся все трахейнодышащие членистоногие, имеющие по 3 пары ног.
Пауки, как вши и блохи,— бескрылые насекомые.
У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.
Насекомые живут не только на суше, но и в воде.
Ноги у насекомых находятся на груди и брюшке.
У всех летающих насекомых имеется по 2 пары крыльев.
Насекомые едят все, что содержит органические вещества, некоторые из них — даже шерсть и древесину.
Наряду со сложными глазами у многих хорошо летающих насекомых имеется по 3 или 2 простых глазка.
У насекомых, как и у ракообразных, по 2 пары усиков.
Усики насекомых — органы обоняния.
Усики насекомых могут быть нитевидными, перистыми, веерообразными и др.
Основная дыхательная система насекомых — трахеи.
У насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание.
Среди беспозвоночных только насекомые имеют жировое тело.
Органы выделения насекомых — мальпигиевы сосуды.
Мальпигиевы сосуды открываются наружу рядом с анальным отверстием.
Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам.
Кровяная жидкость насекомых кровь (вернее, гемолимфа) — бесцветная.
У большинства насекомых сердце трубчатое.
Все насекомые, развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и стадию куколки.
Вышедшие из куколок насекомые растут и несколько раз линяют.
Взрослые насекомые дышат атмосферным воздухом.
Личинки комаров и личинки других насекомых, развивающиеся в воде, дышат растворенным в воде кислородом.
Насекомые, за редким исключением, раздельнополые.
Самца от самки у насекомых по внешнему виду отличить нельзя.
У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров — колюще - сосущие.
Бабочка-капустница питается нектаром цветков.
У жуков наружные жесткие крылья не участвуют в полете.
6.Итог урока.
7.Домашнее задание.
Параграф 37, найти интересные факты для составления презентации «Насекомые - рекордсмены».