Рабочая программа Технология 8 класс


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по технологии для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования»;
- основной образовательной программы среднего общего образования;
- учебного плана МБОУ Аршановская СШ;
- положения о рабочей программе учебного предмета в МБОУ Аршановская СШ.
- примерной программы основного общего образования по технологии к УМК Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [Н.В. Матяш, А,А. Электов, В.Д. Симоненко и др.]. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана - Граф, 2015.
Программа составлена с учетом совместного обучения девочек и мальчиков 8 класса.
Цели обучения:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
 -       овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
-        развитие  технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
 -       воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
-        формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
    Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников.
Задачи обучения
- освоение технологических приемов и формирование знаний и умений выполнения различных технологических операций, в особенности применяемых для бытового назначения;
-овладения учащимися теоретическими и практическими современными, прогрессивными и востребованными технологическими процессами, навыками использования технических средств, ремонтно-бытовых инструментов, электронной аппаратурой;
-умение применять на практике полученные знания.


Общая характеристика учебного предмета
Программа для 8 класса составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе. Основным в учебном предмете является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение.
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- элементы домашней и прикладной экономики;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность.
Базовыми для программы по предмету являются разделы «Семейная экономика», «Технология ведения дома», «Профессиональное самоопределение».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
Характеристика класса
В данном классе учится Тулакова Зарина с ограниченными возможностями здоровья. По индивидуальной программе реабилитации (ИПР) рекомендовано обучение в общеобразовательной школе с использованием обычной программы.

Требования к уровню знаний
знать: использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования  различных источников информации при выборе товаров и услуг, при трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составления резюме при трудоустройстве.
уметь:
( рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
( читать простейшие электрические схемы
( понимать содержание инструкционно - технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
( правильно выбрать продукты для приготовления пищи
( осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
( выполнять основные учебно-производственные операции
( применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
Межпредметные связи
Характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. При проведении расчетных и графических операций необходимы знания по математике; необходимо знать свойства конструкционных материалов (химия); изучение механических свойств конструкционных материалов связана физика; не обойтись без истории и искусства при освоении технологий традиционных промыслов.


Содержание тем учебного предмета
Творческие проекты
Вводное занятие.
Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Объект проектирование. Техническое задание. Банк идей. Клаузура. Презентация. Пояснительная записка. Оценка проекта.
Кулинария
Физиология питания. Первичный инструктаж на рабочем месте. Введение. Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции и отравления. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Блюда из птицы. Виды домашней птицы и их использование. Первичная обработка птицы. Виды тепловой обработки домашней птицы. Блюда из домашней птицы.
Блюда национальной кухни. Приготовление национального блюда из мяса птицы. Последовательность приготовления блюда. Оформление и украшение блюда.
Сервировка стола к обеду.
Подача готовых блюд к столу. Правила пользования столовыми приборами. Оформление готовых блюд и сервировка стола.
Консервирование плодов и ягод. Способы консервирования. Стерилизация плодов и ягод.
Упаковка пищевых продуктов и товаров.
Семейная экономика.
Бюджет семьи. Ресурсы, доходы, расходы. Составляющие семейного бюджета. Коммунальные платежи. Налог. Кредит, ссуда. Страхование. Личный бюджет.
Технология совершения покупок. Потребность. Уровень благосостояния. Потребительская корзина. Сертификация. Гигиеническое заключение. Маркировка, этикетка, вкладыш, штрихкод, товарный знак.
Технология ведения бизнеса. Предпринимательская деятельность. Прибыль, конкуренция. Частное семейное предприятие. Лицензия. Индивидуальное предприятие. Маркетинг. Бизнес – план.
Технология домашнего хозяйства.
Инженерные коммуникации. Отопление. Газоснабжение. Кондиционирование и вентиляция. Информационные коммуникации. Система безопасности жилища.
Водопровод и канализация: типичные неисправности и простейший ремонт. Водопровод. Вентиль, водомеры (водяные счётчики), фильтр, разветвители. Смесители. Канализация. Очистные сооружения, сифон, поплавок.
Современные тенденции развития бытовой техники.
Современные ручные электроинструменты. Электродрель.
Электротехника.
Электрический ток и его использование. Сила тока. Постоянный и переменный ток. Электрическая цепь. Электрический ток, источник питания, электрические провода, потребитель, нагрузка.
Постоянный и переменный ток
Принципиальные и монтажные электрические схемы. Установочная арматура.
Потребители и источники электроэнергии. Параметры потребителей и источников электроэнергии. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Мощность. Максимально допустимая мощность. Устройства защиты электрических цепей. Короткое замыкание. Нагрузки.
Правила безопасности при электротехнических работах на уроках технологии. Правила безопасной работы.
Электрические провода. Электроизоляционные материалы. Соединение электрических проводов.
Монтаж электрической цепи. Правила безопасной работы. Зарядка арматуры, оконцевание проводов, петелька, тычек, скрутка
Электромагниты и их применение. Магнитное поле. Электромагнит. Якорь. Электромагнитное реле. Электрический звонок.
Электроосветительные приборы. Лампа накаливания. Люминесцентное и неоновое освещение. Правила безопасности при работе с электроосветительными приборами.
Бытовые электронагревательные приборы. Электронагревательные элементы. Бытовые электронагревательные приборы, металлы и сплавы, применяемые в эл/приборах
Техника безопасности при работе с бытовые электроприборами. ТБ при работе с бытовыми электроприборами.
Двигатели постоянного тока. Коллекторный двигатель, якорь, статор, ротор, щетки, обмотка возбуждения.
Электроэнергетика будущего.
Творческий проект «Разработка плаката по электробезопасности».
Что изучает радиоэлектроника.
Электромагнитные волны и передача информации. Волновые диапазоны. Радиорелейные линии. Модуляция. Антенна (наружная и внутренняя).
Цифровые приборы. Аналого – цифровой преобразователь, дискретная информация, цифро – аналоговый преобразователь, универсальный носитель информации, компакт – диски, цифровое радиовещание.
Профессиональное самоопределение
Сферы производства и разделение труда. Профессиональная деятельность. Сферы и отрасли современного производства. Основные виды разделения труда.
Технология профессионального выбора. Профессиограмма и психограмма профессии. Зона оптимального выбора профессии (хочу, могу, надо). Ошибки и затруднения при выборе профессии. Алгоритм выбора профессии. Классификация профессий. Отрасли экономики. Схема классификаций по основным признакам. Профессиограмма и психограмма профессии. Профессия – оператор ЭВМ.
Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Самосознание, самооценка. Интересы, склонности, способности. Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А.Климову). Определение уровня самооценки.
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. Мотивы. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность. Профессиональная проба, её роль в профессиональном самоопределении. Пути освоения профессии. Анализ мотивов своего профессионального выбора. Зачётные работы.

Описание учебно-методического комплекса
Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [Н.В. Матяш, А,А. Электов, В.Д. Симоненко и др.]. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана - Граф, 2015.
- Технология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. С.Н. Чистяковой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

























Календарно-тематическое планирование по технологии 8 класса


Тема
Кол.
часов
Дата
проведения




план
факт

1
I четверть. Творческий проект. Вводное занятие
1
06.09


2
Проектирование как сфера профессиональной деятельности
1
13.09


3
Кулинария. Физиология питания.
1
20.09


4
Блюда из птицы. Практическая работа №1.
1
27.09


5
Блюда национальной кухни. Практическая работа №2.
1
04.10


6
Сервировка стола к обеду. Практическая работа №3.
1
11.10


7
Консервирование плодов и ягод.
1
18.10


8
Упаковка пищевых продуктов и товаров.
1
25.10


9
II четверть. Семейная экономика. Бюджет семьи.
1
08.11


10
Технология совершения покупок.
1
15.11


11
Технология ведения бизнеса.
1
22.11


12
Технология домашнего хозяйства. Инженерные коммуникации.
1
29.11


13
Водопровод и канализация: типичные неисправности и простейший ремонт.
1
06.12


14
Современные тенденции развития бытовой техники.
1
13.12


15
Современные ручные электроинструменты.
1
20.12


16
Электротехника. Электрический ток и его использование.
1
27.12


17
Принципиальные и монтажные электрические схемы.
1
17.01


18
Потребители и источники электроэнергии. Правила безопасности при электротехнических работах на уроках технологии.
1
24.01


19
Электрические провода.
1
31.01


20
Монтаж электрической цепи.
1
07.02


21
Электромагниты и их применение.
1
14.02


22
Электроосветительные приборы.
1
21.02


23
Бытовые электронагревательные приборы. Техника безопасности при работе с бытовые электроприборами.
1
28.02


24
Двигатели постоянного тока.
1
07.03


25
Электроэнергетика будущего.
1
14.03


26
Творческий проект «Разработка плаката по электробезопасности».
1
21.03


27
Что изучает радиоэлектроника. Электромагнитные волны и передача информации.
1
04.04


28
Цифровые приборы.
1
11.04


29
IV четверть. Профессиональное самоопределение.
Сферы производства и разделение труда.
1
18.04


30
Технология профессионального выбора.
Профессиограмма и психограмма профессии.
1
25.04


31
Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.
1
02.05


32
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
1
16.05


33
34
Зачётные работы.
2
23.05
30.05



























Лист корректировки рабочей программы по технологии
ФИО учителя Сунчугашевой Е.В.

Тема урока
Дата проведения урока по плану
Причина корректировки
Дата проведения
Подпись зам. директора по УВР/ директора ОУ



















































8кл техн15