Консультация для педагогов на тему: Организация и проведение экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.



"Организация и проведение экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. "
Консультация для воспитателей
center850009088120
Подготовил: Т.И. Катаранова, воспитатель группы №61000000
Подготовил: Т.И. Катаранова, воспитатель группы №6
275331148880352015 г.
002015 г.

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Формировать представления о правильной организации экспериментирования.
Уточнить знания педагогов о наполняемости центра экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Современные психологические и педагогические исследования показали готовность старших дошкольников к экспериментированию. В пяти-семилетнем возрасте в нервно-психическом развитии ребенка происходят важные качественные изменения. Поспешность, нетерпеливость сменяются устойчивым вниманием и интересом. Восприятие становится активным и целенаправленным. Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки (части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта, находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы. (Ю.К. Кабанский, С.Н. Николаева, Н.Ф. Виноградова, Н.Н. Поддьякова идр.)
Проявляют большую самостоятельность и критичность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен помогать ребенку в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства.
Структура детского экспериментирования.Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: 
развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи: 
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования.На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотезаЗадание: выстроить последовательность детского экспериментирования.Следующий слайд с правильным ответом:
Проблемная ситуация.
Целеполагание.
Выдвижение гипотез.
Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура НОД - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
 Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Требования к оформлению и содержанию
центра экспериментирования
Основное оборудование:
приборы – помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, весы (безмен), микроскоп;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и т. д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, кусочки дерева и т. д;
технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора и т.д.;
разные виды бумаги: картон, обычная, копировальная, наждачная и т.д.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;
прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стёкла, соль, сахар, мука, сито, свечи т т.д.
Дополнительное оборудование:
детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Книги познавательного характера, атласы.
Тематические альбомы.
Мини-выставки (тематика различна, например"Часы бывают разные:», «Изделия из камня").
Материал, находящийся в центре экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Можно разместить мини- стенд «О чем хочу узнать завтра», который будет выполнять роль стимулирующего компонента.
Данный пункт разработан на основе статьи Г.П.Тугушевой, А.Е.Чистяковой «Игра- экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста» // «дошкольная педагогика», 2001. – С.34 -35.19 5.
Заключение.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры.
Литература для подготовки консультации:1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Е.А. Мартынова, И.М Сучкова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, 20133. Л.В. Рыжова Методика детского экспериментирования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20144. http://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu.html http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac145.htmВ помощь воспитателю:
ПАМЯТКАПримерная структура НОД - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
 Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
 
Методические советы, предостерегающие от ошибок.
1. Большинство экспериментов носит созерцательный характер, что не способствует развитию инициативы детей, снижает образовательную и воспитательную ценность опытов. Следовательно, необходимо предоставлять возможность ребенку самостоятельно действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними.
2. Педагогам называть не только объекты и их отдельные части, но и давать биологическую и экологическую характеристику, вскрывать сущность реакции организма со средой, показать положительное и отрицательное влияние человека на природу.
3. Следить, чтобы эксперименты получали логическое завершение.
4. Результаты экспериментов использовать на последующих занятиях. Это соответствует принципу системности и последовательности обучения при ознакомлении с природой.
5. Педагогу не сообщать выводы в готовом виде, привлекать детей к их формулированию.
6. Развивать связи экспериментирования с другими видами деятельности – рисованием, лепкой, развитием элементарных математических представлений, развитием речи, трудом и т.д.
7. Следить за тем, чтобы анализ результатов опытов не подменялся анализом поведения детей и их отношения к работе.
8. Как и при игре, не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.
9. В процессе детского экспериментирования не следует жестоко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия.
10. Дети не могут работать, не разговаривая. Когда в процессе становления психики ребенка наглядно- образное мышление начинает заменяться словесно- логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. При организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.
11. Нужно учитывать право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.