Конспект совместной деятельности познавательного цикла по валеологии с использованием арт-технологии для детей старшего дошкольного возраста
Конспект совместной деятельности познавательного цикла
по валеологии с использованием арт-технологии
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Детям про организм человека и его здоровье»
Цель:
уточнить и расширить знания детей об организме, его строении; формировать представление о себе как о человеке, закрепить понятие «внешние органы», «внутренние органы», «здоровье человека», развивать умение соотносить свои движения со словами; расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;
активизировать словарь детей словами, обозначающими человека, организм, название органов; побуждать детей к высказыванию; закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений; закреплять навыки общения детей друг с другом, с взрослыми;
воспитывать бережное отношение к себе, своему организму, чувство гордости, что «я – человек», вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.
Методические приемы: беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, заучивание, чтение, побуждение к ответам, поощрение.
Материалы и оборудование: схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними органами, карточки – внутренние органы человека, губная помада, листы бумаги, увеличительное стекло, картон, нитки, геометрические фигуры, картинка «Скелет человека», темный костюм, вырезанные с бумаги основные кости, зеркала на каждого ребенка, краски.
Предварительная работа: рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок поискового смысла; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр, серия занятий валеологического содержания
Ход деятельности.
Приветствие, вступительная беседа, (воспитатель приглашает ребят стать в круг)
Педагог: - ребята, знаете ли вы, что валеология – этот термин происходит от латинского слова «валео» - быть здоровым, от греческого – учение, то есть это наука о воспитании бережного отношения к своему здоровью.
- Что такое здоровье? Это красота, сила и ум, самое большое богатство, это то, что нужно беречь. Даже при встрече люди желают друг другу здоровья.
- Как люди здороваются? Что желают друг другу? (здравствуйте, доброго здоровья, здоровья вам, всего доброго и т.д.)
- Ребята, у нас сегодня гости! Поздоровайтесь с душой и сердцем. - А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: “Здравствуйте!”, «Здоровья желаем».
- Уважаемые наши гости, вместе с ребятами мы рады видеть вас в нашем детском саду, мы всегда рады гостям.
- ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в необычную страну, которая называется «Человек». Каждый человек неповторим по своему характеру, внешности, но все люди одинаковые по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешние и внутренние органы. Только при этом они отличаются между собой. Кто-то всегда бодр и здоров, кто-то часто болеет, одни веселы, другие грустят или чем-то недовольны.
- Почему так бывает?
- Сегодня мы узнаем о том, что каждый человек – это волшебник, который может и умеет, а если кто-то не умеет, то обязательно научится делать много разных и хороших дел.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь, и Даше, и Андрею, Косте.
- А как можно назвать Олю? Кто она? (Человек)
- А Андрей кто? Тоже человек. Ярослав тоже человек
- Как можно назвать нас всех вместе? Кто мы?
- Все вместе мы люди. Когда один – называют человек, когда много – люди.
Воспитатель показывает картинки, дети рассматривают, закрепляют понятия «человек», «люди».
Беседа на основе собственного опыта
Воспитатель: девочки и мальчики, дети и взрослые – это все люди. Наши тела устроены по одинаковому принципу, хотя при этом они отличаются между собой (по цвету волос, глаз, коже, а так же по форме и размеру). Все тела состоят из одинаковых частей.
- Из каких частей состоит наше тело? (голова, туловище, шея, две руки, две ноги)
- Все части тела выполняют разные функции. Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить. Если вам будет тяжело сразу ответить, попробуйте выполнить разные движения соответствующими частями.
Вопросы:
- Что делают ноги? (ноги стоят, ходят, бегают, приседают, прыгают)
Попробуйте выполнить эти движения без помощи ног.
- Когда нам нужны руки? (когда хочется что-нибудь взять, к чему-нибудь прикоснуться, погладить, потрогать) Попробуйте что-нибудь выполнить без рук.
- Почему движется наша голова? (потому что шея, на которой держится голова, подвижна, благодаря шее, голова может наклоняться, поворачиваться)
- Какая часть тела самая подвижная? (туловище сгибается, разгибается, поворачивается)
- Для чего нам нужны волосы? (волосы защищают голову от солнца, ветра, холода)
- Посмотрите на свое тело. Чем оно покрыто? (кожей). Как вы думаете, для чего она? (кожа защищает органы, которые находятся внутри нас)
- Для чего нам глаза? Закройте глаза и посмотрите, что вы видите? Что находится в руках воспитателя? Какого цвета небо? (сделать это невозможно)
- Для чего нам уши? Закройте уши и попробуйте услышать, что говорит воспитатель? (сделать это очень трудно)
- Для чего нам нос? Попробуйте дышать, закрыв нос
Вывод: каждый орган важный, нужный и выполняет определенную функцию.
Практическо-игровое задание:
«Отпечатки пальцев»
Воспитатель: мы уже говорили, что тела людей имеют одинаковое строение, но все люди разные. Хотите в этом убедиться?
- Сейчас мы с вами нанесем тонкий слой помады на кончики пальцев и прижмем пальчик к листу бумаги.
- Сравните отпечатки пальцев своего соседа и свои, обратите внимание, похожи ли они, чем отличаются друг от друга?
Игра «Что? Как? Почему?»
Воспитатель: кроме внутренних органов, у людей есть еще и внутренние органы.
- Кто-нибудь знает, как они называются?
- Они находятся внутри. Почему? (их не видно, но можно ощутить)
Давайте пробежим по кругу (попрыгаем на месте). А теперь остановимся, положим руку на грудную клетку слева возле сердца.
- Где находится сердце?
- Слышите пульсирование? Сейчас мы слышим, как работает наше сердце.
Тук, тук, тук стучит сердечко, точно также как мотор.
Если так стучит сердечко, значит, человек здоров.
- А теперь поиграем в игру. Я буду показывать картинки с изображением внутренних органов, а вы задавайте вопросы, используя слова Что? Где? Почему? Как? Какой? Можно ли? Зачем?
Моделирование человека (проводится по подгруппам)
Воспитатель: мы с вами говорили о строении человека. Сейчас я предлагаю вам сделать модель человека. Для этого нам необходимо разбиться на команды. Одна команда выполняет задание при помощи ниток, другая – геометрических фигур.
Воспитатель: мы с вами рассмотрели органы, которые находятся внутри нас. А еще под кожей находятся мышцы и кости, которые связаны между собой. Дотроньтесь до своей руки.
- Что вы чувствуете? (что-то мягкое, напряженное, твердое).
- Мягкое и напряженное – это мышцы, а твердое – это кости. Мышцы приводят в движение большую часть тела. Они работают, когда мы открываем и закрываем рот, сгибаем или разгибаем руки, улыбаемся, кушаемМышцы становятся крепкими, когда мы занимаемся зарядкой, спортом. Вы все видели, какие мышцы у Виталия Кличко?
- А для чего нам нужны кости? (они придают форму тела, поддерживают его, защищают внутренние органы) - А для чего нам нужны кости?ядкой, спортом.ем руки, альцевюди разные. момет находится в руках воспитателя). В нашем теле более 200 костей.
- Сейчас Костя продемонстрирует костюм, который мы с вами выполняли на предыдущем занятии. Мы с вами поиграем в игру.
Игра «Скелет, который движется»
Воспитатель: я буду говорить вам, что делать, а вы выполняйте:
- Поднимите правую руку вверх.
- Отведите левую руку в сторону.
- Наклонитесь влево, станьте прямо.
- Опустите обе руки.
- Согните правое колено, опустите ногу.
- Поднимите левую ногу вперед, опустите.
- Наклонитесь вперед.
Воспитатель: вы видите, как бы мы не двигались, наши кости остаются целые и ровные. А теперь представьте, что одна из костей переломалась. (Воспитатель разрывает бумагу на одной из кистей рук, потом на одной ноге, ребре). Так иногда случается при падении, при сильных ударах. Как вы думаете, что может произойти? (будет больно, эти части тела не смогут двигаться, могут повредиться внутренние органы)
- Как вы думаете, что надо делать, чтобы кости не ломались? (быть аккуратным, не толкаться, укреплять их, кушать необходимые продукты, витамины, беречь здоровье)
Словесная игра «Я начну, а ты продолжи»
Воспитатель: мы много говорили о нашем организме, органах, здоровье.
- А как вы думаете, какого человека можно назвать здоровым?
- Как по вашему, здоровые люди ведут здоровый образ жизни?
- Я начну предложение, а вы постарайтесь его закончить:
1. Здоровый человек это -
2. Мое здоровье – это
3. Иногда я болею, потому что
4. Когда у человека что-то болит, то он
5. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется
Воспитатель: - делать зарядку.
Игра «Человечки»
Воспитатель: каждый день по утра делаем зарядку, очень нравится все нам делать по порядку.
Показ движений по изображениям на карточках.
Игра «Витаминный мешочек» (узнай на ощупь)
Ребенок определяет на ощупь предмет (овощ, фрукт), называет его, достает и вместе с воспитателем рассказывает:
Чтобы быть всегда здоровым, надо многое узнать:
И как правильно питаться, витамины получать.
Бананы, зерна злаков, печень – тебе советую все есть,
И в хлебе грубого помола есть ценный витамин В6.
Все виды масел так полезны, и я советую тебе:
Употребляй почаще в пищу продукты с витамином Е.
Петрушка с щавелем полезна – известно вам, как дважды два.
В рябине, луке, облепихе есть витамины группы А.
Рыба, яйца, мясо свинки содержат очень много цинка.
В черной смородине, шиповнике, лимоне полно С витамина.
Полезен он, ребята, всем от ОРЗ и ГРИППА.
Психологический этюд «Зеркало души»
Воспитатель: ребята! Когда бывает хорошее настроение?
- Вспомните слова знакомой детской песенки:
От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!
- Возьмите каждый зеркало, посмотрите в него на себя: какое у вас лицо, какие глаза, улыбка, настроение – все то, что относится к внешнему виду. Давайте нарисуем свое замечательное настроение. Будем смотреть в зеркало и улыбаться, а значит укреплять свое здоровье.
Рисование на зеркале красками, воском.
Итог деятельности:
- Что нового мы сегодня узнали?
- Что такое здоровье?
- Из чего состоит наше тело?
- Какие органы внутренние? Внешние?
- Для чего нужны витамины?
- Что помогает сохранить хорошее настроение?
Пословица гласит: «Чай здоровье прибавляет и людей сближает»
На этом мы прощаемся, говорим всем : «До свидания»
Здоровья вам виноградного,
Настроения шоколадного,
Радости клубничной,
А улыбки – земляничной!
15