Методическая разработка на тему Укрепление физического и психического здоровья на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста


Методическая разработка
«Укрепление
физического и психического здоровья
на музыкальных занятиях
с детьми дошкольного возраста»
Составитель:
преподаватель Панина Татьяна Алексеевна
2017
I. Введение.Известный психолог Л.С.Выготский считал, что искусство «уравновешивает» человека с окружающим миром в самые критические и ответственные моменты его жизни.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру переживаний, настроений. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональных и познавательных сторон личности человека. По словам Аристотеля, «музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования». «Дело искусства – сохранять душу», - говорил Валентин Распутин.
Музыка вызывает положительные эмоции, оказывает благотворное влияние на умственное развитие детей, пробуждает в человеке воображение, фантазию, творческие и физические силы.
Она воздействует на детей самого раннего возраста. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: хорошая и радостная музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на психическое и физическое развитие ребенка. Уже в 8-9 месяцев, едва научившись стоять, ребенок точно реагирует на звучание ритмической музыка – переступает ножками, старается подпрыгнуть.
II. Необходимость в систематическом музыкальном воспитании детей с раннего возраста.
Нет сомнения в необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста. Именно период «первого детства» является наиболее благоприятным для развития внимания, для укрепления психического и физического здоровья.
а) Слушание музыки.
За годы работы с детьми трех-пятилетнего возраста я сделала кое-какие наблюдения. В сентябре, когда занятия только начинаются, ребята не могут определить характер прослушанной музыки. С каждым уроком они ориентируются все лучше и лучше. Наблюдаю, как преображаются их лица. Когда звучит лирическая мелодия, многие становятся задумчивыми. Особенно детям нравится радостная музыка: они улыбаются, смеются, хлопают в ладоши.
б) Положительно воздействует на здоровье детей ансамблевое пение. В нем соединены такие средства воздействия на человека, как слово и музыка. С их помощью у детей развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость в отношениях между людьми.
На многолетнем опыте убеждена, что пение положительно влияет на физическое развитие ребенка. Не секрет: что пение есть результат движения, работы различных групп мышц. При этом улучшается функционирование не только голосового аппарата, легких, но и всего организма.
Наконец, пение способствует решению таких педагогических задач, как исправление дефектов развития внимания, восприятия, речи, слуха, координации голоса и движения.
в) Музыкально-ритмическая деятельность детей.
На занятиях «Ритмикой» музыка и движение тесно переплетаются. Музыкально-ритмическая деятельность развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, а также укрепляет их физическое здоровье. При выполнении танцевальных движений корректируются дефекты двигательного аппарата и корпуса детей (исправление недостатков походки, сутулости, наклона головы, привычки ставить стопы носками внутрь во время ходьбы и поднимать плечи), создаются условия для постановки правильной походки, формируется навык хорошей осанки, развивается эластичность связок и сила мышц, координация движений.
Как видно из сказанного выше, значение музыкальных занятий в укреплении физического и психического здоровья детей огромно. Для того, чтобы проследить развитие каждого ребенка и корректировать свою работу, я пользуюсь диагностикой.
II. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку.
Критерии оценки уровня музыкального и психомоторного развития
1) Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом.
Например:
Оценка музыкального и психомоторного развития детей подготовительной группы. 5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение в ответ на звучание каждой части музыкального произведения, 4-2 балла – в движении выражается общий характер музыки, начало и конец музыкального произведения не всегда совпадает с движениями, 0-1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
2) Эмоциональность – выразительность мимики, умение передавать в позе, жестах разнообразие чувств, исходя из музыки, а также умение выразить чувства в слове.
3) Когда я предлагаю детям на занятиях встать врассыпную, то по тому, какое место ребенок занял, можно выяснить проявление ли это экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно занимает место поближе к педагогу, чтобы его было видно, - то, скорее всего, он экстраверт. И, наоборот, если ребенок постоянно старается спрятаться за спину других, то его можно отнести к интровертам. По этому поведению можно судить о внутреннем мире ребенка (его благополучии или наличии тревожности).
4) К творческим проявлениям относится умение импровизировать под музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные «музыкальные зарисовки».
5) Внимание оценивается способностью не отвлекаться от музыки и процесса движения.
6) Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти – музыкальная, двигательная, зрительная. Например, на занятиях в «Шумовом оркестре» необходимы 6-8 повторений композиции вместе с педагогом, чтобы запомнить ритмическую последовательность.
7) Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Нередко дети запаздывают, задерживаются, медлительны в движении, т.е. бывает заторможенность. Реже мною наблюдались ускорение движений, перескакивание, торопливость, что говорит о повышенной возбудимости.
8) Гибкость, пластичность – это мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, позволяющие исполнять несложные танцевальные движения.
9) Координация, ловкость движений говорит о правильном сочетании рук и ног при ходьбе, беге, в танце.
III.Заключение.Фундамент музыкальной культуры должен быть заложен уже в детском саду, потому что здесь ребенок осваивает то, чем заниматься в школе уже поздно. Возраст от 2-х, 3-х до семи лет намного важнее для развития музыкальности, физического и психического здоровья, чем последующий период. То, что в этом возрасте упущено, позднее исправить нельзя.
Методическая литература:
1. Арсеньевская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2011.
2. Васильева М.А. Гербовая В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2011.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., «Сфера», 2008.
4. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" М., ТЦ "Сфера", 2008.
5. Тютюнникова Т.Э. Речевые игры. «Дошкольное воспитание», №9. М., 1998.