Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста в процессе коррекционно-логопедической работы.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста в процессе коррекционно-логопедической работы.
Подготовил: учитель-логопед первой квалификационной категории Самойлова Е.А.
Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся; приоритет жизни и здоровья человека закреплены в законе «Об образовании». В главе I, статье 2, пункте 1 закреплены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В главе V, статье 51, пункте 1 закреплено создание образовательным учреждением условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно.
Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя, связного высказывания – это цель логопедической работы.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становление навыков поведения, основ личностной культуры.
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения и укрепления здоровья детей.
Виды технологий применяемых на коррекционных логопедических занятиях по сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика, которая сопровождается веселыми рифмовками. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова). На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
3. Дыхательные упражнения. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинён внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
4. Физминутки – это:
снятие усталости и напряжения;
внесение эмоционального заряда;
совершенствование общей моторики.
5.Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
6. Гимнастика для глаз является профилактикой нарушений зрения, позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика.
7.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
8.Ароматерапия применяется для борьбы с утомляемостью и профилактики респираторных заболеваний.
Лавандовое масло – увеличивает работоспособность, помогает справиться с состоянием тревоги, стрессом и депрессией.
Эвкалиптовое масло – способствует оживлению умственной деятельности, укрепляет иммунитет, профилактика простудных заболеваний.
Кедровое масло – антисептическое, успокаивающее, тонизирующее средство, укрепляет иммунитет.
Апельсиновое масло – укрепляет нервную систему.
Гераниевое масло – помогает снимать стресс и состояние тревоги.
Розмариновое масло – улучшает память.
Создание благоприятного психологического климата в ходе коррекционных логопедических занятий позволяет повысить их эффективность.
Комплексное использование приемов по сохранению и укреплению здоровья в коррекционном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой и повысить работоспособность, повысить эффективность логопедической работы, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Таким образом, учитель-логопед обеспечивает оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия, а безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии.
Литература
Белякова Л.И.,Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. «Методика развития речевого дыхания». – М., «Книголюб» 2005
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». – М., «ВАКО» 2004
Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников». – М.,Творческий центр «Сфера» 2002
Цвынтарный В.В «Играем пальчиками и развиваем речь». – Спб., «Лань» 1997