НОД ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО — ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №4 «Детский сад «Росинка» комбинированного вида»
Конспект занятия в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи Тема: «Его величество - электричество».
Воспитатель: В.В.РомашковаКонспект занятия в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи Тема: «Его величество - электричество».
Цель: Обобщить знания детей о бытовых приборах и электричестве.
Образовательные задачи:
1.Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», «электроприборы», с причиной проявления статического электричества;
2. Уточнить и расширить знания о бытовых электроприборах;
3. Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку.
4.Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами в быту.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать в детях чувство осторожности при обращении с электроприборами.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
4. Вызывать радость открытий, полученных из опытов,
5.Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие задачи:
1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Предварительная работа:
Игра «Ток бежит по проводам», рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, беседы, заучивание стихотворений об электричестве.
Индивидуально – дифференцированный подход:
Отгадки на загадки! Чтение стихотворения «Электричество». Индивидуальные ответы на вопросы.
Материал: верёвка с узелками, карточки с изображением электроприборов, иллюстрации из серии «Уроки безопасности», сюжетные иллюстрации, тарелочки с бумагой и расчёски, бумажные бабочки, пластиковые палочки по количеству детей, воздушные шары, кусок электрического провода.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу, берутся за руки, улыбаются друг другу. Ритуал: «Солнечные лучики»
Воспитатель: Чтобы было веселее, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся!
Воспитатель: «К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество. Это электричество.»- Ребята, сегодня мы поговорим с вами об электричестве. Кто из вас знает, что это такое - электричество? (ответы детей)
-А как оно попадает к нам в дом? (ответы детей)Электричество рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Электричеству приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам, приходя в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам оно и попадает в розетки. (воспитатель показывает кусок провода)
- Так где рождается электричество? (на электростанциях)
-Как попадает к нам в дом электричество? (по проводам)
- Для чего нужен электрический ток? (ответы детей).
- Как называются приборы, что работают от электричества? (электроприборы).
На ковре лежит обруч, внутри обруча картинки( электроприборы). Дети берут картинки, садятся на стульчики и по очереди рассказывают.(3-4 ребёнка)
Воспитатель: Теперь вы не дети, а электроприборы. Поиграем в игру. с/и : « Я докажу, что я - самый главный.» ( правила игры: по очереди дети доказывают, что его электроприбор самый нужный, без него люди не могут обойтись в повседневной жизни, а значит он - самый главный.) Ответы детей…..
Воспитатель: Это хорошо, что у нас есть такие хорошие помощники-электроприборы, которые работают при помощи электричества. Много, много лет назад таких электроприборов не было. Люди обходились простыми предметами. Постарайтесь найти предмет, который заменил современный электрический прибор.
Д./ игра «Найди пару».
Воспитатель: Как называется предмет, который ты выбрал? Почему ты выбрал этот предмет? Назовите остальные пары, которые мы не называли. (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!
Физкульт минутка «Ток бежит по проводам».
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на верёвке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиры нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс!
Выходит Карлсон с перебинтованной рукой, охает и ахает.
Карлсон: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель:Здравствуй, Карлсон. А что с тобой случилось?
Карлсон: Что, что? Вы же знаете, что я очень люблю пошалить. Так вот, со мной столько всего случилось: во-первых, я катался на люстре, а она оборвалась. И меня чуть током не ударило, когда я хотел спуститься на проводе. Во-вторых, я очень люблю пить чай с малиновым вареньем, поставил чайник и забыл про него. А он кипел, кипел, и весь выкипел и чуть не начался пожар. В-третьих, я обжегся об утюг. И еще много чего со мной приключилось.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, хорошие поступки совершал Карлсон?(ответы детей). А ты знаешь, Карлсон, у нас ребята никогда так не поступают . Они хорошо знают правила пользования электроприборами и всегда их выполняют.
Карлсон: Да ладно, прямо-таки все знают, и все выполняют…Воспитатель:
А давай проверим?
Дети ведут Карлсона к сюжетным картинкам и рассказывают ему правила обращения с электроприборами.
-Помни! Никогда не дотрагивайся до включенных электроприборов мокрыми руками. Вода пропускает через себя ток!Тебя может ударить электрическим током. (рассматривание иллюстрации)
- Не пользуйся водой вблизи включенных электроприборов (не поливай цветы, висящие над телевизором или другими электроприборами) .(рассматривание иллюстрации)
- Не пользуйся самостоятельно розеткой, проси взрослых включить или выключить.
- Смертельно опасно подходить к любым провисшим или оборванным проводам!
-Нельзя играть вблизи объектов энергетики и даже приближаться к ним крайне ОПАСНО!- О том, что может случиться, расскажут нам ребята.
Стихотворение М. Монаковой “Розетки мне не интересны!”
1 ребёнок
В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле-еле,
Прыгнуть в сторону успели.
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал:
2 ребёнок .“В розетке – ток,
Вам розетку эту я
Трогать не советую,
Утюги и провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударить может вдруг!”
Воспитатель: Ну, что Карлсон, убедился, что наши дети знают правила пользования электроприборами?
Карлсон:
Да, ребята, вы молодцы. Ну и я тоже буду теперь выполнять правила безопасности.
-Ребята, а есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество. Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране. Хотите, научу вас делать фокусы?
Девочки подойдите к первому столу, а мальчики – ко второму.
На столах лежат тарелочки с кусочками бумаги и расчёски по количеству детей. Карлсон расчесал свои волосы и приложил расчёску к кусочкам бумаги. Что случилось? Почему бумажки прилипли к расчёскам? Ответы детей…
Вывод: расчёски стали электрическими и бумага прилипла к ним. В волосах «живёт» электричество! (затем дети выполняют те же действия).
2. На столе пластмассовые палочки и бумажные бабочки. Что вы видите? (бабочки лежат спокойно).
Карлсон: А вы знаете, что в ваших шарфиках тоже «живёт» электричество!? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
Вывод: Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись.
Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочком шарфика).
3. На стене висит воздушный шар. Карлсон предлагает детям повесить на стену шарики. (Дети пытаются повесить их на стену и, если у них не получается, то….Карлсон: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей). Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Что сделалось с шариком? (Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке).
Вывод: Шарики стали электрическими и притянулись к стене.
Карлсон:Нам пора возвращаться. Посчитаем до 10 и в обратном порядке. Вот мы и вернулись в группу. О чём сегодня говорили? Для чего нужно электричество? Я дарю вам эти шарики в подарок от меня, до новых встреч!