Методическая разработка урока физики «Его величество — вседействующее электричество»
ОБЛАСТНОЕ государственное АВТОНОМНОЕ
образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Старооскольский АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ техникум»
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО –
ВСЕДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
( методическая РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ)
Выполнила:
преподаватель физики
Чеканова З. Н.
Старый Оскол
2013
Пояснительная записка
Все мы знаем, что с электричеством нужно обращаться осторожно. Однако в повседневной жизни, в уютной домашней обстановке мы, порой, забываем, что электричество из надежного друга может легко превратиться в смертельного врага, особенно если мы не следуем правилам электробезопасности. Известно, что в среднем электротравмы составляют 3% от общего числа травм, 1213% смертельные электротравмы от общего числа смертельных случаев. Это много, если учитывать высокий уровень травматизма в стране. Принято исчислять электротравматизм в расчёте на 1 млн. жителей. В России этот показатель составляет 8,8 смертельных электротравм на 1 млн. жителей страны в год (в передовых промышленно развитых странах не более 3). Электртравмы в быту составляют около 40% от общего числа электротравм. Удивительно, что причины большинства несчастных случаев с электричеством в быту и на производстве остаются практически неизменными - это нарушение (или незнание) правил эксплуатации приборов, неосторожность и невнимательность при обращении с электричеством
Вот почему уроки физики, посвященные вопросам электробезопасности, обязательны и актуальны для учащихся любой профессии. Вопросы и задачи, решаемые и рассматриваемые на таких уроках, помогут избежать и предотвратить нежелательные, а, иногда, и трагические последствия нашей неосмотрительности.
На уроке деятельностного обучения, управляя учебной деятельностью учащихся, преподаватель широко пользуется методами компетентностного подхода, стимулирования, оперативного контроля. Готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, обеспечивает мотивацию обучения, видении е связи изучаемой дисциплины с жизнью и выбранной профессией. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Кроме того, на таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, проблемным методам. Преподаватель на уроке оказывает помощь, поддержку учащимся и вносит коррективы в их деятельность. При выборе формулировки темы урока важно помнить, что она не должна содержать ответа на вопрос – чем мы будем заниматься на уроке, а только задавать рамки деятельности на уроке. ИКТ стремительно входят в практику, но необходимо сочетать применение современных технических средств с другими средствами обучения.
Уроки деятельностного обучения позволяют формировать информационные компетенции, коммуникативные, проблемные. В результате наблюдается положительная динамика роста обученности учащихся:
Iкурс – уровень обученности 50,1%
II курс – уровень обученности 64,
ПЛАН УРОКА:
Тема урока: «Его величество - вседействующее электричество»
Класс: группа АМ-2 (автомеханики), 2курс.
Цели урока:
1) знакомить учащихся с основными причинами поражения электрическим током и способами защиты.
2) способствовать формированию коммуникативных, предметных, проблемных компетенций.
3)воспитывать чувства заинтересованности к изучаемой теме, формировать у учащихся стремление заботы о своём здоровье.
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Методы урока: деятельностное обучение, демонстрационный, поисковый, проблемный.
Структура урока:
организация начала урока;
вступительное слово преподавателя;
постановка цели урока;
ознакомление с основополагающим материалом;
повторение учащимися знаний, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
упражнения в применении знаний и умений в измененных ситуациях;
итог урока и упражнения творческого характера;
Материально – техническое оснащение урока:
мультимедийный проектор;
презентация к уроку;
электроплитка с открытой спиралью;
реостаты; выключатель;
предохранитель автомобильный (0,2А), гальванический элемент (1,5В);
амперметры постоянного тока (1А);
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступление. Сегодня на уроке физики мы будем говорить об электробезопасности и вот почему:
электрическая энергия, электричество встречаются во всех областях деятельности человека;
электрическая энергия легко преобразуется в другие виды энергии: механическую, тепловую, химическую;
электрическую энергию можно передавать практически на любые расстояния;
электрическую энергию удобно дробить на любые частички в электрических цепях;
процессы получения, передачи и использования электроэнергии легко поддаются автоматизации;
допускается простое управление (нажатие кнопки, выключателя и т.д.);
Да и вообще без электричества невозможна нормальная жизнь современного человека. Но ток невидим, а его действие мгновенно. И если не соблюдать определенные меры предосторожности, то человек может пострадать от действия электрического тока. Каждый год от поражения электрическим током гибнет до 30 тысяч человек.
Опасность поражения электрическим током специфична, поскольку наличие напряжения не может быть обнаружено на расстоянии без специальных приборов. (приложение 1)
(слайд 1)
Эпиграф к уроку:
Чтобы в твой дом не вошла беда,
С электричеством будь осторожным всегда
(слайд 2)
Итак, тема урока:
«Его величество - вседействующее электричество»
(слайд 3)
Цели урока:
познакомиться с вопросами действия тока на организм человека, способами защиты от поражения током и опираясь на знания, полученные на уроках физики и спецпредметов попытаться решить расчетные задачи и задачи, связанные с возникновением нестандартных ситуаций.
Вопросы, которые подготовили учащиеся группы: (слайд 4)
Действия тока на организм человека.
Электрическое сопротивление человека.
Основные причины поражения электрическим током и способы защиты.
Шаговое напряжение.
Молния. Статическое электричество.
III. Актуализация знаний.
(слайды 5-20 )
Выступления учащихся.
Вопросы для повторения:
Что называют электрическим током?
Какие действия оказывает ток, проходя по цепи?
Законы Ома.
От чего зависит сопротивление проводника?
Виды соединения проводников.
Работа тока.
Мощность электрического тока.
Закон Джоуля – Ленца
Что такое короткое замыкание?
IV. Проверочные упражнения.
(слайды 21 – 49)
ЗАДАЧИ:
Почему? В каком случае? Как?
Семь заповедей:
Прежде чем включить незнакомый электроприбор, ознакомься с его инструкцией.
Не включай и не выключай электроприборы мокрыми руками.
Не пытайся починить прибор, если он включен в розетку.
Не пользуйся электроприборами, когда сидишь в воде.
5. Не включай в одну розетку много электроприборов.
6. Никогда не трогай на улице «незнакомые» провода.
7. Не стой во время грозы под высоким деревом
V. Итог урока.
Составить памятку, продолжив имеющиеся предложения.
Памятка на тему «Жизненные ситуации» (приложение 2 )
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. В.А. Девисилов «Охрана труда» М, Форум – Инфра – М, 2008 г, 440с.
2. А.А.Федорченко, Ю.С.Синдеев «Электротехника с основами
электроники» М, Издательско – торговая корпорация «Дашков и К0», 2006 г, 410с.
3. А.С. Филетов, С.М. Гимейн «Справочник по технике безопасности в вопросах и ответах» М, Россельхозиздат, 1983 г, 303с.
4. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах
средней школы, т.2 под редакцией А.А. Покровского
Просвещение, 1972 г, 445с.
5. А.В. Аганов, Р.К.Сафиулин, А.И.Скворцов, Д.А.Таюрский
«Физика вокруг нас» М, «Дом педагогики», 1980 г, 331с.
6. Ф.И. Кочуров «Сборник задач и упражнений по физике» М,
«Высшая школа», 1980 г, 167с.
7.Г.Х. Нигматулина «Повторение темы «Электрические явления»
Журнал «Физика в школе» №8, 2008г, 64с
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Презентация к уроку)
Приложение 2
Памятка на тему «Жизненные ситуации»
(продолжить предложение)
-Когда вы моете холодильник, или другие бытовые электроприборы
______________________________________________________________________________________________________________________________
-включенные электроприборы в ванной.___________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
-ремонтировать вилки электроприборов с помощью изоленты.________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
-браться за утюг мокрыми руками, стоя босиком на полу_____________
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
-наливая воду в емкость отпаривателя утюга________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-включать в розетку несколько вилок.______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-сворачивая удлинитель._________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-накручивая шнур вокруг горячего утюга.__________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-временно соединяя провода._____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-опасная территория во время грозы_______________________________
-провод, лежащий на земле_______________________________________
13PAGE 15
13PAGE 14615
Презентация к уроку.ppt