Планирование НОД по освоению грамоты детей в старшем дошкольном возрасте


Планирование НОД по освоению грамоты детей в старшем дошкольном возрасте.
Цель.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами грамоты.
Задачи.
Формирование у детей звуковой стороны речи.
Познакомить с печатными буквами русского алфавита.
Развивать элементарные графические умения.
месяц Неделя Планирование НОД по освоению грамоты
сентябрь 1. 1.Игра «Назови слова» весёлые, грустные, живые, смешные, колючие, холодные, тёплые.2.Работа по «Аквариуму»: кто, сколько знает растений, рыб, цифр.
3.Игры с волчками в парах с приговором «Кручу, верчу, другу передаю»
4. Ручное конструирование из медиаторов, воплощение своих замыслов.
2. 1.Игра «Угадай, что я поймала?» (умение задавать вопросы)
2.Знакомство с настольной подставкой (доской) рисование мелом и использование мокрого карандаша для стирания.
3.Работа по «Аквариуму» игра «Заплатка» (чего не стало и беседа по закрытому предмету)
4.Графический диктант (простым карандашом на бумаге). «Ёж» ёж под ёлочку идёт, там грибок уже растёт.
3. 1.Социо - игра «Тайна».
2.Разговор о гласных и согласных буквах их расположение в «Аквариуме».
3.Пропевание гласных звуков на мотив детской песенки.
4.Сказка про медиатор. Составление продолжение сказки с детьми.
4. 1.Игра в кругу «Сколько нас?».
2. Рассказ о том, что видишь на «Аквариуме», уточнять расположение жителей «Аквариума»
3.Работа с волчками по цепочке.
4.Графический диктант. Рисование « дождика» - коротких линий, косых или вертикальных под приговаривание «кап, кап», можно задавать разный темп «дождя» (редкий/крупный дождь).
октябрь 1. 1.Социо – игра «Руки – ноги».
2.Город Аквариум путешествие на Красную улицу. Пропевание гласных звуков по цифрам. Игра «Дирижёр».
3. Произнесение скороговорок и считалки.
4.Придумать рисунок из «листиков» (работа с медиатором).
2. 1.Социо – игра «Говорящий стул».
2. Работа по «Аквариуму». Игра «На кого похоже?» (живое).
3.Работа на досках рисование горизонтальных полос с приговором «Веду, веду стоп».
4.Запуск волчка правой, левой рукой.
3. 1.Игровое упражнение «Найди глазами».
2.Работа по «Аквариуму». Найти разное, одинаковое.
3.Рисование вертикальных полос
4.Игра - упражнение « Живой волчок» (в роли волчка – ребёнок).
4. 1.Социо – игра «Тайна» (слово осень).
2.Работа по «Аквариуму». Ориентировка по пособию в командах.
3.Дорисовка с помощью медиатора.
4.Проговаривание стихов по словам. Работа в парах с мячом.
ноябрь 1. 1.Социо – игра « Человек к человеку».
2.Путешествие на Зелёную улицу города Аквариума. Кто живёт за большой водорослей? Номера домов.
3. Работа на досках. Росчерк «Волна» с приговором « Море волнуется раз, море волнуется два».
4.Проговаривание в парах потешек с хлопками.
2. 1.Социо – игра «Послушаем за дверью, окном».
2.Игра « Кто запомнит больше предметов на «Аквариуме» и назовёт их».
3.Работа на досках. Рисование вертикальных полос с приговором « Сверху вниз бегу, бегу».
4.Запуск волчка на различной поверхности (опыты, выводы).
3. 1.Социо – игра «Разведчики».
2.Работа по «Аквариуму» нахождение первой буквы своего имени детьми.
3.Работа на досках рисование ритмизованных узоров и их стирание.
4.Рассказывание скороговорок, повернувшись, лицом друг к другу (в парах, четвёрках)
4. 1.Социо – игра «встань по пальцам».
2.Работа по «Аквариуму» в командах составление рассказов о жителях.
3.Проговаривание скороговорки в разных темпах.
4. Упражнение «Запуск волчка от себя, к себе» (выводы).
декабрь 1. 1.Социо – игра «Говорящий стул».
2. Путешествие на Малиновую улицу города Аквариума. Говорить, что где находится.
3.Работа на досках. Рисование перекрёстка, обыгрывание перекрёстка в парах.
4.Работа в парах с мячом. Проговаривание загадок по словам.
2. 1.Социо – игра «Магнитофон». Сочинение сказки.
2. Работа по «Аквариуму» печатание своих имён детьми.
3.Составление узора с помощью медиатора по теме «Морозные узоры».
4.Работа в тройках с мячом с проговариванием считалки по словам.
3. 1.Социо – игра «Встань по пальцам».
2.Работа по «Аквариуму» . Игра «Угадай-ка» в командах изобразите предмет, а остальные угадают, что имели в виду.
3.Игра «Кто знает, тот дальше считает» по порядку с мячом.
4.Графический диктант по теме «Новогодние игрушки».
4. 1.Социо – игра «Разведчики».
2. Работа по «Аквариуму», нарисуй букву своего имени.
3.Вращение волчка, кто дольше?
4.Рисование росчерка «Пила» с приговором «Пили пила, пока остра».
январь 1. 1.Социо - игра «Где мы были - мы не скажем…».
2.Работа по «Аквариуму» озадачивание друг друга. Игра «Где живёт моя буква?».
3.Заучивание скороговорок в парах с игрой в ладоши.
4.Игра «Рыбалка» на досках в парах с приговором «Рыбачок, рыбачок поймай..»2. 1. Социо – игра «Сядь по знаку».
2.Работа по «Аквариуму». Знакомство с игрой «Шифровка».
3.Рисование листиковых форм от руки (простой карандаш).
4.Заучивание стихотворения под хлопки в ладоши.
3. 1.Социо – игра « Разведчики».
2. Работа по «Аквариуму». Игра «Шифровка» зимние слова.
3.Росчерк в строке с приговором «Веет, веет ветерок, ну а берег так далёк».
4.Запуск волчка под хлопки в парах с приговором.
февраль 1. 1.Социо - игра «Встань по пальцам».
2.Сказка о жителях Пёстрой улицы города Аквариума (шипящие звуки) расположенные у фильтра.
3.Скороговорки с игрой в ладоши.
4.Игра «Превращение из половинок» форма медиатора пол-листика.
2. 1.Социо – игра «Живой алфавит».
2.Произношение звуков жителей Пёстрой улицы города Аквариума расположенных у фильтра. Песенки (Ц и Ш).
3.Работа на досках. Игра «Стрельба по мишеням» - прямые линии. С объяснением промахов и удач. Работа в парах.
4.Попеременное проговаривание по командам одна тихо – другая громко, одна медленно – другая быстро потешки «Выпал беленький снежок».
3. 1.Социо – игра «Живой алфавит».
2.Работа по «Аквариуму» игра «Шифровка» .3.Работа на досках в парах один рисует, другой стирает росчерк с приговором «С горки на горку».
4.Произношение в командах чистоговорки на звуки (Ш), (Ц).
4. 1.Социо – игра «Разведчики».
2.Работа по «Аквариуму» игра «Ловля звуков».
3.Рисование на тему «Зимние развлечения» с использованием медиатора в форме листика и пол-листика.
4.Игра «Живая неделя».
март 1. 1.Социо – игра «Зеркало».
2.Игры – секретики по командам по «Аквариуму».
3.Работа на доске петельный росчерк с приговором «Шла коза по мостику и виляла хвостиком».
4.Игра – упражнение «Запуск волчка двумя руками одновременно».
2. 1.Социо – игра «Стулья».
2.Работа по «Аквариуму»
3.Рисование в квадрате.
4.Проговаривание скороговорок в разном ритме.
3. 1.Социо – игра «Стою, на кого-то смотрю».
2.Работа по «Аквариуму» .Игра «Придумай рекламу букве».
3.Игра «Японская машинка» счёт.
4.Рисование листиковой формы от руки.
4. 1.Социо – игра «Встань по пальцам».
2.Работа по «Аквариуму». Игра «Шифровка».
3.Графический диктант по теме «Весна».
4.Считалка в малых группах(3,4). Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети. И кричали: «Кук! Мак! Убирай один кулак.
апрель 1. 1.Социо – игра «Руки – ноги».
2.Работа по «Аквариуму». Игра «Хождение в гости» соединение слогов.
3.Работа в тетрадях простым карандашом. Обведи по клеточкам.
4.Скороговорки с игрой в ладоши.
2. 1.Социо – игра «Разведчики».
2.Игры – секретики по «Аквариуму».
3.Запуск волчка в командах.
4.Графический диктант.
3. 1.Социо – игра «Встань по пальцам».
2.Работа по «Аквариуму». Повтори песенку из звуков.
3.Рисование в квадрате на досках в парах.
4.Проговаривание скороговорки голосом животного.
4. 1.Социо – игра « Говорящий стул».
2.Работа по «Аквариуму». Игра «Шифровка».
3.Игра « Ловля звуков».
4.Рисование росчерков по выбору с приговором.
май 1.Социо – игра «Тайна».
2.Работа по «Аквариуму». Игра «Живые звуки».
3.Рисование петельных росчерков.
4.И\у «Жук» раскрутить волчок и пока он крутится произносить звук (Ж)
Используемая литература.
Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму и счету.- М. Мозаика - Синтез, 384 с.
Газета «Детский сад со всех сторон № 22-23 (58-59).
Ручной уголок. Книга вторая. Педагогические комментарии к книге Е.Шулешко «Понимание грамотности. Метод обучения». Санкт-Петербург,2011., 66-75с.