Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (с участием родителей) по освоению направления «Речевое развитие» ТЕМА: «Юные следопыты»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №3 «ТЕРЕМОК»
г. АЛЕКСАНДРОВСК - САХАЛИНСКИЙ
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
(с участием родителей)
по освоению направления
«Речевое развитие»
ТЕМА: «Юные следопыты»
-730885161925
Выполнила: Новоселова Нина Ивановна,
Воспитатель МБДОУ детский сад №3 «Теремок»
Адрес: г. Александровск – Сахалинский
Ул. Карла Маркса 28А,
Телефон: 89241895416
e-mail:
http//teremok_alex@list.ru2016
Конспект непосредственной образовательной деятельности
(с участием родителей)
МБДОУ детский сад №3 «Теремок»
Группа подготовительная к школе
Воспитатель: Новоселова Нина Ивановна
Тема: «Юные следопыты»
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать и обобщать словарный запас (определений, глагольной лексики, родственных слов).
Совершенствовать грамматически правильную речь детей, умение четко выражать свои мысли, отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Закреплять умение внимательно слушать произведение и пересказывать его с помощью опорных схем.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать активность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в парах (с родителем).
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие
Познавательное развитие
Методические приемы:
Чтение, беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, графических схем, составление графического плана рассказа, художественное слово, лексико- грамматические упражнения по тексту, сюрпризный момент.
Оборудование:
Сборник стихов, рассказов, сказок о животных «Кот - ворюга», графические схемы, свежий лимон, корзина с тремя лисятами (игрушки), картина –трансформер, мольберт, конверты с фрагментами разрезной картинки, фишки по количеству детей (с обратной стороны с цифрами 1 и 2)
Предварительная работа:
Чтение рассказа Н. Сладкова «От чего у лисы длинный хвост?» (сборник стихов, рассказов, сказок о животных «Кот - ворюга»)
Повторение лексической темы «Дикие животные».
Отгадывание загадок о животных.
Дидактические игры: «Кто больше подберет действий (признаков)?», «Чья голова? Чей хвост?».
Закрепление умения составлять сложные и распространенные предложения.
Лексический материал:
Части речи Слова, сложные по семантике Слова сложные по слоговой структуре
Существительные любопытство любопытство
Глаголы прорезались, вытягивается становятся, прорезались, вытягивается, начинается
Прилагательные Невиданное, неслыханное, «нечуянное» невиданное, короткие, неслыханное, «нечуянное»
Закрепление изученного материала вне занятия:
Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа;
Повторить рассказ с опорой на графический план(выборочно);
Предложить детям нарисовать лисят и устроить выставку рисунков.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I Вводная часть:
Организационный момент
Развитие зрительно – пространственной координации
(Дети и родители встают все в круг, звучит музыка) Приложение 2
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,
Вот и собрался наш круг!
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,
Руку другу дал друг!
(дети и родители дают друг, другу руки, замыкая круг)
Воспитатель: А вы любите играть? Сейчас мы с вами поиграем в следопытов. Вы согласны? Тогда вы ребята и ваши родители, с помощью моей подсказки должен найти конверты с фрагментом разрезной картинки. Когда вы найдете все части, мы соберем одну картину и посмотрим, что на ней изображено.
Воспитатель раздает подсказки, с помощью которых дети вместе с родителями смогут найти конверты с фрагментами разрезной картинки.
Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку. Приложение 1
Когда все конверты найдены, дети собирают на мольберте разрезную картинка лисы. Приложение 3
Художественное слово:
Посмотри какая-
Вся горит, как золотая!
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой!
Воспитатель: О ком говорится в загадке? (о лисе) Молодцы следопыты вы справились с заданием!
II Основная часть:
Подготовка к восприятию текста.
Развитие долговременной памяти.
Воспитатель: Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о лисе, какие вы знаете? (дети и родители называют сказки, рассказы, стихи, где есть герой лиса) Молодцы! А сегодня мы вспомним рассказ Н.Сладкова «От чего у лисы длинный хвост?»
Воспитатель раскрывает книгу и показывает детям картинку к рассказу.
-Кто на картине главные герои? (лисята)
Чтение рассказа Н.Сладкова «От чего у лисы длинный хвост?» Приложение 4
Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.
-Послушайте внимательно, я вам прочту отрывок из рассказа «От чего у лисы длинный хвост?».
У лисы родились лисята, слепые с коротенькими хвостиками. Длинные хвосты становятся от любопытства. А начинается все с той поры, когда прорежутся лисьи глаза. Но вот глаза прорезались – хвосты начинают вытягиваться. Становятся все длинней и длинней. И как же им не длинеть, если лисята изо всех силенок тянутся к светлому пятнышку – к выходу из норы. Ёще бы: шевелится там что – то невиданное, шумит что – то неслыханное и пахнет «нечуянное»! Только вот страшно. И потому высовываются лисята из норы только на длину своего короткого хвостика.
Беседа по содержанию.
Развитие диалогической речи. На вопросы дети отвечают полными предложениями.
-От чего же становится длинным лисий хвост? (лисий хвост становится длинным от любопытств)
-В какую пору лисята становятся любопытными? (лисята становятся любопытными в ту пору, когда прорежутся глаза)
-А что им интересно увидеть? (им интересно, что шевелится, шумит и пахнет)
-Лисята всего боятся, им страшно, они еще маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика. А страх у лисят пройдет? Кто им поможет преодолеть этот страх? (мама поможет лисятам преодолеть страх, ничего не бояться)
Игра «Трудные слова».
Сенсорно – словарная работа. Уточнение значения слов.
-Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова».
Что означает невиданное? Покажите. (Дети закрывают руками глаза)
Невиданное - означает никогда не видели.
-Что означает неслыханное? Покажите. (Дети закрывают руками уши)
Неслыханное – означает никогда не слышали.
-Что означает «нечуянное»? предположения детей
Закройте глаза и по запаху догадайтесь, что у меня на блюдце? (лимон)
-Правильно, вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не пробовали лимон, то не поняли бы, что это.
Педагог достает из конверта схематическое изображение лисьей головы.
-Посмотрите на схему. Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос?(невиданное, неслыханное, «нечуянное») Приложение 5
-В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство?
(Это когда все хочется увидеть, услышать, потрогать, понюхать)
Ребята, а у меня еще есть трудные слова. Что значит прорезались? Правильно, появились. Что еще может прорезаться? (глаза, зубы, росток, голос)
-А теперь давайте встанем на носочки, руки поднимем в верх и потянемся. Мы с вами сразу стали выше, т. е. вытянулись в длину. Что значит вытягиваться? Правильно расти в длину.
-Сейчас вы за мной повторите трудные слова: невиданное, неслыханное, «нечуянное», вытягиваться, прорезаться, любопытство.
Лексико – грамматические упражнения.
Игра «Подбери признаки». Обогащение и активизация словаря прилагательных.
Воспитатель вносит корзину с лисятами. Дети разглядывают игрушки, гладят.
-Какие лисята по характеру, по повадкам? (шустрые, глупенькие, игривые, осторожные, трусливые, любопытные)-У лисят какие ушки?(чуткие, маленькие)
-Глазки, какие? (маленькие, узкие, блестящие)
-Лапки, какие? (тонкие, слабенькие)
-А хвостик, какой? (рыженький, пушистенький)
Игра «Подбери слова – родственники».
Упражнение в словообразовании.
-Кто у нас в корзине? (лисята)
Воспитатель убирает двух лисят.
-А теперь, кто сидит в корзине? (один лисенок)
-Как зову маму лисят? Папу? (лиса, лис)
-А где они живут? (в норе) Чья нора? (лисья)
Игра «Что делает лисенок?»
Педагог приклеивает на мольберте в разных местах картинки лисят с помощью магнитов. Показывая поочередно на лисят, воспитатель спрашивает:
-Что делает лисенок? (дети вместе с родителями рассказывают, что на картинках) Приложение 6
Повторное чтение рассказа.
Развитие слухового внимания.
-Я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
Составление графического плана рассказа.
Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Воспитатель беспорядочно раскладывает на столе графические схемы.
-Эти схемы помогут вам при пересказе. С чего начинается рассказ?
Воспитатель совместно с детьми составляет план рассказа с наглядной и вербальной опорой. На наборное полотно дети по порядку выстраивают графические схемы.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Приложение 7
Развитие связной речи, памяти.
-Поиграем в игру «Расскажи с мамой»
Воспитатель предлагает детям и родителям взять по фишки. Дети с родителями пересказывают рассказ (ребенок начинает пересказ, родитель продолжает и на оборот в зависимости от номера на фишке)
III Заключительная часть:
Итог. Оценка работы детей.
-У кого получился длинный рассказ?
-Кто что забыл рассказать?
-Чей рассказ понравился больше? Почему?
- Ребята, вам понравилось играть в следопытов?
Звучит музыка. Приложение 2
Воспитатель: Я хочу сказать, что вы все сегодня хорошо потрудились, со всеми заданиями справились быстро и дружно, молодцы, погладьте себя по голове, по груди, (дети и родители выполняют движения) покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие.