Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети подготовительной группы. Образовательная область: речевое развитие. Тема: «Полёт в космос» Воспитатель: Кулушева Г.М.
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Дети подготовительной группы.
МДОУ детского сада «Аленушка»
р.п. Дергачи
Образовательная область: речевое развитие.
Тема: «Полёт в космос»
Воспитатель: Кулушева Г.М.
Дата проведения: .03.2016 г.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие
Цель: Обобщение пройденного материала по звукам
Задачи:Образовательная – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;Развивающая – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память; Воспитательная – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.Материалы и оборудование: космическая карта; ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со словами; учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; раскраски; цветные карандаши для звукового анализа слова.
Методические приёмы:
• Музыкальное сопровождение.
• Словесный (вопросы, объяснение) .• Наглядный (картинки,презентация) .
• Игровой
• Практический (упражнения) .• Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
• мультимедийная установка
• слайды с картинками
• аудиозаписи звуков
• картинка для разбора слов
• фишки для звукового анализа слов
• смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть
• подарок – раскраски
Ход НОД
1. Вводная часть – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. – Здравствуйте.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение? – Хорошее, радостное, веселое. – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. Собрались все дети в круг.Я – твой друг и ты – мой друг.Крепче за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.
– Ребята, какое время года наступило? – Наступила весна. – Весна какая? – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная. – Какие весенние месяцы вы знаете? – Март, апрель, май. – Какой сейчас месяц?– Сейчас месяц март
-- А какой следующий?
-- Апрель!
2. Основная часть.– Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля? – Вся страна отмечает день Космонавтики. – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.До Луны не может птицаДолететь и прилуниться.Но зато умеет этоДелать быстрая …(ракета)– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
Задание №1 Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
– Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой?
Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный. Задание №2 Чтение текста
– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо прочитать напутствие наших друзей - грамотейцев.
В добрый путь, ребята. Желаем вам победить пиратов и правильно выполнить все задания! Ваши друзья – грамотейцы. ) – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Звук запуска ракеты)
Задание №3 Деление слов на слоги.
– На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами. Нам нужно определить количество слогов. 1) Дом, лес, лук, 2)Небо, космос, звезда, Луна, 3) Планета, ракета, комета, – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З)
Задание №4. Звуковой анализ слов. – А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.Всё комета облетела, Всё на небе осмотрела.Видит, в космосе нора – Это чёрная… (дыра)– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте составим предложение с этим словом. – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
Физкультминутка.В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете.А внизу леса, поля – Расстилается земля. Вправо, влево повернитесь, Наклонитесь, поклонитесь! Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бегом вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки!!!
Задание №5 Подбор родственных слов
– На нашем пути следующее испытание.В космосе сквозь толщу летЛедяной летит объект.Хвост его – полоска света, А зовут объект… (комета) – На хвосте кометы разместились слова, отгадайте какие.
Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тут ходит, Землю – матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну конечно, это …солнце
Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: - Спать ложитесь, поздно! - Потому что мать – луна, А дочурки … звезды
– Подберите родственные слова.– Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад, солнце, солнечный, солнышко, солнцепек.– Что такое родственные слова? – Слова родные друг другу, у них общий смысл. – Молодцы, и с этим заданием мы справились, получили звезду (К).
–– Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
Задание №6 Звуковой анализ слов
– Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со словами. Ребята, нам нужно выполнить звуковой анализ этих слов (ракета, луна ).
– Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А). – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили. – АЗБУКА. – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:Из полёта возвратилисьИ на Землю приземлились.
– Вот мы и вернулись домой.
3. Заключительная часть
Рефлексия.
- Ребята, у меня на столе лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? (Д. - настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
(выслушать ответы детей, почему они выбрали тот или иной смайлик)
– Чем мы занимались сегодня на занятии? – Какое задание понравилось больше всего? – Какое занятие показалось трудным? – За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам раскраски. На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Космические загадки
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. СОЛНЦЕ
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть – чуть голубоват,
А порой такой красивый –
Кружевной и синий – синий. НЕБО
Вся синяя дорожка
Усыпана горошком. ЗВЕЗДЫ
Ночью на небе только один
Большой серебристый
Висит апельсин. ЛУНА
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? КОСМОНАВТ
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. РАКЕТА
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Аленушка» р.п. Дергачи
Самоанализ НОД по обучению грамоте
в подготовительной группе
«Золотая рыбка»
на тему:
«Полет в космос»
Воспитатель: Кулушева Г.М.
Март 2016 г.
Занятие проводилось в подготовительной группе.
Вид занятия: подгрупповое, по закреплению знаний.
Форма занятия: путешествие в космос, с использованием опорных картинок.
Проводила предварительную работу: беседа о Дне космонавтики, о космосе, о космических объектах, учились выполнять звуковой анализ слов, подбирать родственные слова к заданному слову, делить слова на слоги, образовывать от существительных прилагательные, устанавливать соответствие между буквенной записью слова и звуковой моделью.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие
Задачи:
Повторить и закрепить знания о звуках
Продолжать закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
Продолжать совершать умения детей делить слова на части, называть звуки по порядку.
Учить устанавливать соответствие между буквенной записью слова и звуковой моделью.
Закреплять умение детей выполнять звуковой анализ слова.
Закреплять умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Закреплять умение подбирать однокоренные слова, расширять активный словарь детей.
Развивать речь, внимание, мышление.
Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Активизировать речевую деятельность детей
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
• Музыкальное сопровождение.
• Словесный (вопросы, объяснение) .• Наглядный (картинки, презентация) .• Игровой
• Практический (упражнения) .• Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
• мультимедийная установка
• слайды с картинками
• аудиозаписи звуков
• картинка для разбора слов
• фишки для звукового анализа слов
• смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть
• подарок – раскраски
В ходе занятия предлагались детям разнообразные виды деятельности: речевая, игровая, мыслительная, творческая.
Структура занятия состоит из трех частей, все они взаимосвязаны одной темой.
Первая часть (вводная). Был использован организационный момент – беседа о весне, Дне космонавтики, которая привлекла внимание детей, сосредоточила, настроила на работу.
Вторая часть (основная). Закрепление знаний детей с использованием различных методов и приемов: наглядных, словесных, игровых, практических.
Для активизации самостоятельного мышления детей использовала проблемные ситуации, которые заставляли детей думать, рассуждать; приемы привлечения и сосредоточения внимания (картинки с космическими объектами, загадывание загадок).
Третья часть (заключительная). Итог проводился в форме опроса, вручения наград – раскраски.
Выбранная структура занятия с сочетанием наглядных, словесных, игровых, практических приемов и методов, использование разнообразных форм организации детей на занятии способствовали выполнению программного содержания занятия.
Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.
В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.
В процессе НОД поддерживалась двигательная активность детей, смена динамических поз (стоя, сидя за столами, передвижение по группе), включая физ. минутку.
Длительность занятия: 30 минут, что соответствует требованиям САНПИНа.
Считаю, что поставленные задачи были реализованы в полном объёме, дети справились т.к. дети принимали активное, заинтересованное участие в образовательном процессе, планировали свои действия, направленные на достижение конкретной цели, работали по правилу и по образцу, слушали взрослого и выполняли его инструкции.
Звезда
Солнце
дом
лес
лук
небо космос звезда луна
планета ракета
комета