Роль сетевых проектов в информационном развитии младших школьников


Сетевой проект «Язык тысячелетий»
А вы знаете, что называют языком тысячелетий? Этот вопрос заинтересовал учащихся 3 «А» класса и классного руководителя Харитонову Елену Валентиновну МАОУ Первомайской СОШ №2. В течении месяца ребята вместе со сказочными мастерицами: Марьей-Искусницей, Марьей-Рукодельницей, Марьей-Мастерицей учились читать орнаменты в сетевом учебном проекте "Язык тысячелетий". Нам пришлось искать ответы на проблемные вопросы учебной темы. Что хотели донести нам предки с помощью орнамента? Как прочитать орнамент? Где люди черпали идеи для создания орнаментов? О чем может рассказать орнамент? Каково значение цвета в орнаменте? Какие символы использовали в создании орнамента? Почему орнаменты регионов России так похожи, но и различаются?
"Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения - он всегда говорящ, видящ, деятелен" О. Мандельштам
Наш класс принял участие в учебном сетевом проекте «Язык тысячелетий», разработанный для учеников 3-4 классов. В данном проекте приняло участие 22 команды из разных уголков нашей огромной страны. Но успешно прошли все этапы только 15 команд. Проект был трудным, но интересным и познавательным. Как говорят с нами наши предки?- главный вопрос, направляющий проект.
Главным предназначением орнамента является украшение вещи. О происхождении этих узоров мало сведений, так как их использование началось за много веков до нашей эры. У разных народов мира одни и те же символы предстают по-разному, т.к. различается отношение к предметам и окружающему миру. Знания сокрыты в символах, образах, узорах, орнаментах. Символы, знаки, орнаменты - это удивительная книга наших предков, которую мы учились приоткрыть. 
Проект состоял из четырёх этапов. Первый- знакомство. Все команды должны придумать название, девиз, эмблему своей команды и создать метку на google-карте, которая являлась площадкой для знакомства всех участников команды. Изучив критерии оценивания, в конце каждого этапа участники проекта должны проводить взаимооценивание работ других команд.
На втором этапе « Книга учеников» нам предложили провести исследование по изучению азбуки орнамента своего края. Для этого мы посетили краеведческий музей, взяли интервью у работников музея и привлекли к работе своих близких. В музее нам показали старинные вышитые вещи - рушники, полотенца, рубахи, сарафаны. В старину люди украшали изделия цветочными орнаментами. Каждый узор – это загадка, это внутренний мир творца и желание людей жить в мире, любви и согласии. На рассмотренных нами изделиях присутствуют символы изобилия, плодородия, вечности жизни, чистого неба и воды. Все свои находки команды представили в презентации "Изучаем азбуку орнамента».
На третьем этапе “Книга подмастерьев” организаторы проекта предложили украсить сарафан или кокошник своим орнаментом. Команда выбрала сарафан.На этом этапе проекта дети мысленно оказались в прошлом. У ребят было такое чувство, что от выбора узора на сарафане решалась судьба девушки, которой он предназначен. Участники решили выбрать узор из ягод – символ плодородия, изобилия, жизнерадостности, продолжения жизни, используя зелёный и красный цвета.
Много интересных работ опубликовали участники проекта, показав себя не только знатоками орнаментов, но и отличными художниками.В древности мастера вручную создавали орнаменты. А как создают орнаменты в наше время? Для современных мастеров и мастериц открыты новые возможности, им на помощь приходит компьютер. Новые компьютерные программы позволяют создать не менее интересные узоры и использовать для украшения вещей.
С этой задачей пришлось поработать на четвёртом этапе “Книга МАСТЕРОВ”. Всем командам нужно создать с  помощью программы GeoGebra свой геометрический орнамент для “Ковра-самолета”. Дело было не простое, но интересное. Каждый участник предлагал свой вариант узора. Учитывая мнение каждого, у ребят получился весёлый, красочный, живой орнамент.В конце проекта был создан один большой красивый “Ковёр-самолет ”, авторами которого были все 15 команд.
Вот и пройден трудный путь от УЧЕНИКА до МАСТЕРА. Наша команда «Дружба» получила почётное звание МАСТРЕР и сертификат подтверждающий это высокое звание. Отличная работа. Как в пословице говорится - по работе и награда.
Участвовать в проекте “Язык тысячелетий” было интересно.Третьеклассники учились читать “язык узора” наших предков. Они побывали не только в роли исследователей, но и создателей.Теперь посещая музеи, ребята внимательнее будут всматриваться в узоры старинных вещей, стараясь разгадать через символы и знаки орнамента язык наших предков – язык тысячелетий.
Координатор проекта-учитель начальных классов МАОУ Первомайской СОШ №2- Харитонова Е.В.