КОНСПЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ СВОЯ ИГРА

Цель: В игровой форме обобщить  и систематизировать знания детей по русскому языку.

Задачи: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. 2. Повторить знания, полученные во время изучения русского языка. 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса. 4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову.
5. Способствовать развитию памяти, находчивости, логического мышления.
6. Формировать умения работать в мини-группах, воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Форма проведения: викторина по правилам «Своей игры».
Методы проведения: игровой, беседа, презентация, иллюстрационно- наглядный. Средства обучения: план проведения игры, презентация Microsoft PowerPoint.
Оборудование: компьютерная разработка игры; оценочные листы; диплом и сертификаты участникам и победителям, фломастеры, ручки.

ХОД ИГРЫ:
Ведущий:  - Здравствуйте, уважаемые команды-участники игры, болельщики, гости нашего мероприятия. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре по языкознанию среди учащихся 4-х классов «Своя игра»! Что же такое языкознание? (варианты учащихся)
- Совершенно верно. Дети, по своей природе, очень любопытны. Они знают очень много, и с начальной школы изучают как свой родной, так и иностранные языки. Нашу сегодняшнюю игру мы посвящаем родному, великому, могучему, любимому русскому языку. Эта игра, которая начнётся через несколько минут, предоставит вам возможность блеснуть своими знаниями в различных областях языкознания!
        Игра эта -   интеллектуальная, предназначена для развития эрудиции, умственных способностей, тренировки памяти, внимания. Все эти действия необычайно полезны для человека.
         Известно, что великий русский полководец А.В. Суворов любил загадывать загадки своим офицерам и оставался доволен, когда убеждался в их сообразительности. Насколько эрудированны и сообразительны вы, мы сейчас и проверим. Игра похожа на телевизионную и называется так же «Своя игра».  (Слайд №2)
         Ведущий: Правила игры просты и знакомы вам.  (Слайд № 3,4) На экране поле с  4 различными темами.  Рядом  с каждой темой окошечко с цифрами от 10 до 50. Как  вы уже догадались, эти цифры определяют стоимость правильного ответа и количество баллов, которые вы можете положить  в командную копилку, правильно ответив на вопрос, который скрывается с обратной стороны.
         Команды могут выбирать любую тему, любое количество баллов. Отвечать два раза на один и тот же вопрос нельзя. После ответа на вопрос, цифры изменяют свой цвет.
- В игре встречаются следующие секторы:
– «Кот в мешке». Игрок передает право ответа на вопрос одному из соперников.

         - Итак, у нас 4 команды 4а и 4б классов. Капитаны, представьте свои команды! (представление команд).
- А судить нашу игру будет уважаемое, компетентное жюри, прошу любить и жаловать!(представление жюри.) В конце игры подсчитывается сумма баллов каждой команды. В ходе нашего сегодняшнего мероприятия мы выявим победителя, команду- знатока в области языкознания, остальные команды получат сертификат участника. Итак, мы начинаем «Свою игру»!!!
КАТЕГОРИИ:
Однородные члены предложения
10
20
30
40
50

Главные и второстепенные члены предложения
10
20
30
40
50

Наше любимое обращение
10
20
30
40
50

Синтаксис + пунктуация
10
20
30
40
50

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
10 -Что такое однородные члены предложения (это члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию)
20 - Объясните расстановку знаков препинания:
Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка. (Запятая не ставится, потому что однородные подлежащие связаны союзом и = или).
30 - Объясните расстановку знаков препинания.
Яблоки груши сливы старые фруктовые деревья росли перед садом. (после однородных членов предложения перед обобщающим словом ставится тире)
40 - КУДА ДЕЛСЯ ТОВАРИЩ ПЕТРА?
На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.
На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища. (все дело в потере запятой при однородных членах)
50 - Есть ли в этом предложении однородные члены?
Зимы ждала, ждала природы, снег выпал только в январе(Нет, потому что повторяющиеся слова не являются однородными членами предложения.)
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
10 - Так сложились обстоятельства, что вам придется рассказать все про обстоятельство (это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия, отвечает на вопросы где?, когда?, куда?, откуда? и др. Выражается наречиями и существительными, подчеркивается пунктиром с точкой).
20 –Расскажите в стихах, что такое определение? ( Признак предмета или явления обозначает определение, чей? и какой? – ответы просты, лишь не хватает волнистой черты).
30 -Расскажите об указанном на схеме второстепенном член предложения.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415(дополнение – второстепенный член предложения, обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. Выражается существительными и местоимениями, чаще всего зависит от сказуемого).
40 -Найдите основу предложения и пропущенный знак препинания.
Ходить по земле босиком большое удовольствие. (Ходить по земле босиком –
большое удовольствие.)
50 -Чем может быть выражено сказуемое? Приведите примеры.
(Москва- столица нашей Родины. Она сегодня особенно мила и очаровательна. Кот Барсик выгнул спину и зашипел.)
НАШЕ ЛЮБИМОЕ ОБРАЩЕНИЕ
10 – Что такое обращение? (Обращение - слово или сочетание слов, при помощи которых говорящий называет того, к кому обращается с речью.)
20 -Можно ли обратиться ветру?
(Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч)
30 - Расставьте знаки препинания.
Коля Вы поедете в субботу в музей (Коля! Вы поедете в субботу в музей?)
40 -Может ли обращение быть распространенным?
(Да: «Откуда ты, о ключ подгорный, катишь звенящие струи?» (А.Майков))
50 - Расставьте знаки препинания.
Ты мне что-нибудь родная на прощанье пожелай. (Ты мне что-нибудь, родная, на прощанье пожелай.)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
10 - Что изучают синтаксис и пунктуация? (Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
Пунктуация (от лат. punctum – «точка») - система знаков препинания, правила их употребления, их расстановка в тексте.)
20 - Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.
[ ], и [ ].
А: «П».
«П», - а.
[О, ]!
(1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ].
2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а.
4. Знаки препинания при обращении: [О, ]!)
30 - Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « ? ». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? (Ответ издателя: « ! »)
40 - Найдите ошибки в схемах:
[ О и О ].
[ - = ] и [ - =].
[ О а О].
[ О , О]. ([О и О].; [ - = ], и [ - =]. ; [О, а О]. : [О , О].)
50 -Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?
П
Ь
Е
Н
В

Р
И
О
М
Н

У
Е
Т
Т
Е

Я
О
Ч
И
А

(Повторение – мать учения.)
- Ведущий: Слово для подведения итогов и награждения победителей предоставляется жюри. (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНДЫ-ПОБЕДИТЕЛЯ ДИПЛОМОМ, ОСТАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ ПОЛУЧАЮТ СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА).