Конспект урока по информатике на тему Программирование на языке КуМир. Программирование разветвленных алгоритмов (10 класс)

МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф.Г. Аитовой» Московского района г. Казани














Конспект урока
для 10 класса
по информатике и ИКТ
на тему
«Программирование на языке КуМир. Программирование разветвленных алгоритмов»
(урок №31)







Корнишина Т.В.
Учитель информатики и ИКТ вышей квалификационной категории










14 ноября 2014г.
Тема урока: «Программирование на языке КуМир. Программирование разветвленных алгоритмов. Проверочная работа по теме».
Изучаемые вопросы:
Разветвленный алгоритм.
Полное и неполное ветвление.
Среда программирования КуМир
Решение задач.
Цель урока:
Создание условий, провоцирующих детское действие с помощью подбора «правильного задания»
Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут применять полученные ранее знания для решения задач и научатся пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке и проверке других.
Планируется, что к окончанию урока ученики будут уметь писать программы с использованием операторов ветвления в среде программирования КуМир.
Задачи урока:
Образовательная – повторить понятия «Разветвленный алгоритм», «полное и неполное ветвление», оператор ветвления среды программирования КуМир.
Развивающая – закрепить навыки работы с эталоном.
Воспитывающая – фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях и учебных действиях одноклассников
Подготовка к уроку:
Столы расставить для команд
Подготовить карточки МЭНЭДЖ МЭТ
Подготовить листки с текстом заданий проверочной работы (3 варианта * кол-во учащихся)
Подготовить задачу-пример
Тип урока: отработки умений и рефлексии
Форма урока: урок деятельностной направленности с использованием обучающих структур сингапурской компании «Educare International Consultancy».
Используемые обучающие структуры: КЛОК БАДДИС, СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЕЙБЛ.
Ход урока:
Организационный момент (1 минута)
предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, фломастер для белой доски, освещение;
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. (2 минуты)
Добрый день. На предыдущих уроках мы с вами осваивали язык программирования КуМир. Какие алгоритмические структуры вы знаете или помните? (линейный, разветвленный, циклический). Два урока мы решали задачи, используя разветвленный алгоритм. Кто выйдет к доске и напишет блок-схему алгоритма? Как называется такое ветвление? (полное или неполное) А какую еще блок-схему можем написать рядом? Кто напишет операторы для этих блок-схем? Выходите вдвоем. Все вспомнили? Хорошо.
Но, сначала небольшой оргмомент.
МЕНЕДЖ МЭТТ (организация групповой работы и работы в парах)
Работать будем командами, на каждом столе есть номер стола.
Посмотрите на карточку, лежащую на середине стола.
Определите свой номер, партнера по лицу и партнера по плечу. В дальнейшем нам эти знания понадобятся.
А теперь проведем небольшую рокировку: я прошу вас встретиться с тем партнером, которому вы назначили встречу на 6 часов, пересядьте к нему. Он (она) будет вашим партнером по плечу. Спасибо. Хай файф. (Внимание).
Этап актуализации и пробного учебного действия (1 минута)
Так, зачем же вы вспоминали про разветвленный алгоритм, операторы? Где сегодня вам могут понадобиться эти знания? Правильно, для решения задач.
Этап локализации индивидуальных затруднений (2 минуты)
Сейчас решим одну задачу для повторения. Договоримся так, кто уверен в своих силах, решает эту задачу в тетради самостоятельно. Тех, кто затрудняются с решением, прошу к доске, будем разбираться.
«Задача 1. «В школьной столовой в продаже имеются шоколадки и чипсы, но за них можно расплатиться только картой питания. Твои родители пополняют твою карту питания время от времени. Необходимо пополнять карту, если на ее счету остается менее 30 рублей, иначе ты останешься голодным. Необходимо, чтобы родители получили об этом информацию.
Содержание:
Условие (информационная часть): Исходная сумма на карточке питания – неизвестна, стоимость шоколадки = 45 рубля, стоимость чипсов = 56 рублей. Блокируется карта, если остаток на карте менее 30 рублей.
Вопрос (командная строка): Напиши программу, которая выведет на экран фразу о необходимости пополнить карту питания, чтобы не допустить ее блокирование.»
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (2 минуты)
Наводящие вопросы в зависимости от ситуации:
С чего начинается программа? Какие переменные будут использованы в программе? Какие формулы применим? Что можно будет увидеть на экране? Какие условия будут проверятся?
Этап реализации построенного проекта (10 минут)
Учащиеся решают предложенную задачу самостоятельно в тетрадях и у доски. Ответ может быть следующим.
Образец \ описание ответа:
| задача на 3 алг нач . вещ шоколад, чипсы, сумма, остаток, i . шоколад:= 45 . чипсы:=56 . вывод "Введите количество денег на карте питания " . ввод сумма . вывод "Введите 1- шоколад или 2- чипсы", нс . ввод i . если i=1 то остаток:=сумма – шоколад
. все . если i=2 то остаток:=сумма – чипсы . все
. если (i<>2) и (i<>1) то вывод "Неправильный выбор" . все . если остаток < 0 то вывод "Не хватает средств на покупку" . . иначе вывод "Будем рады видеть вас еще раз" . все кон
Этап обобщения затруднений во внешней речи (2 минуты)
Получилось? Кто сможет объяснит как вы решили задачу? Давайте проверим у тех, кто самостоятельно решал. Еще вопросы есть?
У вас на столах 3 варианта проверочной работы (на «3», на «4» и на «5»). Прочитайте их и определите, какую оценку вы хотели бы получить? А какую сможете? Вы все можете выбрать вариант на «5» и вдруг не решить его. Я не буду за это ставить вам двойку, но и оценку ниже пятерки тоже не поставлю. Значит вам придется придти еще раз (после уроков) и попробовать решить вариант на «4» или «3». Вы сами оцениваете свои знания и выбираете то, что вам по силам. Подумайте и выберите. Прежде чем вы начнете выполнять выбранное задание, еще раз прочитайте его и задайте вопрос, если что-то непонятно.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталон (15 минут).
Переходим к решению выбранного варианта. Не забудьте подписать листок и указать вариант. Текст задач переписывать не надо. Сейчас мы будет использовать СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЕЙБЛ – обучающую структуру, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу. У вас 15 минут. Время пошло. Время закончилось.
Этап включения в систему знаний и повторения (5 минут)
Передайте свой листок партнеру по лицу. У каждого из вас 5 минут проверить работу и ответить на вопрос справился или не справился партнер. Не забудьте поставить свою фамилию. Время пошло. Время закончилось.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (5 минут)
Поднимите руки те, кто ответил «справился». Вы уверены? Молодцы!! А теперь те, у кого партнер не справился. Давайте послушаем, какие ошибки были допущены и как их надо исправить. Тех, кто немного переоценил свои возможности, жду сегодня-завтра после уроков, но не позднее выполнить эту работу. Тех, кто справился поздравляю. Молодцы!! Сдайте листочки. Спасибо за урок.

Приложение
Пример-задание по теме «Разветвленный алгоритм» на «3»
Характеристика задания:
Планируемый результат – Выпускник получит возможность создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Мотивационная часть:
В школьной столовой в продаже имеются шоколадки и чипсы, но за них можно расплатиться только картой питания. Твои родители пополняют твою карту питания время от времени. Необходимо пополнять карту, если на ее счету остается менее 30 рублей, иначе ты останешься голодным. Необходимо, чтобы родители получили об этом информацию.
Содержание:
Условие (информационная часть): Исходная сумма на карточке питания – неизвестна, стоимость шоколадки = 45 рубля, стоимость чипсов = 56 рублей. Блокируется карта, если остаток на карте менее 30 рублей.

Проверочная работа
Задание по теме «Разветвленный алгоритм» на «3»
Характеристика задания:
Планируемый результат – Выпускник получит возможность создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Мотивационная часть:
В школьной столовой за обеды и завтраки можно расплатиться только картой питания. Твои родители пополняют твою карту питания время от времени. Необходимо пополнять карту, если на ее счету остается менее 50 рублей, иначе ты останешься голодным. Необходимо, чтобы родители получили об этом информацию.
Содержание:
Условие (информационная часть): Исходная сумма на карточке питания – неизвестна, стоимость обеда = 43 рубля, стоимость завтрака = 20 рублей. Блокируется карта, если остаток на карте менее 50 рублей.
Вопрос (командная строка): Напиши программу, которая выведет на экран фразу о необходимости пополнить карту питания, чтобы не допустить ее блокирование.
Инструкция по выполнению (ответная часть): Программа должна быть написана на языке программирования КуМир. набрана в среде и сохранена на рабочем столе под именем Фамилия и имя.kum
Время выполнения задания: 15 минут.
Образец \ описание ответа:
| задача на 3 алг нач . вещ шоколад, чипсы, сумма, остаток, i . шоколад:= 45 . чипсы:=56 . вывод "Введите количество денег на карте питания " . ввод сумма . вывод "Введите 1- шоколад или 2- чипсы", нс . ввод i . если i=1 то шоколад
. все . если i=2 то остаток:=сумма – чипсы . все
. если (i<>2) и (i<>1) то вывод "Неправильный выбор" . все
. если остаток < 0 то вывод "Не хватает средств на покупку" . . иначе вывод "Будем рады видеть вас еще раз" . все кон Критерии оценки: Ты справился с заданием, если в указанном месте с заданным именем сохранена рабочая программа, которая выводит на экран фразу о необходимости пополнить карту питания, в зависимости от состояния счета, чтобы не допустить ее блокирования.

Задание по теме «Разветвленный алгоритм» на «4»
Характеристика задания:
Планируемый результат – Выпускник получит возможность создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Мотивационная часть:
До гимназии и обратно домой тебе приходится добираться двумя способами: на трамвае или на двух автобусах. В транспорте ты расплачиваешься транспортной картой. Твои родители пополняют твою карту время от времени. Необходимо пополнять карту, если на ее счету остается менее 17 рублей, иначе придется идти пешком. Необходимо, чтобы родители получили об этом информацию.
Содержание:
Условие (информационная часть): Исходная сумма на карточке питания – неизвестна, стоимость проезда = 18 рублей. Блокируется карта, если остаток на карте менее 17 рублей.

Вопрос (командная строка): Напиши программу, которая выведет на экран фразу о необходимости пополнить транспортную карту, чтобы не идти пешком.
Инструкция по выполнению (ответная часть): Программа должна быть написана на языке программирования КуМир. набрана в среде и сохранена на рабочем столе под именем Фамилия и имя.kum
Время выполнения задания: 15 минут.
Образец \ описание ответа:
| задача на 3 алг нач . вещ шоколад, чипсы, сумма, остаток, i . шоколад:= 45 . чипсы:=56 . вывод "Введите количество денег на карте питания " . ввод сумма . вывод "Введите 1- шоколад или 2- чипсы", нс . ввод i . если i=1 то остаток:=сумма – шоколад
. все . если i=2 то остаток:=сумма – чипсы . все
. если (i<>2) и (i<>1) то вывод "Неправильный выбор" . все
. если остаток < 0 то вывод "Не хватает средств на покупку" . . иначе вывод "Будем рады видеть вас еще раз" . все кон Критерии оценки: Ты справился с заданием, если в указанном месте с заданным именем сохранена рабочая программа, которая выводит на экран фразу о необходимости пополнить карту питания, в зависимости от состояния счета, чтобы не допустить ее блокирования.

Задание по теме «Разветвленный алгоритм» на «5»
Характеристика задания:
Планируемый результат – Выпускник получит возможность создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Мотивационная часть:
До гимназии и обратно домой тебе приходится добираться двумя способами: на трамвае или на двух автобусах. В транспорте ты расплачиваешься транспортной картой, которой можно платить и в столовой. Твои родители пополняют твою карту время от времени. Необходимо пополнять карту, если на ее счету остается менее 17 рублей, иначе придется остаться голодной(ым) и идти пешком. Необходимо, чтобы родители получили об этом информацию.
Содержание:
Условие (информационная часть): Исходная сумма на карточке питания – неизвестна. Стоимость проезда = 18 рублей, стоимость обеда = 43 рубля, стоимость завтрака = 20 рублей. Блокируется карта, если остаток на карте менее 17 рублей.
Вопрос (командная строка): Напиши программу, которая выведет на экран фразу о необходимости пополнить транспортную карту, чтобы не идти пешком.
Инструкция по выполнению (ответная часть): Программа должна быть написана на языке программирования КуМир. набрана в среде и сохранена на рабочем столе под именем Фамилия и имя.kum
Время выполнения задания: 15 минут.
Образец \ описание ответа:
| задача на 3 алг нач . вещ шоколад, чипсы, сумма, остаток, i . шоколад:= 45 . чипсы:=56 . вывод "Введите количество денег на карте питания " . ввод сумма . вывод "Введите 1- шоколад или 2- чипсы", нс . ввод i . если i=1 то остаток:=сумма – шоколад . все . если i=2 то остаток:=сумма – чипсы . все . если (i<>2) и (i<>1) то вывод "Неправильный выбор" . все . если остаток < 0 то вывод "Не хватает средств на покупку" . . иначе вывод "Будем рады видеть вас еще раз" . все кон Критерии оценки: Ты справился с заданием, если в указанном месте с заданным именем сохранена рабочая программа, которая выводит на экран фразу о необходимости пополнить карту питания, в зависимости от состояния счета, чтобы не допустить ее блокирования.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА,
реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД

Предмет ИНФОРМАТИКА
Класс 9
Автор УМК И.Г. Семакин
Тема урока : Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.
Тип урока урок – исследования (урок творчества)
Учитель Корнишина Татьяна Викторовна
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся



Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Личностная



Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Организационный момент
приветствие
проверка явки учащихся
заполнение учителем классного журнала
проверка готовности учащихся к уроку
настрой учащихся на работу
доведение до учащихся плана урока















активное слушание
выдвижение предположений о теме урока

















формулирование собственных ожиданий
слушание собеседника
построение понятных для собеседника высказываний


Эмоциональ-ный настрой на урок
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
эвристическая беседа
заслушивание ответов учащихся


выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
слушают вопросы учителя
отвечают на вопросы учителя
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
формирование умения находить ответы на вопросы
взаимодействие с учителем во время опроса
участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
самостоятельное определение темы урока

активизация имевшихся ранее знаний
активное погружение в тему
высказывание различных вариантов решения данной проблемы
умение слушать в соответствии с целевой установкой
принимать и сохранять учебную цель и задачу
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Операционно-исполнительский этап
Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования
Определение темы исследования.
Формулирование цели исследования.
Выдвижение гипотезы.
Выбор метода решения проблемной ситуации.
Составление плана исследования.
Проверка гипотезы
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы


формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
осознание целей и задач обучения

Составление плана исследования

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению;
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
формирование умения слушать и понимать других;
формирование умения работать в парах, в группах
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Динамическая пауза










Оценочно-рефлексивный этап
рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока

объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся


оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
формирование умений полно и точно выражать свои мысли






Д/З
инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

задание учащимся на подготовку к следующему уроку
сообщение о теме следующего урока

отработка алгоритма по изученной теме
творческая переработка изученной информации

переработка (на основе анализа, на основе синтеза)
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
поиск и выделение информации;
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств








Заголовок 315