Методическая разработка внеклассного занятия по ПДД Я-пешеход
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №12»
31115902970Методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения
-2736855715Автор: Михайлова Анна Ивановна
г. Нижневартовск
2015 год
Аннотация:
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы по закреплению и уточнению знаний детей о правилах дорожного движения.
Предназначена в помощь учителям начальных классов, педагогам-организаторам общеобразовательных школ. Разработка содержит материал для проведения различных викторин, конкурсов. Данная методическая разработка основана на практическом опыте работы учителя начальных классов.
Автор методической разработки: учитель начальных классов первой категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №12» Михайлова Анна Ивановна, телефон: 89129339095.
843915193675
Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………………………………………..4
2. Основная часть ………………………………………………………………………...5
3. Внеклассное занятия по правилам дорожного движения в
начальных классах: « Я- внимательный пешеход »……………………………………8
4. Заключение ……………………………………………………………………………18
5. Литература …………………………………………………………………………….19
-4508531750
Пояснительная записка.
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.
В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, многолетний жизненный опыт, постоянно растущее количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны и высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, настоятельно требуют обучать школьников Правилам дорожного движения (ПДД) весь период их учебы в школе. Более всего подвержены опасности на дороге учащиеся младших классов, у которых отсутствуют достаточные знания и навыки участия в дорожном движении. Для детей нереально в короткие сроки уяснить все необходимое. Поэтому проведение обучения в начальных классах школы особенно ответственно. Обучение знаниям и навыкам безопасности дорожного движения — это та область знаний, которая проходит из года в год сквозной темой и имеет своей целью связать воедино на всю жизнь знания, умения и навыки учащихся в дорожном движении. Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Задачи обучения — воздействовать на поведение участника движения и тем самым прийти к уменьшению числа ДТП и повысить общую культуру дорожного движения.
Возрастной «пик» попадающих в ДТП детей — 7 - 14 лет, т. е. это дети, обучающиеся в начальных и средних классах школы. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой — особенностями функционирования психики детей этого возраста.
В возрасте приблизительно от 6 до 10 лет ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период он начинает самостоятельно передвигаться по дороге, и поэтому обучение его Правилам дорожного движения приобретает особенно важное значение. Станет он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге, или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий? Это зависит от нас - взрослых. Переоценить здесь роль учителя невозможно.
В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге» и умению соблюдать Законы безопасности дорожного движения.
Цель данной методической разработки – повторение и закрепление знаний правил дорожного движения. Данная методическая разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста. Актуальность данной работы состоит в необходимости соблюдения правил дорожного движения в свете участившихся случаев, приводящих к гибели людей.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста. Так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения. А их соблюдение - потребностью человека.
Основная часть.
Цели урока:
- формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения;
- практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения;
- создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД, сохранения жизни и здоровья детей;
- довести до сознания детей возможные последствия невнимательности и безответственного поведения на дорогах.
Задачи урока: Образовательные:
- повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах;
- активизация интереса к предмету через игровую деятельность; - формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации; - закрепление правил дорожного движения; - формирование умений коллективной работы.
Воспитательные: - воспитать способность следовать нормам поведения; - воспитать уважительное отношение к предмету;
- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
Развивающие:
- развитие воображения и творческих способностей;- развитие речи, мышления, памяти, скорости реакции, познавательной активности;- развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций; - развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Мероприятие по данной теме проводится после изучения всего курса, ей отводится 1 час.
Дети должны знать:
1. Историю возникновения ПДД;
2. Дорожные знаки, переходы дорог;
3. Сигналы светофора;
4. Виды транспорта;
5. Правила движения на велосипеде;
6. Правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. Оценивать свое поведение на дороге;
После прохождения занятий по изучению Правил дорожного движения обязательно проводится мероприятие по повторению, закреплению и проверке усвоенного материала.
Эта методическая разработка предназначена для повторения и закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков и тесно связана с предшествующим и последующим материалом, так как на этом уроке учащиеся вспоминают весь пройденный материал, который будет использоваться и для изучения последующих тем.
Необходимый уровень знаний, умений и навыков по Правилам и безопасности дорожного движения требует постоянного и непрерывного обучения в течение всего учебного года. Поэтому и на других уроках можно проводить занятия по тематике ПДД.
1. На уроке русского языка:
— беседы на темы дорожного движения, письменные упражнения;
— сочинения, изложения, заполнение пробелов в тексте.
2. На уроке окружающего мира:
— составление карты (схемы) дорог в школу (коллективная работа учащихся);
— изучение особенностей дорожного движения в микрорайоне школы.
3. На уроке математики:
— тестовые задания на определение безопасных расстояний и дистанций (расчет безопасного расстояния);
— определение остановочного пути транспортных средств на сухом и скользком (дождь, снег, лед) покрытии;
— сравнительные задания «длиннее», «короче», «быстрее», «тише».
4. На уроке изобразительного искусства:
— рисование на различные темы по ПДД.
5. На уроке трудового обучения (технологии):
— изготовление дорожных знаков, светофоров, макетов перекрестков,
ж/д переездов, моделей транспортных средств.
При составлении данной методической разработки я учитывала:
во-первых, мотивационный аспект, т.е. предпочтения детей игры, создания проблемных ситуаций на макете, настольно-печатные игры по ПДД, строительные игры, практическая деятельность, двигательная деятельность;
во-вторых, уровень овладения знаниями, умениями, навыками детьми по ПДД.
Уровень знаний, умений определяю и в ходе наблюдения за свободной игровой деятельностью учащихся, и в процессе беседы, в процессе создания игровых проблемных ситуаций на дороге, улице, после проведения различных тестов, детских работ.
Форму проведения использую разнообразную: опрашиваю детей по ПДД, разгадываем загадки, кроссворды, провожу тестирование.
Подбираю необходимый материал – ищу картинки, сказки, стихи, составляю проблемные дорожные ситуации, вопросы для беседы.
Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребёнка, а также наметить конкретную программу её формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.
При проведении этого мероприятия использовались активные методы обучения, которые были направлены на мыслительную и познавательную деятельность ученика, это словесные методы (рассказ, беседа, чтение); наглядные (демонстрация учебных пособий,), методы проблемно-поисковые и репродуктивные, которые позволяют учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. При подготовительной работе были проведены такие мероприятия, как конкурсы рисунков и поделок на тему «Я - пешеход», «Знатоки ПДД», «Обращение к водителю», КВН среди 4-ых классов «Путешествие в страну автомобилей» и тд.
В ходе проведения таких мероприятий учащиеся знакомятся с историей возникновения ПДД, хорошо знают дорожные знаки, переходы дорог, сигналы светофора, виды транспорта, причины ДТП, правила движения на велосипеде, правила движения по дороге, дети умеют ориентироваться в дорожных ситуациях, оценивать свое поведение на дороге.
Методическая разработка составлена в игровой форме.
В данном случае, игра — это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, развивает ум, волю, терпение и быстроту реакции.
Учебный процесс наиболее эффективен, если он облечен в игровую форму, живо и доходчиво ориентирован.
В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Кроме этого, игра помогает сплачивать коллектив детей, воспитывает чувство взаимовыручки, желание поддержать друг друга, чувство ответственности, желание не подвести других.
Внеклассное занятие
по правилам дорожного движения
в начальных классах:
« Я - пешеход ».
Мероприятие проводится в спортивном или актовом зале. Зал украшен рисунками по ПДД, плакатами, газетами, дорожными знаками, видео, аудиоматериалы, воздушные шары, призы.
Ход мероприятия:
Ведущий:
-Здравствуйте, ребята!
Послушайте, пожалуйста, стихотворение!
1 ученик:
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
2 ученик:
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Ведущий:
-Как вы думаете, про какие правила говорится в этом стихотворении?
(про правила дорожного движения)
-Правильно, ребята! Мы сегодня поговорим с вами о правилах дорожного движения.Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания в целях профилактики детского – дорожного травматизма, именно в начале учебного года.
Под фонограмму песни «Не вешать нос, гардемарины…»на сцену выходят дети из отряда ЮИД.
Ученица 1:
-Добрый день, друзья!
Ученица 2:
-Как у вас дела?
Ученица 1:
-Команда «Светофорик»
ВСЕ:
- В гости к вам пришла!
Ученица 1:
- Наш девиз:
ВСЕ:
-«На дорогах без аварий»
Ученица 1:
-Настроение –
ВСЕ:
- бодрое,
Ученица 1:
- Взаимоотношения –
ВСЕ
добрые!
Ученица 1:
- Жалоб нет,
ВСЕ:
- От «Светофорика» - привет!
(Исполняют песню «Песенка Бременских музыкантов»)
Ничего на свете нетуЧем бродить друзьям по белу свету
Кто с ЮИДом не страшны тревоги
Нам любые дороги дороги- 2 раза.
Ученик 1:
Заучи закон простой,
Красный свет зажёгся …
ВСЕ:
-Стой!
Ученик 1:
Жёлтый скажет пешеходу,
Приготовься к …
ВСЕ:
-Переходу
Ученик 1:
А зелёный впереди ,
Говорит он всем …
ВСЕ:
-Иди!
Ученица 1:
-Ребята, а вы знаете дорожные знаки? Сейчас проверим.
Ученица 2:
Если в красный треугольник
Помещён крутой зигзаг,
Это скажет каждый школьник, -
Не какой-нибудь пустяк,
А скорей наоборот. Здесь …. (Опасный поворот)
Ученик 2:
Что написано на знаке
На латинском языке?
Тормозят невдалеке. (Стоп)
Ученик 1:
Если в круге красном
Белый минус помещён
При движении опасном
Въезд здесь…… (строго воспрещён).
Ученица 1:
Ни проехать, ни пройти!
Знак дорожный на пути!
Отдаёт приказы стрелка
Это место обойти.
Хочешь прямо? Что ты! Что ты!
Здесь ….. (дорожные работы)
Ученица 2:
Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода (пешеходный переход)
Ученик 2:
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то («Осторожно! Дети!»)Ученица 1: -А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко»:
Ученик:
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажетИ напомнит, что и как,Вам в пути…(Дорожный знак).
Ученица 2:И шагая по дорогам,
Не забудьте, малыши,
Тротуары – пешеходам ,
Остальное для…(машин)
Ученик 2:Что за “зебра” на дороге?Все стоят, разинув рот.Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…(Переход).
Ученица 1:
-какие еще виды переходов могут быть?
( подземный и надземный переходы).
-ты собираешься с родителями в поездку. Где ты должен сидеть?
(в детском кресле)
-где следует ожидать автобус, маршрутное такси?
(на остановке)
-что случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения?
(ДТП или авария)
Ученица 2:-Перед близко идущим транспортом
Не перебегайте дорогу.
Ученик 2:Потому что транспорт
Сразу остановить нельзя.
Ученик 1:I. Тормозной путь мотоцикла 10м. 2. Тормозной путь легкового автомобиля 6м. 3. Тормозной путь грузового автомобиля 11м.
Ученица 1:
- Статистика показывает, что при дорожно-транспортных происшествиях:1. Каждый пятый погибший
Все:
Ребенок.
Ученица 1:
2. И каждый четвертый раненый
Все:
Ребенок.Ученица 1:
3. 65% дорожных происшествий случается летом.
Ученица 2:
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало
Ученик 2:Чтоб жить, не зная огорченья.
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ученица 1:Ты должен правила движенья
Всегда и всюду …
Все:
Соблюдать!
Ученик 2:
В нашей школе знает каждый - ПДД знать очень важно! Олег: Помни, друг мой, где б ты ни был ПДД для всех едины! Лишь шагнёшь ты за порог - Сотни пред тобой дорог.
Ученица 2:
Если ходишь пешим ходом - Ты зовёшься –пешеходом!
Пешеход ты иль водитель Должен Правила блюсти! Ученик 1:
А иначе, мой приятель,
Жизнь твоя в опасности.
Баба Яга:
(Выход Бабы Яги (выезжает на метле). Би-би-би! Ж-ж-ж!
– Дорогу давай, недомерки! Чему только вас в школе учат – где к старшим уважение. К женщине почтение?! Иль не видите, я супер-старушка – Аварии подружка! Для вас, для малолеток – старушка Баба- Ежка!
Ученик 2:
– Эй, бабуля! Не грубите! И права нам предъявите!
Баба Яга:
-Что? Права? Щас, разбежалась! Вы отколь такие взялись?
ВСЕ:
Из отряда мы ЮИД!
Баба Яга:
- Ась, чего гудит?
Ученица 2:
– Не гудит и не пищит!
Светофор для вас горит!
Баба Яга :Свето-что? Свето-зачем?
Ох, запутали совсем!
Ни к чему нам светофоры,
Мы и так: супершоферы!
Ученик 1:
Нет, бабуля, не скажите,
По- внимательней взгляните:
Ученица 2:
Красный свет – хода нет!
Ученик 2:
Желтый свет – тормози!
Ученица 2:
А зеленый свет зажгли –
Все:
Не задерживай – иди!
Баба Яга:
- Так я и иду, в смысле еду, а вы не мешайте моему движенью – в смысле перемещенью!
Заладили свое: красный , синий, беленький, в желтую полосочку...
А может, я – дальтоник! (поет на мотив «Зайка моя»)
Я ночами плохо сплю,
Потому что и во сне рулю,
Не умею, нарушаю, но рулю
Все: Ты ночами плохо спишь,
Не умеешь, а рулишь!
И в аварию однажды угодишь!
(Звуки машин, визг тормозов)
Баба Яга:
Тормозите! Задний ход!
Нет, так дело не пойдет!
Смерти моей хотите,
Не выйдет, не дождетесь!
А ну, показывай, где тут дорожной грамоте учат?! Да поподробнее: как добраться, куда ехать.
Ученик 1:
– Никуда ехать не надо, вы уже приехали, точно на место, к самым лучшим знатокам дорожных наук!
Ученик 2:
«Жигули», «Тойоты», «Джипы»
Сразу растеряешься.
Коль в сигналах светофора
Ты не разбираешься.
Песня «Машины бывают разные»
Машины бывают разные-
Чёрные, белые, красные.
Но пешеходам не хочется
На койке больничной ворочаться.
Баба Яга:
- Надо же! Как интересно
Вашу школу посещать.
Ваш урок, усвоив первый
Рвется вся моя душа
Повторять закон дорожный,
На «отлично»! Не шучу!
Баба - Ежку в ЮИД примите,
Я в инспекторы хочу!
Ученик 2:
– Что, ж принимаем!
– Повезло вам, госпожа Баба Яга.
Ученица 2:
- К вам хотим обратиться со сцены!
Ученик 1:
- Мы должны усилить меры против нарушителей!
Ученица 1:
- Разве мало нам примеров горя наших жителей!
Ученик 2:
- Нужно также без сомненья расширять ЮИД движенье!
. Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало
.Чтоб жить, не зная огорченья.
Чтоб бегать, плавать и летать,
Все:
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду …
Соблюдать!
Песня «Бременские музыканты»(2 куплет песни)
ПЕСНЯ «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ»
Мы своё призванье не забудем
Правила мы все расскажем людям
ПДД важней всего на свете
Знают это взрослые и дети- 2 раза.
Агитбригада отряда ЮИД уходит.
Учитель:
-Ребята, перед вами сейчас выступила агитбригада отряда ЮИД.
Вы показали неплохие знания по ПДД. Молодцы!
А сейчас поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением.
Дом - чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
3) Что такое - отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колеса на резине. (Троллейбус)
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы
Кирпич и железо, зерно и арбузы. ( Грузовики)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем! (Велосипед)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут - положу,
Человеку я служу. ( Подъемный кран)
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает. ( Экскаватор)
8) Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина. ( Пожарная машина)
9) Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка.
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет. (Поезд)
10) Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет - 5 плугов тащит. (Трактор)
11) Чтобы он тебя повез,
Не попросит он овес.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит ... (Автомобиль)
Учитель:
-Молодцы, ребята!
Сейчас разделимся на три команды: «Красный», «Желтый», «Зеленый»
(члены отряда ЮИД раздают шарики, команды формируются по цвету шаров), а остальные – болельщики.
1 задание командам :«Блиц-опрос»
(вопросы задаются командам по очереди, если команда не может ответить , отвечают болельщики).
«Знание правил дорожного движения». а) В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? (красный, желтый, зелёный) б) Что обозначает красный свет светофора? (стоп) в) Что обозначает желтый свет светофора? (внимание) г) Что обозначает зелёный свет светофора? (иди) д) Человек , совершающий пешком движение по улице.(пешеход) е) Проезжая часть дороги с твердым покрытием.(шоссе) ё) С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе? (с 14 лет) ж) Номер телефона скорой помощи.(03) з) Обозначенное место для перехода проезжей части улицы.(переход)
и) Определите, что это за знак, что он значит? В каких случаях ставится? (показать учащимся знаки «Въезд запрещен», «Движение на велосипедах запрещено», «Скользкая дорога», «Велосипедная дорожка», «Пункт питания», «Больница».)
2 задание. Выполнить тест.
Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–”.
1.
Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.
2.
На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.
3.
Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.
4.
Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.
5.
Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.
6.
На желтый сигнал светофора нужно стоять.
Игра с болельщиками.
Игра "Разрешается – запрещается” - Играть на мостовой…(запрещается) - Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается) - Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается) - Идти толпой по тротуару…(разрешается) - Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается) - Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается) - Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается) - Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается) - Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается) - Идти по тротуару слева…(запрещается) - Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается) - Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается) - Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается) - Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
Проверка выполнения 2задания.
3 задание.
Найти лишнее слово:
Задача ребенка найти лишнее слово. 1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку). 2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед). 3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор). 4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси). 5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары). 6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части). 7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение). 8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам). 9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие). 10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Пока команды готовятся.
Рассказывают заранее подготовленные дети.ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ…» (из истории дорожного движения)- 1 ученик.
«В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает «дорога для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.» 2 ученик.
« Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду.» Проверка выполнения 3 задания.
Жюри оценивает работу каждой команды.
Учитель:
-А сейчас поиграем в игру.
Игра “Светофор”. Учитель показывает круг зеленого цвета – дети топают ногами, круг желтого цвета – хлопают в ладоши, круг красного цвета – тишина.
Стихи читают ребята из отряда ЮИД1)
Мир, в котором мы живем, Огорчает нас порой. Сделать безопасной нашу жизнь Очень нужно нам с тобой.
2) Давай друг друга уважать, Простым законам подчиняться, Тогда забудут про печаль и боль И будут все вокруг смеяться.
Подведение итогов. Награждение команд.Учитель:
- Правда, ребята, если бы каждый человек соблюдал правила дорожного движения, меньше было бы слёз и боли.
Мы всегда должны знать Правила Дорожного Движения и выполнять их. Вот они:
Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны. Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу. При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин. Переходи только на зелёный сигнал светофора. Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем. За городом безопаснее идти навстречу движущемуся транспортному потоку. Всегда обрати внимание на знаки и светофор…. Учитель:
-Ребята, сегодня мы повторили Правила дорожного движения. Надеюсь , что вы всегда их будете помнить и выполнять. Будьте внимательными на дорогах(каждому вручается памятка пешехода)
-137160101600ПАМЯТКА ПЕШЕХОДА
٭ПЕШЕХОДАМ РАЗРЕШАЕТСЯ ХОДИТЬ ТОЛЬКО ПО ТРОТУАРАМ
И ПЕШЕХОДНЫМ ДОРОЖКАМ, А ТАМ, ГДЕ ИХ НЕТ- ПО ОБОЧИНЕ, НАВСТРЕЧУ ДВИЖУЩЕМУСЯ ТРАНСПОРТУ.
٭НЕ ВЫХОДИТЕ И НЕ ВЫБЕГАЙТЕ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ.٭ПЕРЕХОДИТЕ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ ТОЛЬКО В МЕСТАХ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКОЙ ЗЕБРА ИЛИ ЗНАКОМ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД;٭В МЕСТАХ, ГДЕ ЕСТЬ СВЕТОФОР, ПЕРЕХОДИТЕ УЛИЦУ ТОЛЬКО НА ЗЕЛЁНЫЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА;
٭ НЕ БЕГИТЕ ЧЕРЕЗ УЛИЦУ, ИДИТЕ СПОКОЙНЫМ ШАГОМ;٭ УЛИЦА - НЕ МЕСТО ДЛЯ ИГР;٭ КАТАТЬСЯ НА РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ, САМОКАТЕ, ВЕЛОСИПЕДЕ МОЖНО ТОЛЬКО В ПАРКЕ, ВО ДВОРЕ, НА СТАДИОНЕ;٭ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЛИЦЫ СОЙДИТЕ С ВЕЛОСИПЕДА, ДЕРЖА ЕГО ЗА РУЛЬ, ПЕРЕЙДИТЕ ПО ПЕШЕХОДНОМУ ПЕРЕХОДУ.
Заключение.
В процессе проведения этого урока расширяются представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения, формируются навыки спокойного, уверенного ,культурного и безопасного поведения в дорожной –транспортной среде.
В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно часто первыми игрушками являются автомобили. Вот почему с самого раннего возраста необходимо обучать детей основным правилам, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Источников этих знаний три — родители, школа, внешняя среда.
Сегодняшние водители-нарушители — это вчерашние необученные пешеходы.
Дорожное движение едино для всех — для детей и для взрослых. А значит Правила дорожного движения также для всех едины.
Цель учителя - готовить человека к выживанию; учить его быть здоровым, ответственным и счастливым гражданином своей планеты. Достижение ожидаемого результата от преподавания Правил дорожного движения, выраженное в снижении уровня детского дорожно-транспортного травматизма, реально возможно лишь при высоком качестве преподавания.
Я в своей работе использую разнообразные виды деятельности: игры, беседы, внеклассные мероприятия, целевые прогулки, наблюдения, конкурсы между классами, конкурс рисунков по ПДД, провожу тестирование.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим и дальнейший поиск, совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Я надеюсь, что представленная методическая разработка вызовет интерес и желание использовать в педагогической деятельности.
Литература:
Агадюнова К.В. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель М.: Просвещение, 1999.
Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.
Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
Клименко В.Р. «Обучайте школьников правилам движения». М.: «Просвещение», 2003.
Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. М. «Транспорт» 1999.
Морозов О., Фаляхова В. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Казань, 2002.
Из истории уличного движения. Техника молодежи, №4. 1977.
Пожидаева С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства (методические рекомендации). – Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006.
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
Правила дорожного движения РФ, - М., ООО «Атберг 98», 2006.
Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Школьникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение», 2000.
Ресурсы интернета.