Вариативная программа социального педагога по обучению детей правилам дорожного движения «Я примерный пешеход» для детей от 3 до 7 лет

Вариативная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Я примерный пешеход» для детей от 3 до 7 лет Разработала социальный педагог Елшанская Ю.Г.
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны для взрослых и не всегда понятны детям. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями.
Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых.
И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с детьми, родителями в практическом обучении своих детей.
Предложенная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Я примерный пешеход» (далее именуемая программа) – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Программа разработана в соответствии с ФГОС приказ №1155 от 17 октября 2013 года, соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, в силу особой актуальности проблемы, обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире-мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском-обязанность взрослых. Поэтому необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.
Основные направления работы по программе
Профилактические:
- Обеспечение знаний о транспортной среде города;
- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационные:
- Организация предметно-развивающей среды в группе и на прогулочном участке ДОО (по ПДД);
- Определение уровней сформированных умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Педагогическая целесообразность:
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.
Цель программы:
Создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. Данная цель достигается за счет работы коллектива педагогов в трех направлениях:
практическая деятельность воспитателей с детьми;
взаимодействие с семьями воспитанников по разрешению проблемы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
обновление и пополнение предметно-развивающей среды в группе и на территории ДОО для организации и образовательного процесса по формированию навыков культуры поведения на дорогах и улицах города.
Задачи:
1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
2. Организация предметно-развивающей среды группы по проблеме.
3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОО по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
5. Разработка проектов по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Принципы организации образовательного процесса:
Не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, чаще использовать наблюдения в реальной обстановке.
Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграции – применять все виды детской деятельности, разнообразные формы работы (викторины, конкурсы, театральная деятельность и т. д.).
Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Работа должна проводиться во взаимодействии с семьями воспитанников, так как именно родители являются авторитетом для ребенка.
Возрастной адресности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Срок реализации программы: 4 года
Формы и режим занятий:
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОО, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:
ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Основные направления и формы работы с детьми по обучению
правилам дорожного движения
Чтение художественной литературы, Праздники и развлечения, Целевые прогулки и экскурсии
Целенаправленные занятия, Работа с детьми, Сюжетно – дидактические игры,
Создание атрибутов к играм, Встречи с сотрудниками ГИБДД,Проведение тематической недели
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей и педагогов:
- Обсуждение разных точек зрения.
- Решение проблемных задач семейного воспитания.
- Ролевое проигрывание ситуаций.
- Тренинговые игровые упражнения и задания.
- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
- Обращение к опыту родителей.
Основные направления и формы работы с родителями по обучению
детей правилам дорожного движения
Круглые столы, Консультации, Проведение родительских собраний
Дни открытых дверей, Работа с родителями, Индивидуальные консультации
Анкетирования, Показ открытых занятий, Семинары – практикумы
Ожидаемые результаты
Образовательные:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях
на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательные:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальные:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы:
- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного
года
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов
- Участие в соревнованиях.
РАЗДЕЛ 2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по
освоению правил дорожного движения
Тематическое перспективное планирование занятий по ПДД
Занятия по обучению ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности с детьми в форме занятий, всего 9 занятий в год.
Диагностика проводится 2 раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 – итоговая (май)
Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Перспективные планы составлены в соответствии с ФГОС, с учетом возрастных особенностей, материально – технической базы ДОО и интеграции образовательных областей:
1. Изо деятельность – сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
2. Ознакомление с художественной литературой – использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;
3. Физическое развитие – использование подвижных игр, физкультминуток.
4. Ознакомление с окружающим миром – рассматривание ситуаций в контексте различных природных проявлений, ориентировка на местности, история транспорта.
В процессе воспитания детей педагог учитывает следующее:
воспитание навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
обучение идет не только по правилам дорожного движения, но и по правилам безопасного поведения в транспортных средствах;
наблюдение за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года (гололед на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, скользкие листья и т. д.);
занятия проводятся не только по плану и графику, а используется каждая возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращая внимание детей на ту или иную сторону правил;
проводятся досуги, смотры-конкурсы, конкурсы детского рисунка
развивать такие качества, как координация, внимание, наблюдательность, реакция, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;
использовать все доступные формы работы с детьми: (рассказы, беседы, игры, диа и видеофильмы, чтение книг, прогулки, и т. д.) не считая какую – то из форм основной;
в группе должен находиться уголок по ПДД, состоящий из макета с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.) светофоры, фигурки людей.
настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, эмблемы машин и т. д.)
на территории детского сада расположена детская автоплощадка для практических занятий с детьми обучению и закреплению правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
Работа ведется систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы. В связи с увеличением количества машин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий (проект) по формированию у детей правил навыков безопасного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо с самого раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Тематика целевых прогулок
Возрастная группа Тема прогулки
Вторая младшая - Знакомство с улицей;
- Рассматривание автомобиля;
- Наблюдение за работой светофора.
Средняя - Наша улица;
- Сравнение грузового и легкового автомобилей;
- Наблюдение за работой светофора;
- Знакомство с дорожными знаками.
Старшая - Наша улица;
- Правила поведения на улице;
- Наблюдение за транспортом;
- Перекресток;
- Наблюдение за работой светофора;
- Значение дорожных знаков.
Подготовительная - Улицы и перекресток;
- Правила дорожного движения;
- Наблюдение за работой светофора;
- Наблюдение за работой и движением водителей;
- Наблюдение за работой инспектора ГБДД;
- Значение дорожных знаков.
РАЗДЕЛ 3. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
«Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.
Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД.
Мониторинг проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла, В–отвечает на все поставленные вопросы;
средний – 2 балла, С–допускает две – три ошибки;
низкий – 1 балл. Н– д
Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах к концу обучения.
1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.
2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).
3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).
4. Правила перехода дороги (посмотреть налево, право и т. д.)
5. Опасные места на улицах и дорогах.
6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.
7. Виды и назначение транспорта.
8. Опасные и безопасные действия.
9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях, границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный, домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
РАЗДЕЛ 4. Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения»
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, поселке обязательно должны выступать сотрудники ГИБДД.
С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели ДОУ ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
Воспитатели детского сада регулярно (один раз в полугодие) проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.
В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических и
Литература
1. Авдеева Н. Н., Стёркина Р. Б. «Безопасность». - СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Твоя безопасность. - М. : «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
4. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
5. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. - М. : «Просвещение», 1973 – 48с.
6. Козловская Е. А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. - М. : «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
7. Комарова Л. Г. Строим из лего. - М. : ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
8. Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д. : Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
9. Рублях В. Э. Правила дорожного движения. - М. : «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
10. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. - М. : «Просвещение», 1989 – 64 с.
11. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
12. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения. - «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
13. Шурыгина Т. А. Осторожные сказки. - М. : «Книголюб», 2002 – 80 с.