Исследовательская работа уч-ся 9 кл. Илюшина Владислава Моя малая Родина. Туристско-краеведческая работа в походе
Городская Научно-практическая конференция
«Неоткрытые тайны»
Секция спорта и туризма
Моя малая Родина.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА в походе
Илюшин Владислав Игоревич,
9 класс МБОУ «СОШ №25».
Руководитель
Ильина Татьяна Алексеевна, педагог
дополнительного образования МБОУ ДОД
«ДТДиМ» I-й квалификационной категории
г. Ангарск,
2016 г.
Содержание
I.Введение ___________________________________________ 2II.Теоретическая часть ___________________________________________2
III.Практическая часть ___________________________________________4
Анкетирование _________________________________________4
Походы. Туристские объекты _______________________________5
IV.Заключение ___________________________________________13
V.Библиография ___________________________________________ 15
VI.Приложение ___________________________________________15
Карта Малого моря _______________________________________ 15
График движения _____________________ ___________________15
Дневник погоды _________________________________________ 16
Фотографии. Малое море__________________________________ 16
График движения (р. Иркут) _______________________________ 18
Карта сплава _____________________________________________19
Техническое описание ____________________________________ 20
Фотографии _____________________________________________ 20
Долина вулканов, график движения _________________________21
Карты маршрута _________________________________________ 23
Техническое описание ____________________________________ 24
Фотографии _____________________________________________ 25
Таблица и график перепада высот (по дням) __________________ 29
Анкета __________________________________________________30
I.Вводная часть (актуальность темы)
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Актуальность заявленной задачи в современных условиях подчёркнута в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённой Правительством РФ. В реализации поставленной задачи особое место отводится туристско–краеведческой деятельности, которая позволяет обучающемуся знакомиться со своим краем, изучать свою страну с “малой Родины”, познавать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. Это и есть истоки и основа патриотического воспитания. [7].
Цель:
расширение знаний о богатстве природного наследия родного края через краеведческую работу в походе.
Задачи:
Изучить литературу о маршруте похода.
Провести анкетирование.
Стать участником похода.
Выполнить краеведческую работу в походе.
Гипотеза: я думаю, что краеведческая работа в походе способствует расширению знаний о богатстве природного наследия родного края.
Методы исследования:
теоретические (анализ литературы, систематизация)
эмпирические (анкетирование, наблюдение, фотографирование, ведение дневника погоды)
поход, техническое описание маршрута
Объект – Иркутская область: Малое море, р. Иркут, Долина вулканов
(Бурятия, Чойган – Тыва).
Предмет – краеведческая работа в походе.
II.Теоретическая часть. Краеведение - основа нравственного воспитания народа, уже в средней школе, с юных лет приучающего к сохранению своими руками культурного и природного наследия (Д.С. Лихачев,1998г.)
Сигурд Шмидт, председатель союза краеведов России, академик РАО, выступая на краеведческих чтениях, сказал: «Поощрение развития краеведения — это задача федерального масштаба, важная и для всей России и для отдельных её регионов — крупных областей и малых городов. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом».
При этом идёт и физическое воспитание, и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, и приобщение к здоровому образу жизни.
Краеведение в школе – это изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности, шк. микрорайона, города, села, района, области. Краеведение включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; самостоятельное добывание знаний [2].
Краеведение как знание о своих родных местах зародилось в далёком прошлом. У всех народов во все времена были люди, хорошо знающие окружающую их местность, особенности её природы, истории и т. д. Эти знания передавались последующим поколениям устно, в различных документах, произведениях народного творчества. Выдвинутая М. В. Ломоносовым идея всестороннего обследования страны при помощи местного населения была связана со школой. В школе же краеведение в наибольшей степени было связано с географией. Принцип «учить детей географии с ближайшего для них места» выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебник Ф. Студитского в 1840 г.). Эти мысли также развивал русский писатель и общественный деятель начала XVIII в. Николай Иванович Новиков (1744-1818). В статье «О воспитании и наставлении детей» он писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слушать и чувствовать» [3].
В походах мы непосредственно видим, слышим, осязаем окружающий, мир, воспринимаем его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед нами со страниц книг, учебных пособий и т.д. В ходе туристско-краеведческой деятельности мы испытываем и гордость за прошлые подвиги дедов, и любовь к родной природе, и желание приумножить своим трудом силы, богатство Родины, и уважение к культурным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее, и чувство ответственности за судьбу своей Отчизны.
III.Практическая часть
Пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, родного края. Это спорт и здоровый образ жизни. Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности. Она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности [1].
Для изучения родного края мы принимаем участие в походах.
На начальном уровне, когда новички осваивают азы туризма, это знакомство с окрестностями родного города: лесо-парковая зона за Аллеей Любви, где проводим тренировки и соревнования по туристскому многоборью; район водохранилища, где проводятся занятия по ориентированию и соревнования; окрестности ДОЛ «Здоровья». Участвуем в походе выходного дня с ночёвкой у скальника «Витязь» Шелеховского р-на, расширяя географию практического знакомства с родными местами. Учимся жить по Зелёному Кодексу путешественника. Затем участвуем в однодневном лыжном походе от ст. «Трудный» через «Витязь» до ст. «Орлёнок».
Ещё до похода мы знакомимся с географической и туристической характеристикой района путешествия, изучаем карту, читаем литературу, знакомимся с традициями, легендами и этнографией. После похода принимаем участие в составлении отчёта о походе, обмениваемся фотографиями, делаем описание туристских объектов маршрута, рассказываем о походе родным, знакомым, сверстникам [7].
III.1. Мы провели анкетирование (Приложение) о знании взрослыми и школьниками достопримечательностей родного края:
Какие памятники природы на Байкале вы знаете?
Назовите населённые пункты, расположенные вдоль р. Иркута.
Знаете ли вы о происхождении названий посёлков Шаманка, Введенщина, Баклаши, Смоленское; р Иркут, оз.Байкал?
Можете ли вы назвать места, связанные с рождением и деяниями героя эпоса народов Азии "Гэсэр"?
Какие легенды и предания о Байкале вы знаете?
Оказалось, что в основном назвали те места, в которых бывали; дали сведения, которые получили в школе; не задумывались, откуда произощли названия гидронимов и топонимов родного края. А когда мы стали рассказывать – заинтересовались.
Таким образом, для того чтобы расширить свои представления и знания о своём крае, нам необходимо не только читать о нём, смотреть фильмы, а практически знакомиться с ним.
Когда мы говорим о туристских объектах похода, мы говорим не только об объектах маршрута, но и о тех местах, в которых бываем. Ведь туризм – это вид путешествий, которое человек совершает не только ради физической закалки организма или отдыха, но и для самообразования.
III.2. Походы. Туристические объекты. Я был участником некатегорийных и категорийных походов.
В походах мы ведём дневник погоды, отмечаем метеоусловия, записываем хронометраж, отмечаем ориентиры. Каждый пройденный день имеет техническое описание в отчёте по походу.
1) Туриада (пешеходный поход I категории сложности) по льду Малого моря с посещением мысов Саган-Хушун, Хобой, Бурхан, урочища Песчаное, залива Нюрганская Губа, мыса Саса, острова Огой и др., познакомила нас с местами, имеющими статусы памятников природы, ландшафтного памятника природы, государственного природно-исторического памятника; с местами, священными для коренного народа Байкала, с легендами и преданиями. По-бурятски Малое Море называется Нарин- Далай, что означает «узкое море» или «тонкое». Соединяется с Байкалом проливом Ольхонские Ворота. … Находится на территории Прибайкальского национального парка в Иркутской области.
Остров Ольхон – самый большой и единственно обитаемый остров озера Байкал. На территории острова находится несколько памятников природы, охраняемых государством. Мыс Саган-Хушун - протяженный беломраморный скальный массив (около 1 км), отвесно обрывающийся в Байкал на западном побережье острова Ольхон, в пяти километрах юго-западнее мыса Хобой. Статус памятника природы. Название «саган-хушун» произошло от бурятского «белый мыс». Одна из групп скал в южной части мыса Саган-Хушун - это Три Брата. Мыс известен также археологическими памятниками. На его перешейке сохранились остатки вала и рва длиной около 600 метров, датируемые V-X веками н.э.
В северной части мыс Хобой (название получил за самую выдающуюся часть мыса - плоскую каменную плиту, формой напоминающую клык зверя («хобой» по-бурятски - клык), южный край «клыка» сбоку напоминает женский профиль и зовется скала Дева, местные жители верят, что это заставшая на века бурятка, которая была наказана богами за жадность), венчающий северную оконечность острова. Статус ландшафтного памятника природы.
Мыс Бурхан – он же Шаманский мыс –скала, которую издревле свято почитает коренное население острова. Изображение мыса фактически стало визитной карточкой Байкала. Исторически первым было название мыс Шаманский, Шаманка. После вытеснения шаманизма буддизмом появилось и новое название святого для верующих бурят места - Бурхан (по-бурятски «Ойхон-эхэ-бабай»). В настоящее время мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника. Находится в средней части западного побережья Ольхона, на территории Прибайкальского национального парка, вблизи поселка Хужир. За долгие века вода и ветер проточили в ближней к берегу скале Бурхана сквозную пещеру, которая тоже называется Шаманской.В древности на Бурхане совершались культовые жертвоприношения хозяину острова Ольхон Угутэ-нойону, который по поверьям обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала. В 1890 г., В.А. Обручев описал отношение местного населения к Бурхану и Шаманской пещере: «Всего примечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере; мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или на санях; если в одном из родов есть покойник, членам этого рода запрещается проезжать мимо пещеры в течение определенного времени». Позднее ламы использовали ее как буддийское святилище. Легенды рассказывают, что шаман, проходя сквозь скалу, вызывал священный трепет у верующих, которые не знали о существовании сквозной пещеры. В 1975 году здесь работала совместная советско-американская экспедиция. Одним из результатов ее работы стала гипотеза об азиатском происхождении коренного населения Северной Америки. На самом Бурхане и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И.Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII-XIX вв.), так и к эпохе неолита (V-III тысяч лет до нашей эры). Часть находок хранится в Хужирском музее. Во время раскопок на перешейке, соединяющим Бурхан с островом, были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V-II тыс. лет до н.э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и т.д. По свидетельствам И.Д.Черского в 1879 г. и П.П. Хороших в 1924 г., на скалах Бурхана, обращенных в сторону Хужира, существовали тибетские надписи (XVIII-XIX вв.), следы их еще можно было обнаружить в 50-60-е годы прошлого века. К настоящему времени надписи не сохранились. К востоку от входа в пещеру в 1953 г. П.П. Хороших обнаружил наскальный рисунок, который он считал изображением бубна. На рисунке изображен вытянутый овал, внутри которого горизонтально прочерчена линия, еще две наклонные линии изображены снаружи овала, справа и слева. Еще один рисунок найден А.В. Тиваненко в начале 1980-х гг. На рисунке изображен шаман с бубном в правой руке и колотушкой в левой, выполнен красной охрой и находится в 5 метрах левее главного входа в Шаманскую пещеру. Время появления этого рисунка также определить не удалось. Скала Шаманка является одной из девяти святынь Азии.
Остров Огой. На вершине установлена буддистская ступа.2).Сплав по району Олхинского плоскогорья (река Иркут): пос. Анчук –
п. Шаманка – г.Иркутск. Наш поход проходил по Иркуту в районе Олхинского плато, Иркутская область. Левые притоки Иркута: Подпорожная, Зубкогон, Выгузова, Куйтун, Шаманка и др. Правые притоки: Большая Быстрая, Большая Зазара, Малая Зазара и др. Справа по ходу сплава - хребет Быстринская Грива. Он и пройденный участок сплава до порога Муромский входят в Иркутский Заказник регионального значения, который был создан в 1967 году с целью сохранения популяции кабана. Территория Шелеховского и Слюдянского районов.
Река Иркут берёт начало в Восточном Саяне на высоте 1875 м над уровнем моря, вытекая из озера HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D1%80&action=edit&redlink=1" \o "Ильчир (страница отсутствует)" Ильчир, и называется Чёрный Иркут. После слияния со Средним и Белым Иркутом приобретает название Иркут. В верховье течёт на юго-запад, у массива HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%83-%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BA" \o "Мунку-Сардык" Мунку-Сардык круто поворачивает на восток, прорезает хребет Большой Саян, отделяя от него HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D1%8B" \o "Тункинские Гольцы" Тункинские Гольцы. Далее на протяжении 200 км течёт по HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0" \o "Тункинская котловина" Тункинской котловине, принимая основные притоки: HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%98%D1%85%D1%8D-%D0%A3%D1%85%D0%B3%D1%83%D0%BD%D1%8C&action=edit&redlink=1" \o "Ихэ-Ухгунь (страница отсутствует)" Ихэ-Ухгунь, Большой Зангисан, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0)" \o "Тунка (река)" Тунку, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%BD-%D0%9C%D1%83%D1%80%D1%8D%D0%BD" \o "Зун-Мурэн" Зун-Мурэн, Большую Быструю и др. В районе впадения реки Большая Быстрая р. Иркут круто поворачивает в горы, пробивая Зырказунское ущелье и направлясь к Байкалу, но, не доходя до озера 20 км, резко поворачивает в горы. Этот феномен давно изучается учеными, но до сих пор нет единой точки зрения на причины этого явления. Сам факт этого достаточно редкого в природе явления стал основой для многих легенд из бурятского фольклора. Одна из них –известная легенда о Байкале, Иркуте и Ангаре, на тему которой в Бурятском Государственном театре оперы и балета поставлен балет «Красавица Ангара».
Река сплавная. На ней развит водный туризм. Имеются пороги. По её гидрониму назван областной центр (первый казачий острог был поставлен в 1661 году на берегу Ангары, напротив впадения Иркута в Ангару).
Существует несколько вариантов происхождения названия реки.
Вариант первый и самый распространённый: эта река славится сильным течением и бурлящими водами, в которых образуется много воронок. Как раз поэтому племена эвенков, жившие на берегах этой реки, дали ей название Иркут (в переводе – «несущий воронки»). Вариант второй: название дали сойоты, как производное от названия озера Ильчир, откуда вытекает Черный Иркут.
Вариант третий: назвали монголы, что в переводе означает «настоящий мужчина», который в юности горяч, в зрелости спокоен и уверен в себе, силен и решителен. Иркут часто подтверждает это. В верховье он быстр, но, выйдя в широкую долину, успокаивается. Во время наводнений, он показывает свою силу, снося на своем пути все. Вариант четвёртый: близкое к действительности объяснение, связывающее происхождение названия Иркут с этнонимом Ырху: как написано в орхонских надписях VIII вв., в Саянах и Прибайкалье обитало племя байырху (или Ырху), потомки которого сохранились в виде многочисленных родов (иркит, игрит, иркыт, ырху) среди бурят, тувинцев, алтайцев и других современных народов.
От пос. Анчук по ходу сплава пос. Шаманка – это первое селение, которое встретилось нам по пути. Шаман, Шаманка, ур., н. п. во многих р-нах - от эвенк. саман, шаман - "колдун", "знахарь", "жрец", "идолопоклонник". В этих местах раньше жили буряты-шаманисты, поэтому русские стали назвать эти места шаманскими. Слово шаман эвенкийское, распространенное русскими на все молебственные "священные" места нерусских жителей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Бурятское название оформилось с помощью суффикса и окончания русского языка -ка: Шаманка.
Шаманка — посёлок в HYPERLINK "http://irkipedia.ru/content/shelehovskiy_rayon" Шелеховском районе Иркутской области на высоте 469 м над уровнем моря. Основано село в 1927 году как поселение лесозаготовителей, названо по гидрониму речки Шаманки; расположено на берегу реки в 7 км от Московского тракта, в 30 км от города Шелехова и в 58 км от Иркутска в месте, где река Шаманка впадает в Иркут под Шаманским утесом, который является памятником природы Иркутской области. В 1937г. в Шаманке было построено 10 двухквартирных домов, магазин, пекарня, баня, конный двор, общежитие. В 1938г. была построена начальная школа. В 1945 г. сюда были привезены военнопленные японцы в количестве 700 человек. В том месте, где сейчас находится центр села, была японская зона, обнесенная колючей проволокой. В 1948 г. в Шаманку были привезены сосланные литовцы. С 1963 г. стала пригородом города Шелехова. В 1967г. в селе Шаманка был построен силами жителей и Иркутского леспромхоза пешеходный навесной мост с опорой посреди реки Иркут в районе паромной переправы. В 1971 г. в село была проведена линия электропередач. В июле 1971 г. произошло сильное наводнение, из-за того, что уровень воды в Иркуте поднялся на 7 метров. Во время наводнения пришлось эвакуировать жителей. Иркутскому леспромхозу был нанесен большой ущерб. После наводнения село отстроилось. Руководство Иркутского леспромхоза пришло к выводу, что лес лучше вывозить автомобильным транспортом, для этих целей в 1976 г. была построена паромная переправа, которая действует и до настоящего времени. 12 марта 2004 г. в Шаманке был открыт пешеходный мост через реку Иркут.
Порог «Бык». Видимо, своим названием порог обязан происхождению. Быками называют каменистые гряды посередине русла реки, которые тянутся на некотором расстоянии от рассыпавшихся на мелкие части прибрежных скал.
Порог Мотский. Село Моты, ур., , Шаманский с/сов. г. Шелехова - от эвенк. моты - "лось". Местность когда-то изобиловала лосями, которые ныне здесь не встречаются. Можно предположить, что и порог своё название получил за то, что в его районе раньше было много лосей.
Река Выгузова. Топоним, возможно, восходит к глаголу «выгожаться», то есть «пригодиться, сгодиться».
-1905436245Посёлок Введенщина. Введенское, с., Иркутский р-н - эта деревня, как и другие с подобным церковным названием, возникла в XVII в. на монастырских землях иркутских Вознесенского и Знаменского монастырей, прибиравших для работы на своих землях гулящих людей, крестьян и "новокрещенных" из бурят и эвенков. В результате на этих землях возникли деревни под названиями Монастырская Знаменская (Знаменка), Введенская (Введенщина), Вознесенская (Вознесенское) и т. п. – названия, относящиеся к православному празднику или к церкви этого названия.
Баклаши, с., Иркутский р-н - селение было основано во второй половине XVII в. как сторожевое зимовье под названием Окинское, охраняющее Иркутск с юга. Затем зимовье-сторожка положило начало пригородному селу, названному Окинино-Баклаши (или Акинино-Баклаши). Теперь просто Баклаши. Окининское (зимовье) произошло от слова Ока. Добавление Баклаши сделано, очевидно, в связи с тем, что население занималось изготовлением "баклуш" - березовых болванок для токарной выделки деревянной посуды и других предметов для города. Этому промыслу населения способствовал хороший березовый лес, окружавший в прошлом Окинскую деревню.
Смоленское, с., Иркутский р-н - считают, что в названии выражено занятие (в прошлом) населения этого села - смолокурение. Здесь жили смоляги - люди, занимающиеся варкой смолы, и местность назвалась Смоляга, а затем - Смоленщина. Но в исторических источниках встречается имя ссыльного Митки Смоленского, сосланного в Иркутский острог в 70-х годах XVII в. и ставшего пашенным крестьянином. На карте С. Ремезова значится зимовье Смоленских. Он, возможно, был смолягом и основал Смоленщину
После ж/д моста левая протока Иркута идёт к Максимовщине.
Максимовщина, Иркутский р-н - село носит имя известного русского служилого человека, атамана Максима Перфильева, который в 1626-1627 гг. и позже во главе отрядов казаков совершил ряд походов из Енисейска по Ангаре и по Лене и ее притоку Витиму, построил несколько острогов; сыграл важную роль в присоединении Сибири к России. Поселение это основал Иван Максимович Перфильев, затем здесь жили его сыновья Василий и Остафий. Максим Перфильев в этих местах лично не был.
Куйтун- по-бур. хыйта, хыйтан (куйтун) означает обширные, плоские, приподнятые степные пространства вдали от леса, представляющие собою хорошие просторные пастбища и пахотные земли с плодородными почвами. Река Куйтун.
Примерно от Куличьей Шиверы начинается воспетая в легендах 30-километровая Зыркузунская петля, где у отвесного многометрового Зубкогонского скального утеса река разворачивается на 180 градусов. В начале прошлого века изыскатели для строительства Кругобайкальской дороги всерьез разрабатывали ее проект по долине Иркута, планировалось спрямить Зыркузунскую петлю за счет строительства 3,7-километрового тоннеля под хребтом Быстринская Грива. Но затем пришли к выводу, что своенравный Иркут с большими колебаниями воды и частыми паводками станет причиной удорожания содержания дороги в будущем, и в итоге построили дорогу с многочисленными тоннелями по берегу Южного Байкала.
3).Туриада в Долину вулканов (пеший поход II категории сложности) дала практическое представление о географической и туристической характеристике, природно-ресурсном потенциале Окинского района Бурятии и части Тувы. Маршрут по своей цели являлся учебно-спортивным походом, направленным на обучение спортивной туристской технике; укрепление здоровья и закаливание; подготовку туристско-краеведческого актива; расширение и углубление туристских знаний; организацию интересного досуга. Во время отдыха на минеральных источниках Чойгана и Хойто-Гола общались с тувинцами и бурятами, которые рассказали о некоторых своих традициях и обычаях. От главного тренера по боксу республики Бурятия Доржо Шаргакшанова мы узнали, что они считают себя потомками сойотов и район называют Окино-Сойотским.
Окинский район Республики Бурятия образован 26 мая 1940 года в результате разукрупнения районов Бурятии. Раньше он входил в виде района-хошуна в состав Тункинского района Бурятской СССР. Расположенный на северо-западе от южного побережья озера Байкал, Окинский район граничит на севере и востоке с Иркутской областью, на северо-западе с Республикой Тыва, на западе и юго-западе с Монголией, а на юге примыкает к Тункинскому району Республики Бурятия. Район отличается очень низкой плотностью населения. В нём проживают 4652 человек при площади 26926 кв.км. Окинский район отличается чрезвычайно суровыми условиями, труднодоступностью и богатством недр. Большая часть территории района покрыта горами, поэтому его часто называют Горной Окой.
В состав района входят 4 сельских поселения: Саянское - село Саяны, Бурунгольское - село Хужир, Орликское - село Орлик, Сойотское - улус Сорок.
Окинский район - «Тибет в миниатюре», по определению С.В. Обручева. Остроконечные пики гор покрыты снежными шапками и вечный ледник - вершина Мунку-Сардык (3491м). На западе Окинского района возвышается пик Топографов (3089 м).
Заселение этого высокогорного участка Бурятии началось в начале XVIII века переселением пяти бурятских семей, впоследствии перемешавшихся с сойотами, теперь их потомки живут в этих местах. В 80-е годы XX века началось строительство дороги от поселка Монды до Орлика, но к железной дороге – Транссибу выхода до сих пор нет.
Основное направлением в сельском хозяйстве — разведение яков и коней.
Окинский район славится многочисленными минеральными источниками. Наиболее известный из них –HYPERLINK "http://travel-siberia.ru/int/intbur/267-magicheskij-shumak.html"Шумак в бассейне реки Китой. Также известны источники Халун-Ухан, Шутхулай, Хойто-Гол, Айнаг, Тисса и др. В Туве – мин. ист. Чойган.
Долина Вулканов - так называют в туристской среде падь Хи-Гол – хорошо сохранила следы вулканической деятельности. В Тункинской впадине на территории Бурятии расположены 9 потухших вулканов высотой до 68,5 метров. Несколько тысяч лет назад вулканы масштабно извергались, по долине текла раскалённая лава. Лавовый поток распространился на 70 километров вниз по долинам Хи-Гола и Жом-Болока, а толщина слоя застывшей лавы достигает 150 метров. Посреди лавовых полей возвышаются два правильных усечённых конуса - вулканы Кропоткина (н/к, 2074 м) и Перетолчина(н/к, 2044 м). Из-за формы правильного конуса они кажутся меньше окружающих их гор.
Вулкан Кропоткина –2074 м. Осыпной округлый холм. Находится в глубине долины пади Хи-Гол, у подножия Большого Пограничного хребта. От него берет начало лавовая «река», уходя в долину Хи-Гол, а потом в долину Жомболока. Высота над лавовым полем 110 м, диаметр кратера – 210 м, глубина воронки 60 м, диаметр днища 26м, назван в честь выдающегося путешественника, исследователя Восточной Сибири П.А. Кропоткина (1842-1921).
Вулкан Перетолчина –– 2044 м. Конус правильной формы. Глубина жерла около 30м, усыпано красными породами. На краю жерла растет лес. С восточной стороны от вулкана проходит тропа в сторону пади Хи-Гол. Высота около 110 м, диаметр кратера 140 м, Геолог А.Перетолчин трагически погиб в 1913 г. при изучении одного из вулканов. Эти два вулкана расположены в долине на расстоянии 3 км друг от друга.
Интересны для знакомства лавовые поля в долине р. Жом-Болок примерно в 45 км от Орлика. Водопад Жом-Болок срывается с уступа (высота около 20 м) в круглый провал диаметром примерно в 40 м. Зимой водопад замерзает и представляет собой огромный ледяной сталагмит, который сохраняется до мая.
Со всех сторон долина окружена остроконечными хребтами. Но главное сокровище долины – это озеро Хара-Нур, продолговатый 8-километровый водоем. С языка бурятов его название переводится как Чёрное озеро, «чёрными» буряты зовут пресноводные водоёмы. Априорную красоту фауны и флоры помогла сберечь определенная затерянность Хара-Нур.
Много памятников природы Бурятии, минеральных источников, богатых рыбой озёр, а также мест, связанных с рождением и деяниями героя эпоса народов Азии "Гэсэр".
Многочисленные легенды дали названия местным природным достопримечательностям. На вершине священной горы Хан-Улай лежит гладкий 20-метровый камень, называемый «мечом Гэсэра». У села Хужир на вершине сопки – одинокая скала Тураг-Шулуун («Великан-камень») или седло Гэсэра. На въезде в Хужир в 1995 году поставили храм-беседку Гэсэра в честь 1000-летия «Гэсэриады».
Скала Шулуун - Красный камень. Скала, на которой по легенде происходила битва героя бурятских сказаний Гэсэра. В непогоду камень становится красным от крови великих воинов.
В поселке Орлик, на правому берегу реки Оки, в лесу построен новый Окинский дацан.
Неподалеку от села Монды на границе с Монголией располагается Саянская солнечная обсерватория Института солнечно-земной физики СО РАН, основанная в 1962 г.
В юго-западном направлении на высоте около 2000 м тянется широкая долина с цепью озер. Самое большое из них озеро Ильчир (около 7 км в длину и шириной 500 м). Ока (от бурятского слова «аха» – старший) – самая большая река, стекающая с Восточных Саян в Ангару. Сойоты – коренные жители бассейна этой реки называют ее Ок-хем – «стрела-река». В долине этой реки еще встречаются стада яков-сарлыков с длинной шерстью и большими рогами.
Пик Топографов (3089 м., 1Б), его район представляет собой самый крупный центр современного оледенения всей горной системы Восточного Саяна.
Курорт Жойган (Чойган) в Туве - место паломничества бурят и тувинцев. Более 30 уникальных минеральных источников и горячих ключей, выходящих на поверхность в верховьях реки Аржан-Хем. Температура источников от +18С до +40С. Отложения минеральных солей от источников образуют среди тайги площадку размером около 150 кв. метров. Источники гидрокарбонатные, углекислые. Имеются самодельные ванны, баня.
Халун-Ухан (тёплая вода) – источник у устья р. Барун-Кадыр-Ос (левый приток р.Сенцы),на левом берегу; tº достигает +29º. Русло покрыто мощным слоем известнякового туфа. Источник гидрокарбонатный, щёлочно-земельный, с повышенным содержанием сульфатов. Есть «баня» с двумя самозаполняющимися водой отсеками.
Хойто-Гол –ключи, бьющие из-под валунов на берегу ручья Аршан (левого притока р. Сенцы). Около десятка ключей, от +29º до +33º, ржавый оттенок, вода неприятна на вкус, резкий запах сероводорода. Источник гидрокарбонатный, натриево-кальциевый, с преобладанием натрия. На наиболее значительных ключах построены деревянные ванны в «банях». Есть минеральный бассейн.
Перевал Хэлгин. Пять озер разного цвета на перевале Пятиозерном (изумрудное, два стальных, черное, белое); ледниковые озера.
IV.Заключение (вывод)
Данную тему мы выбрали потому, что мы, жители Иркутской области, города Ангарска, должны знать и чтить историю, традиции, обычаи своего родного края. Знать историю Сибири, знакомиться с теми местами, которые нас окружают. Для того чтобы расширить свои представления и знания о своём крае, нам необходимо практически знакомиться с ним.
Туризм – это вид путешествий, которое человек совершает не только ради физической закалки организма или отдыха, но и для самообразования.
За время подготовки к походу, во время похода мы знакомимся с достопримечательностями родного края. Учимся жить по Зелёному кодексу путешественника.
В каждом походе у нас один участник в группе ведёт Дневник погоды, есть хронометрист, мы работаем с картой, есть свой эколог. После похода составляется отчёт с техническим описанием маршрута.
Мы наглядно знакомимся с географией родного края, расширяем кругозор, учимся наблюдать, знакомимся с интересными людьми, учимся уважать традиции коренных народов, гордимся своими традициями.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал. (К.Симонов)
Моя Малая Родина – Иркутская область – часть нашей Родины.
Вывод:
Краеведение = краелюбие. Оно во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом.
Походы - средство расширения знаний о богатстве природного
наследия родного края.
Походы прививают осознанное чувство любви и интереса к своей «малой родине».
Я считаю, что моя гипотеза о том, что краеведческая работа в походе способствует расширению знаний о богатстве природного наследия родного края подтвердилась.
V.Библиография
Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей / Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. – М.: Советский спорт, 2005. – 324 с.
Российская педагогическая энциклопедия
Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000. — С. 159—173.
Мельхеев М.Н. «Происхождение географических названий Иркутской области». - Восточно-Сибирское книжное издательство, 1964
Словарь кетско-русский и русско-кетский: Учеб.пособие для уч-ся – СПб.: Издательство «Дрофа», Санкт-Петербург», 2002. – 240 с.
Д. Стахеев. Очерк «Байкал»
Моргунов О. А. Доклад «ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И МОЛОДЁЖЬЮ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Из опыта работы». – Ангарск, 2016 г.
Ильина Т. А. Отчёты о походах 1к.с. (по Малому морю, пеший), 2-й к.с.(сплав по Нижнему Иркуту; Долина вулканов- пеший).
Интернет: Долина вулканов.
VI.Приложение
1.Карта Малого моря
-11303061595
2. График движения:День пути Дата Участок пути (от – до) Протяжённость, кмПерепад высот, м Чистое ходовое время Определяющие препятствия на участке Метеоусловия
(t°С сред.)
1 25.03. пос. Курма – м. Ядыртуй17 5 ч. ледовый участок,
становая щель ветер, вечером небольшой дождь
2 26.03. м. Ядыртуй – м. Зундук23 6ч ветер
3 27.03. м. Зундук – зал. Нюргайская губа 16 4ч лёд, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см ветер
4 28.03. зал. Нюргайская губа - радиальный выход на м. Хобой24 6ч лёд, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см ветер, снег
5 29.03. зал. Нюргайская губа – Сарайский залив 15 3ч ветер
6 30.03. Сарайский залив – о. Огой 27 6ч ветер
7 31.03. о. Огой – пос. МРС 16 3ч30м пропариныветер
7 дней С 25.03 по 31.03. 2015 г. Итого: 138 33ч30 лёд, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см, на протяжении всего маршрута t°C средняя 4,4о
Дневник погоды
день вечер
дата темп-раоблачность явления ветер темп-раоблачность явления ветер
25 марта +5o ясно кратковрем. дождь сев.2м/с+3o облачно кратковрем. дождь восточн.,
4м/с
26 марта +4o пасмурно юз2м/с +2o пасмурно юз2м/с
27 марта +5o пасмурно 1м/с ЮЗ +2o малооблачно ю 2 м/с28 марта +2o малооблачно СВ 3м/с +1o пасмурно снег ЮЗ 2м/с29 марта + 7,5o малооблачно ЮЗ +4o пасмурно З 2м/с
30 марта + 7,5o ясно З 2м/с +6o ясно
Ю 1м/с
31 марта + 7,5o ясно
С 2м/с +5o ясно +5,5o 3,3o Фотографии. Малое море
34429701905 торосы
Скала «Три брата» мыс Хобой
4124960202565 На берегу Сарайского залива о-в Харанцы
О-в Огой, ступа
График движения (р.Иркут)
День пути Дата Участок пути (от – до) Протяжённость, кмПерепад высот, м Чистое ходовое время Определяющие препятствия на участке Метеоусловия
(t°С сред.)
1 11.06
г. Ангарск – пос. Анчукавто 140 - -
- облачно,без осадков, 18о С2 12.06
пос. Анчук – Малый порог
29 - 5 ч.
шивера Куличья, шивера Зубкогонская, порог Малый ясно, 21,6о С3 13.06
Малый порог – порог Бык
35 - 6 ч.
порог Большой, порог «Косая шивера», порог Бык
облачно, временами дождь,
23о С4 14.06
порог Бык – пос.Шаманка
34 - 6 ч. порог Бык, порог Мотский, шивера,
порог Муромский ясно,
21о С, кратковременный дождь
5 15.06
пос.Шаманка – пос. Введенщина25 - 5 ч. ----------- ясно,
23,3о С6 16.06
пос. Введенщина – г.Иркутск – г. Ангарск28;
44 - 4 ч. ------------ 21,6о С6 дней С 11июня по 16 июня 2015 г. Итого: 151 (+188 авто) - 26 ч.
8 ч. t°C средняя
21,4о СКарта сплава
Техническое описание
Дата: 11.06.15 День 1-й
Погода 7:00
17°СПогода 13:00
18°СПогода 21:00
19°СМаршрут дня: г. Ангарск – пос. АнчукПротяжённость, кмПерепад высот, мЧистое ходовое время
140 (авто) - -
Текст хронометриста о пройденном маршруте……..
Дата: 12.06.15 День 2-й
Погода 7:00
16°СПогода 13:00
27°СПогода 21:00
22°СМаршрут дня: пос. Анчук – Малый порог
Протяжённость, кмПерепад высот, мЧистое ходовое время
29 - 5 ч.
Текст хронометриста……..
И т.д.
фотографии
30029151905
Учимся страховке с берега самосплав (обучение)
3002915139065473710138430
Долина вулканов
Район - Россия, республика Бурятия, Окинский район; Тыва;
Восточный Саян, хребет Большой Саян, Долина вулканов.
Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части маршрута (км) продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней пеший
II 168,6 км 14 дней 12 31июля – 13 августа
2015 г.
График движения:
День пути Дата Участок пути (от – до) Протяжённость, кмПерепад высот, м Чистое ходовое время Определяющие препятствия на участке Метеоусловия
(t°С сред.)
Этап I: начало 1 31.07 г. Иркутск – пос. Орлик, берег р. Ока 458 авто - - - 2 1.08
пос. Орлик, р. Ока – зим. Хурген-Тала – р. Хадарус41км-авто;
16,5 пеш. +442 3ч.50м. болото, переправа через р. Хадарус13о
(пасмурно) (перем. облачн).,
мелкий дождь
3 2.08 р. Хадарус – устье р. Даргыл. Переправа ч/з р. Сенца, место нахождения первой заброски на техническое кольцо 22 -352
+62 5ч.15м. переправа через р. Хойто-Гол, р. Даргыл, р.Дунда-Гол, р.Сенца 18,3о
(ясно)
Этап 2: техническое кольцо 4 3.08 устье р. Даргыл – зона леса р. Даргыл. 13 + 760 3ч.25м. 2-й брод через р.Даргыл19,3о
(дождь)
5 4.08 зона леса р. Даргыл – пер. Невидимка (н/к, 2560м) - 1 лев.приток р. Хэлгин (Базовый лагерь) 10 +260
-462 5ч.50м. перевал Невидимка (н/к), брод р. Хэлгин, курумник, снежники 17,6о днём кр.врем. сильные, ветер, ночью
6 5.08 базовый лагерь днёвка 15,6о
короткий
7 6.08 Базовый лагерь –пер. Хэлгин (н/к, 2395м) - Чойган (мин. ист.) 17 +297
- 865
+30 6ч.25м. перевал Хэлгин, курумник19,6о
8 7.08 Чойган (мин. ист.), полуднёвка– пер. Чойган-Дабан (н/к, 1931м) – р. Дунда-Гол10 +371
-331 4ч. перевал Чойган-Дабан18,60
кратковр. , гроза
9 8.08 р. Дунда-гол - Мин. ист. Хойто-Гол (место второй заброски) 18 -60
+180 5ч. броды 22,3о
Этап 3: Долина вулканов 10 9.08 Мин. ист. Хойто-Гол - пер. Черби (н/к, 2420м)-базовый лагерь у вул. Перетолчина19,46 +700
-220
-240
5ч.20м. перевал Черби, переправа через р. Хадарус, заболоченность 190
вечером сильный,
ветер
11 10.08 радиальный выход на вул. Перетолчина (н/к, 2044м), полуднёвка2 (+2) +84
-84 3ч. восхождение на вершину, брод 18,60
кратковрем.
Этап 4: Завершение маршрута 12 11.08 базовый лагерь у вул. Перетолчина – р. Хадарус –
оз. Толото-Нур26,650 - 120
- 440 8ч. броды 15,60
13 12.08 оз. Толото-Нур - зим. Хурген-Тала14 -12 3ч. 5м. болото, брод 15,30
14 13.08 зим. Хурген-Тала – улус Шаснур – г. Иркутск 499 авто (11ч.) 17,6о
ветер
14 дней С 31июля по 13 августа 2015 г. Итого: 168,6 +3186 м
-3186 м
=
6372 м
( + )
53ч.10м t°C средняя
17,7о
Карты маршрута
Техническое описание (пример)
Дата: 1.08.15 День 2-й
Погода (пасмурно)
7:00: +17°СПогода (перем. облачнмелкий 13:00: +20°СПогода
21.00: +12°СМаршрут дня: п. Орлик, р. Ока – зим. Хурген-Тала - зим. р. ХадарусПротяжённость, кмПерепад высот, мЧистое ходовое время
41км-авто+16,5 км +442 3ч.50 мин.
2381885138430-56515108585
р. Хадару́с (1А) – образуется при слиянии рек Барун-Хадарус и Зун-Хадарус, впадает в реку Сенца; после дождей – серьёзное препятствие на пути по Сенце от Орлика до минеральных источников Хойто-Гол и Чойган.
Предположительно, название реки тувинского происхождения. "HYPERLINK "http://nature.baikal.ru/toponim.shtml?lang=t&word=%ea%e0%e4%fb%f0" \l "pnt"Кадыр-ос" по-тувински означает "горная" (река). По-бурятски же это звучит "хада-HYPERLINK "http://nature.baikal.ru/toponim.shtml?lang=b&word=%f3%f1" \l "pnt"ус" ("HYPERLINK "http://nature.baikal.ru/toponim.shtml?lang=b&word=%f5%e0%e4%e0" \l "pnt"хада" — "гора").
h=1830м.
Фотографии
Хойто-Гол Халун-Ухан-5651540640
Переправа через р. Дунда-Гол техническое кольцо
Дата: 3.08.15 День 4-й
Погода
7:00 +18°С Погода
13:00 +22°С Погода
21:00 +18°С
Маршрут дня: устье р.Даргыл –зона леса р.Даргыл
Протяжённость, кмПерепад высот, мЧистое ходовое время
13 км + 760м 3ч.45м.
266382558420
27412956667527051066675
пер. Хэлгин (Пятиозёрный)
пер. Невидимка
30740351905 спуск к р. Хэлгин236855635003240405154940
7874096520
пер. Пятиозёрный (Хэлгин)
3375025-3810
перевал Чойган-Дабан
280670065405222259525
Мин.источники Чойган (Тыва)
минеральный бассейн- Хойто-Гол в кратере вулкана ПеретолчинаТаблица перепада высот (по дням)
день Высота объекта в метрах Разница высот между объектами
подъём спуск
2 зим. Хурген-Тала1388м р. Хадарус1830м +442м 3 р. Хадарус1830м зим. Халун-Ухан, мин.ист. 1478м - 352м
устье р. Даргыл 1540м +62м 4 устье р. Даргыл1540м ЗЛ р. Даргыл2300м + 760м 5 ЗЛ р. Даргыл2300м пер. Невидимка 2560м + 260м р. Хэлгин (базовый лагерь) 2098м - 462м
6 днёвка 2098м - -
7 р. Хэлгин (базовый лагерь) 2098м - -
пер. Хэлгин (Пятиозёрный) 2395м + 297м р. Аржан-Хем1530м - 865м
мин. ист. Чойган1560м + 30м 8 мин. ист. Чойган1560м пер. Чойган-Дабан1931м + 371м р. Дунда-Гол, ЗЛ 1600м - 331м
9 р. Дунда-Гол, ЗЛ 1600м р. Сенца 1540м - 60м
мин. ист. Хойто-Гол1720м + 180 10 мин. ист. Хойто-Гол1720м пер. Черби2420м + 700м нижнее озеро под перевалом 2200м - 220м
График перепада высот
Анкета.
Опросили 35 человек, из них 11 – взрослые, 24 – учащиеся школ г. Ангарска (участники походов).
Вопросы:
Какие памятники природы на Байкале вы знаете?
Назовите населённые пункты, расположенные вдоль р. Иркута.
Знаете ли вы о происхождении названий посёлков Шаманка, Введенщина, Баклаши, Смоленское; р Иркут, оз.Байкал?
Можете ли вы назвать места, связанные с рождением и деяниями героя эпоса народов Азии "Гэсэр"?
Какие легенды и предания о Байкале вы знаете?
Ответы:
Назвали мыс Хобой – 10 человек,
мыс Саган-Хушун – 9 чел.,
мыс Бурхан – 12 чел.,
о. Огой – 16 чел.
Назвали населённые пункты: Смоленское, Баклаши, Введенщина.
О происхождении названий посёлков Шаманка, Введенщина, Баклаши, Смоленское дали приблизительные ответы - 16 чел., варианты названий р. Иркут, оз.Байкал дали все.
Места, связанные с рождением и деяниями героя эпоса народов Азии "Гэсэр".
Назвали Бурятию 12 человек (уч-ся изучают «Гэсэр» по литературе Восточной Сибири), более точного ответа не дал никто.
Легенду о Байкале и Ангаре назвали все, предание об омулёвой бочке – 28 чел., назвали легенды о байкальских ветрах, об Ангаре и Иркуте – 16 чел.
Аннотация
В данной работе излагаются полученные в ходе туристическо-краеведческой деятельности сведения о природных, ландшафтных и др. памятниках природы Иркутской области, о происхождении названий некоторых гидронимов и топонимов. В работе рассматривается изучение своей страны с “малой Родины”.
Предлагаемая работа может использоваться как дополнительный материал учащимися и учителями при изучении географии Иркутской области.
Отзыв
Краеведение - основа нравственного воспитания народа, уже в средней школе, с юных лет приучающего к сохранению своими руками культурного и природного наследия (Д.С. Лихачев,1998г.).
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Туристско–краеведческая деятельность позволяет обучающемуся знакомиться со своим краем, изучать свою страну с “малой Родины”, познавать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Русский писатель и общественный деятель начала XVIII в. Николай Иванович Новиков (1744-1818) в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слушать и чувствовать». В походах процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т.д.. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, родного края, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. Это спорт и здоровый образ жизни. Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности (коммуникативный компонент, лидерство, способности к организации и самоорганизации).
Занятия топографией, ориентированием на местности и тактикой движения в горах и тайге имеют большое значение для военно-прикладных знаний и допризывной подготовки, для выполнения нормативов по туризму, комплекса ГТО.
Работа ученика 9 класса МБОУ «СОШ № 25» Илюшина Владислава направлена нарасширение знаний детей о богатстве природного и культурного наследия края (традициях, быте, народе);
формирование чувства патриотизма через осознанное чувство любви и интереса к своей «малой родине»;
воспитание гордости своим Отечеством;
пропаганду здорового образа жизни
и может быть использована как дополнительный материал при изучении географии Иркутской области (краеведение, работа с картой, дневник погоды, географическое положение, происхождение названий и т.д., фотографии). Также данный материал можно использовать на уроках литературы Восточной Сибири.
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДТДиМ» г. Ангарска
высшей квалификационной категории,
спасатель 1-го класса Юго-Западного ПСО г. Ангарска (ОГБУ «Аварийно- спасательная служба Иркутской области») ________________ Моргунов О. А.