Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова)
Мастахский филиал Вилюйской детской школы искусств им. М.Н. Жиркова Респупблики Саха (Якутия)
Сценарий открытого урока
На тему: Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»
(в обработке М. Булатова)
Провела: преподаватель Балагаччинского ДШИ
Алексеева Антонина Григорьевна
Вилюйск. 2015г.
Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и Медведь» (в обработке М. Булатова).
Задачи урока: развивать у детей творческую фантазию, любовь к русским народным сказкам, сопереживание к происходящим в сказке событиям; формировать умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке, передавать смысловую связь предметов в пространстве; совершенствовать умения и навыки работы акварельными и гуашевыми красками, применять смешанную технику для выполнения иллюстрации в цвете.Оборудование урока: карандаш, резинка, акварель, или гуашь. Цветные восковые мелки. Цветная тонированная или белая бумага, баночка для воды. Палитра. Тряпочка и подставка для кистей: иллюстрация к сказкам Ю. Васнецова, Б. Рачева, В. Лосина, детские игрушки ( медведь, кукла).
План урока.
1. Проверка организации рабочих мест.
2. Художественно-содержательный анализ иллюстраций В. Лосина, Ю. Васнецова и Б. Рачева к русским народным сказкам.
3. Беседа о главных героях сказки «Маша и медведь».
4. Выбор сюжетов на тему сказки.
5. Самостоятельная работа детей – рисование карандашом.
6. Подведение итогов урока – анализ карандашных рисуноков.
Ход урока.
Проверка организации рабочих мест.
Художественно – содержательный анализ иллюстраций В. Лосина, Ю. Васнецова и Б. Рачева к русским народным сказкам.
Сказка – это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность. Сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаенные чувства, мечты и чаяния.
Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к народному лубку, вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского национального орнамента.
Одним из художников является Юрий Васнецов.
Для Васнецова мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом.
Поэтому все его герои – храбрый петух, робкий заяц, смешной козленок, неуклюжий и добродушный медведь, веселый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса – вызывают симпатию зрителей.
Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты.
Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам «Кот, петух и лиса», «Репка», «Петушок», «Теремок».
Постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передает сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.
Беседа о главных героях сказки «Маша и медведь»
- Вспомним содержание сказки. Кто в ней главные персонажи? Место, где происходит действие.
Учитель анализирует иллюстрации В. Лосина, Ю. Васнецова, Б. Рачева к сказкам. Затем все иллюстрации убираются.
- В каком лесу заблудилась Маша? Густой он или редкий, высокие в нем деревья или низкие?
Здесь можно продемонстрировать иллюстрацию Ю. Васнецова к сказке «Три медведя» и проанализировать средства ее художественной выразительности.
Лес изображен темными красками, он густой, мрачный. И, хотя деревья изображены крупно, а девочка нарисована небольшого роста, мы сразу замечаем ее и понимаем, что она – главная героиня. Это происходит потому, что ее яркое светлое платье так хорошо заметно на фоне огромных темных елей.
Выбор сюжетов на тему сказки «Маша и медведь».
Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки.
Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем краской заливаются большие плоскости изображаемого – небо, поле, лес, речка, дома, одежда героев. Далее проработка цветом частей и деталей композиции. При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего. Для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на темном, темное на светлом, контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне.
- Используй и ты эти средства. И помни – все. Чему научился на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и теплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.
5. Самостоятельная работа детей – рисование карандашом.
6. Подведение итогов урока – анализ карандашных рисунков.
Если учащиеся выбрали эпизоды из сказки, когда действие происходит в доме у дедушки и бабушки или в жилище медведя, то можно рекомендовать детям украсить узорами одежду и предметы быта. Следует использовать знания, полученные на предыдущих уроках декоративного рисования.
Использованная литература:
В.С Кузьмин, Т.Я. Шпикалова “Обучение в J классе” (Книга вторая).
Изобразительное искусство. М.,”Просвещение”
В.П. Горошенко “Природа и люди”. Хрестоматия для учителей. М., “Просвещение”
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. “Изобразительное искусство в начальной школе”
Учебник для общеобразовательных заведений. Часть первая. М., “Дрова”.
Демосфенова Г.А. “Как создаются иллюстрации”