Урок математики 1 класс Сложение и вычитание в пределах 10 урок обобщение и систематизация знаний.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: актуализация приобретенных знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10».
Задачи урока:
1. Дидактические, образовательные:
-проверить вычислительные навыки учащихся.
-обеспечить в ходе урока повторение и закрепление пройденного материала;
2. Коррекционно-развивающее:
-коррекционно-логического мышления на основе упражнений в анализе – синтезе;
3. Стимулирование развития у учащихся познавательного интереса с помощью проблемных заданий;
4. Воспитание;
-воспитание интереса к математическим операциям;
-формирование мотивации к учению.
Оборудование урока:
Иллюстрации к сказке «Гуси – лебеди, демонстрационный геометрический материал, карточки с буквами и цифрами. У учеников цветные карандаши, индивидуальные карточки обратной связи, счётный материал.
Ход урока
1. Орг. момент
Дети стоят около учителя.
- ребята, кто из вас любит сказки? Все? Я так и думала. Сегодня я приглашаю вас в одну из них. А в какую сказку, мы сейчас с вами узнаем. Посмотрите на эти иллюстрации и попробуйте отгадать название сказки. (учитель вывешивает на доску изображения героев сказки, среди которых гуси – лебеди, печка, яблоня, лиса, речка, баба-яга, девочка, мальчик. Дети отгадывают название русской народной сказки «Гуси-лебеди», находят лишнего героя (лиса), объясняя, что среди героев этой сказки лисы нет).
- А теперь, друзья, подойдите к партам. Чтобы попасть в сказку, нам нужно посчитать. Считаем по очереди от 1 до 10 (по количеству детей в классе).
- Вы запомнили свои номера? Кто внимательный? Сядет на своё место: 10-й, 2-й, 5-й, и т.д.(звучит спокойная мелодия).
-Вот мы и в сказке. А как вы думаете, это будет простая сказка или математическая?
- Конечно математическая сказка, ведь у нас урок. А раз мы на уроке, давайте, определим его тему. Расшифруйте слово, решив примеры которые записаны на доске. (дети решают примеры, вставляя вместо цифр буквы: 12345678 первого десятка, 1-п, 2-р,3-а,4-з,5-д,6-н,7-и,8-к. на доске открывается слово, дети читают название темы: праздник первого десятка).
- Если у нас такая необычная тема, то чем же мы будем заниматься на уроке, как вы думаете?
- Конечно же, будем считать, решать примеры, задачи, но ведь мы с вами в сказке. Помните, как гуси-лебеди унесли братца? Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, речке. Но прежде чем помочь девочке, они просили её исполнить их желание. Девочка, конечно, спешит, торопится, ей трудно эти задания выполнять. А нас много, давайте девочке поможем. В конце урока мы и узнаем, спаслись ли дети от гусей-лебедей и бабы-яги, хорошо ли мы им помогали, и кто из вас старался лучше других.
- Откройте все тетради. Вы видите, в тетрадях у вас лежит листок. Это лист самооценки. При выполнении задания вы будете себя оценивать, за правильно выполненное задание ставите +, а за не правильно выполненное задание ставите - .
- Для этого сядем за партами правильно, посмотрите, правильно ли у вас лежит тетрадь? Выполним разминку для наших рук и пальчиков, чтобы они в тетрадях писали красиво и не устали.
2. Первое задание: Игра на развитие памяти.
- Бросилась девочка догонять Гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела, стоит печка. Она говорит: «Печка-матушка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?» А печка отвечает: «Выполни моё задание – скажу»! Девочка отвечает: «Некогда мне, надо братца выручать»!
- Ребята, а давайте мы ей поможем? Посмотрите, какие пирожки испекла печка. На какие геометрические фигуры похожи пирожки, какого они цвета и в какой последовательности они расположены. ( белый - квадрат, синий - треугольник, красный -круг, зелёный - овал). Закройте глаза, повторите. Отройте глаза, возьмите цветные карандаши и нарисуйте пирожки – фигуры в той же последовательности, того же цвета.
Учитель открывает фигуры на доске. Дети сравнивают со своими фигурами в тетрадях. Кто выполнил правильно возле цифры 1 ставит знак +, а кто допустил хотя бы одну неточность ставит - .
3. Второе задание: Игра на развитие внимания.
- Показала печка девочке дорогу побежала она дальше. Бежала, бежала, видит, стоит яблонька. Девочка говорит: «Яблонька-матушка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели»? а яблонька отвечает: « Выполни моё задание – скажу»! «Некогда мне», - говорит девочка. Ребята, надо выручать нашу девочку. Соберите яблоки с яблони, на обратной стороне вы найдёте выражения на сложение и вычитание. Надо найти значение выражений. Но в тетрадь записать только те выражения, значение которых равно 7. ( проверка задания, дети оценивают свою работу).
4. Третье задание: Повторение темы сумма и разность длин двух отрезков.
- Дальше бежит девочка. Течёт на её пути молочная река кисельные берега. Она говорит ей: «Молочная река кисельные берега, скажи, куда Гуси-лебеди полетели»? «Выполни моё задание скажу», -говорит река.
- По реке плывут 2 соломинки. Длина первой 5 сантиметров, длина второй 3 сантиметра. Найдите сумму длин двух этих отрезков. (проверка работ, самооценка).
5. Четвёртое задание: Задание на развитие логического мышления.
- Подбежала девочка к избушке на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. На крыше её сидят Гуси-лебеди. Только их лапы видны. Посчитала девочка лапы, их оказалось 6. сколько у Бабы-яги Гусей-лебедей, если 6 лап торчат? Запишите количество гусей себе в тетрадь. Зашла в избушку, а там Баба-яга сидит Иванушке вопросы задаёт. Из-за куста торчат 6 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков спряталось? Ответ запишите себе в тетрадь. Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 7 хвостиков? ( проверка задания, самооценка).
6. Физминутка.
- Отвернулась Баба-яга, девочка подхватила братца на руки и побежала. Баба-яга за ними в погоню Гусей-лебедей отправила. Сестра с братцем бежит, торопится. Пока они бегут, давайте мы с вами встанем и отдохнем. Проведем физминутку:
Это – правая рука
Это – левая рука
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
7. Пятое задание: Повторение темы увеличить на, уменьшить на.
- Подбежала девочка с братцем к молочной реке и просит её: «Молочная река, спрячь нас»! река отвечает: «Ответь на мой вопрос тогда спрячу». По реке плывут числа, увеличь каждое число на 2, запиши полученные выражения в тетрадь и найди значение выражений. ( проверка, самооценка).
- Спрятала река ребят Гуси-лебеди мимо пролетели, не заметили их. Выбежали дети, бегут дальше. Гуси-лебеди увидели их, летят, вот-вот догонят.
8. Шестое задание: Математические задачки в стихах. Развитие навыка устного счёта.
- Бегут дети, видят яблонька стоит. Девочка просит: «Яблонька спрячь нас с братцем»! а яблонька отвечает: « Выполни моё задание, спрячу».
К серой цапле на урок
Прилетели 7 сорок
А из них лишь 3 сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок?
Семь гусей пустились в путь
Два решили отдохнуть
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Сидят рыбаки
Стерегут поплавки
Рыбак Корней
Поймал двух окуней
Рыбак Евсей
Четырёх карасей
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
Ну-ка сколько всех ребят
На горе катается?
Двое в саночках сидят
Один дожидается.
- Полученные выражения записать в тетрадь. (проверка, самооценка).
- Заслонила яблоня детей ветвями. Гуси-лебеди не увидели их, пролетели мимо. Дети выскочили и побежали дальше.
9. Седьмое задание: Домашнее задание.
- Бегут дети, Гуси-лебеди вот-вот догонят. Подбегают они к печке и просят, чтобы она их спрятала. Но печка опять приготовила для деток задание. Печка, давай мы твои задания дома выполним. Передала печка мне свои задания, а я вам их в тетрадях написала, это будет вашим домашним заданием. Если вы всё правильно выполните, то печка спрячет ребят и Гуси-лебеди не поймают их, но если вы плохо справитесь с домашней работой, то пропадут наши герои.
10. Итог урока:
- Вам понравился урок?
- Какое задание для вас было самым сложным?
- Какое задание было самым интересным?
(Учитель собирает тетради и листы самооценок, проверяет, анализирует объективность ребят).
15