Конспект урока по географии 5 класс Мировой океан и его части
23 ур. Тема «Мировой океан и его части»
(Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана - температура и соленость. Движение воды в океане - волны, течения).Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Задачи урока:
Рассмотреть географические особенности Мирового океана
Познакомить учащихся с особенностями вод Мирового океана, его составными частями.
Раскрыть особенности природы океанов Земли.
Сформировать представление о единстве Мирового океана.
Тип урока: « открытия» нового знания
Форма урока: урок-путешествие
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, в групе; воспитание интереса к географии как науки.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самоконтроля знаний и умений; развитие навыков творческого мышления и умения решать нестандартные задачи.
Предметные развивать умение работать с различными источниками информации, объяснять географические особенности природы Мирового океана, выделять составные части и определять их отличительные черты.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная
Средства обучения: проектор,карта океанов, контурные карты (маршрутный лист), презентация по теме урока, интерактивное наглядное пособие по географии «Карта океанов
Понятия и термины: море, залив, пролив, волна, течение,.Географическая номенклатура: Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина.
Опорные знания: гидросфера, состав гидросферы
Ход урока.
I. Организационный этап.
1.Приветствие, психологический настрой.
Учитель:- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.
- Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Если будет трудно, мы вместе преодолеем преграды.
2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.
Учитель:-Как вы думаете, что нам потребуется сегодня на уроке? (дети: учебник, тетрадь…)
Учитель: -Итак, приступаем к работе.
На уроке вам предстоит работать в группах, в парах, индивидуально.
II. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 1)
Учитель:- В своей книге «В мире безмолвия» французский океанолог Жак Ив Кусто пишет о том, что можно приспособить человека к подводной среде…. (слайд 2)
III. Актуализация знаний.
Учитель:- О морях, водных пространствах слагают стихи, поют песни, но согласитесь, знаем мы о морях и океанах только самое необходимое. А есть ведь ещё и много всего дополнительного, неважного, но не менее интересного.
(Слайд 3)
Учитель:- Эпиграфом к уроку будут слова Жюль Верна« Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны»
Учитель:- Проблемный вопрос: имеет ли границы Мировой океан? на который мы должны получить ответ в конце урока.
IV. Изучение нового материала. (Слайд 4)
Учитель:- Ребята, чей это портрет? Что вы знаете о нём?
Ученик:- В 1519-1522гг состоялась экспедиция Ф.Магеллана на 5 кораблях. Маршрут: от берегов Испании через Атлантический океан к Ю.Америке через Магелланов пролив в Тихий океан, Филиппинское море, Южно-Китайское море, Филиппинские острова, Зондские острова, Индийский океан, южная оконечность Африки, Испания- участниками были 234 человек- 18 вернулись.
Учитель:-Какие крупные водные пространства преодолела экспедиция ? Ученик:- Океаны.
Учитель:- Итак, давайте нанесем названия океанов на контурные карты (Слайд 5)
Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек.
(Слайд 7). Учитель:- Выделите отличительные черты каждого океана, на основе анализа карт атласа, текст и в учебнике (с.100) составьте описание океанов по плану.
Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам (групповое выполнение задания). Оформляют ответы в виде таблицы.
Название океана
С какими другими океанами связан?
Наибольшая глубина
Какое место занимает по площади?
Тихий океан
Атлантический океан
Индийский океан
Северный Ледовитый По результатам работы формулируются выводы:
самый большой по площади океан;
самый глубокий;
океан, омывающий наибольшее количество материков.
Ученик: « А у меня в атласе есть название Южного океана.»Учитель: «Я предлагаю вам подискутировать на тему пятого океана, высказать точку зрения!»
Работаем в группе, готовим свои аргументы, защищая свою точку зрения. Кто будет готов первым –поднимите руки. «за» «против»
1. Мой довод «за» выделение Южного океана, т.к. вода в нём уникальна.
1. На физической карте я не нашёл у Южного океана границы.
2. Я нашла на карте срединные океанические хребты в Южном океане.
2. На карте я увидела, что у Южного океана хребты – части срединных океанических хребтов Тихого, Индийского и Атлантического океанов.
3. Южный океан имеет холодное течение Западных ветров.
3. Исследуя карту я пришла к выводу, что в Южном океане нет схемы поверхностных океанических течений, к тому же нет и теплого течения.
4. Я увидела на карте, что Южный океан можно выделить за счёт площади других океанов.
4. Я посчитала, что площадь океанов уменьшается, если выделить Южный.
Вывод: -1.Наша группа считает, что необходимости в выделении пятого, Южного океана нет, потому что это части 3-х океанов.
-2.Наша группа считает, что необходимости в выделении пятого, Южного океана есть, так как в южной части Атлантического, Индийского и Тихого океанов границы между ними весьма условны.
В России обычно не принято выделять Южный Ледовитый океан, однако в 2000 году Международный гидрографический союз принял разделение на пять океанов.
Но учёные окончательно ещё не пришли к единому мнению. Споры продолжаются. Как знать, может быть кому –то из вас придётся решить спорный вопрос.
Учитель:-Через какие географические объекты проходила экспедиция Магеллана (кроме океанов)?
-Моря, проливы, заливы.
«Собрать» определение понятий (Слайд 8)
Пролив –относительно узкое водное пространство, разделяющее какие-либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.
Море – часть океана, огражденная участками суши и рельефом дна, отличающаяся своими свойствами и животным миром
Залив – часть водоема, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоема.
Учитель:-На интер. карте красными кружками обозначены самые крупные моря.
-Найдите их на карте атласа и скажите их названия. (Филиппинское, Аравийское, Коралловое, Южно-Китайское). Давайте нанесем на контурные карты.
Учитель:-Сейчас найдите на карте атласа самые крупные заливы на земной поверхности (это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы- Скажите, частью какого океана они являются. (Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического).
- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.
- Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар.
Учитель: Давайте нанесем на контурные карты проливы
Учитель: Как называется водная оболочка земли?
Учитель: Кто был на море? Расскажите о своих впечатлениях?
Ученица: - Когда я была на море, то пробовала воду на вкус. Морская вода очень соленая. Я прочитала в учебнике, что в ней поваренной соли 85% всех растворённых веществ. Ещё вода была теплая, но купаться не всегда было безопасно, потому что иногда на поверхности моря образовывались очень большие волны, когда поднимался сильный ветер. (Слайд 9)
- Волны. Причины волн? (с.99)
Течения
Учитель: В романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» потерпевшие кораблекрушение моряки бросили бутылку с письмом, в которой сообщали свои координаты. А другие моряки её выловили. Причём бросили бутылку в Тихом океане, а выловили – в Атлантическом. Давайте ответим - почему?
Творческое задание-работа в группах. Исследуйте карту, загляните в учебник и найдите ответ.
У вас были творческие задания опережающего характера (с.99, рис.54):
(слайд 10). Ученик:-Я- теплое течение. Меня зовут Гольфстрим. У меня нет берегов. Моя температура выше температуры окружающей воды.
Место моего рождения восточные берега Северной Америки в Атлантическом океане. На карте мой путь обозначен красными стрелками вдоль берегов Северной Америки и западных -Евразии (обозначьте его на контурной карте). Моя скорость 10км/ч, длина -3тыс. км, ширина сотни километров. Постоянные ветры гонят меня в путь.
Ученик: Я – холодное течение. Меня зовут течение Западных ветров. Моя температура ниже температуры окружающей воды.
Я самое мощное: длина-30 тыс.км, ширина 2500км, скорость- 3,5 км/ч. Каждую секунду я переношу воды в 20 раз больше, чем все реки земного шара. Причиной моего путешествия являются постоянные ветры. Мой путь лежит вокруг Антарктиды.
-Проведите самостоятельное исследование по карте, учебнику. Чего больше на карте воды или суши? Есть ли название на карте Мировой океан? (слайд 11). (с.98)
(Ученик: В результате исследования я установила, что на карте « названия Мировой океан» нет , потому что Мировой океан-это совокупность всех океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого.
Ученик:- Я выяснил из текста учебника, что площадь земного шара-510 млн.кв.км, суши 149 млн. км. кв. Я высчитал, что площадь океана 361 млн.км.кв. и занимает 3/4 поверхности Земли.
Ученик:- Я для сравнения посчитал во сколько раз площадь России меньше Мирового океана. У меня получилось в 21 раз. Я пришла к выводу, Мировой океан-это самый большой водоём планеты.
(Слайд 12) Ответ на проблемный вопрос.
Мировой океан окружает Землю непрерывающимися водами и образует единую океаносферу. Из любой его точки можно попасть в любую другую, а доказательством служит кругосветное путешествие экспедиции Ф.Магеллана.
- Закрепление (Слайд 13)
Ученик:-А теперь займемся выполнением творческого задания и составим синквейнСинквейн на тему Море
Существительное
море
Два прилагательные
черное, красное
Три глагола
волнуется, бушует, синеет
Одно предложение
часть Мирового океана, обособленная сушей
слово
вода
VI. Рефлексия.
Опрос - итог
Что на уроке было главным?
Что было интересным? (следует различать главное и интересное)
Что нового сегодня узнали?
Чему научились?
Где могут пригодится знания? В каких профессиях?
Как зовут людей, которые изучают океан?-океанологи
Слайд 20
Подведение итогов.
Учитель: Какая была тема нашего урока? «Мировой океан и его части». (возвращаемся к целям и задачам)
Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Задачи урока:
Рассмотреть географические особенности Мирового океана
Познакомить учащихся с особенностями вод Мирового океана, его составными частями.
Раскрыть особенности природы океанов Земли.
Сформировать представление о единстве Мирового океана.
VII. Домашнее задание (слайд 15):
Изучить материал параграфа 19 и нанести на контурную карту географические объекты, указанные в тексте.
Дополнительный материал:
Высота океанских волн может превышать 30 метров!
Практически во время каждого глубоководного погружения обнаруживается новый вид морских существ!
Если система циркуляции воды (глобального конвейера) нарушится, то Гольфстрим может остановиться, и тогда в Англии, вероятно, будет такой же климат, как на Аляске!
Если бы все океаны испарились, то планета оказалась бы покрытой слоем соли толщиной в 50 метров!
Средняя глубина океанов примерно в пять раз превышает средний подъем земли. Если в Марианскую впадину поместить Эверест, то его вершина окажется под водой на глубине 2х километров!
Вода, которая опускается на дно в районе Арктики, через 150-250 лет выйдет на поверхность на экваторе!
Вес океанского планктона в целом больше, чем вес всех дельфинов, рыб и китов, вместе взятых!
Океаны нашей планеты прячут в своих глубинах горные хребты выше Гималаев. Впадины и ущелья могут соперничать пейзажами с американским Гранд Каньоном!
Экосистема океанов существовала за 3 млд. лет до появления животных и жизни на земле.
Большая часть поверхности земного шара покрыта океаном - около 71%. На сегодняшний день изучено всего около 10% этой территории.
По оценкам, около 70% всех форм жизни на Земле находится в океанах.
Самая глубокая точка мирового океана - марианская впадина, её глубина составляет примерно 11 км. Если опустить Эверест на дно марианской впадины, то над ним останется ещё больше километра воды.
Давление в самой глубокой точке мирового океана составляет более 11 тысяч тонн на квадратный метр. Тем не менее, там есть жизнь.
В каждом литре океанической воды содержится около 0.02 миллиграмма золота.
Вода Атлантического океана содержит столько же питательных веществ, сколько 20 тысяч урожаев, собираемых в год на всей суше.
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительные ресурсы морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
Каждый день с поверхности мирового океана испаряется около 1 триллиона тонн воды.
В океанах сосредоточено 97% земной воды. А общая площадь Мирового океана — 375 миллионов кв. км. Океану — около 4 миллиардов лет. Учение о земных океанах называется океанологией.
Мировой океан и его части - основная часть гидросферы, непрерывная но не сплошная водная оболочка, окружающая материки и острова, обладающая общностью солевого состава. На карте « названия Мировой океан» нет, составными частями Мирового океана являются - океаны, моря, заливы и проливы.
Площадь земного шара - 510 млн.кв.км, суши 149 млн. км. Все остальное пространство занимает Мировой океан. Материками и островами Мировой океан разделен на части - океаны.
Воды Мирового океана находятся в постоянном движении, которое охватывает почти всю толщу воды. Колебательные и поступательные движения обычно сочетаются при преобладании какого-либо одного. Волнения - преимущественно колебательные движения, течения - поступательные. Хотя главной причиной волнения являются ветры на поверхности океана, велико значение волн, образованных землетрясениями, извержениями вулканов (сейсмические волны - цунами) и приливами. Самая низкая точка ложбины волны называется подошвой, самая высокая - гребнем. Важнейшими характеристиками волн являются - длина волны (расстояние между соседними гребнями и подошвами) и высота (расстояние между подошвой и гребнем).
Я - теплое течение. Меня зовут Гольфстрим. У меня нет берегов. Моя температура выше температуры окружающей воды.
Место моего рождения восточные берега Северной Америки в Атлантическом океане. На карте мой путь обозначен красными стрелками вдоль берегов Северной Америки и западных -Евразии (обозначьте его на контурной карте). Моя скорость 10км/ч, длина -3тыс. км, ширина сотни километров. Постоянные ветры гонят меня в путь.
Я - холодное течение. Меня зовут течение Западных ветров. Моя температура ниже температуры окружающей воды.
Я самое мощное: длина-30 тыс.км, ширина 2500км, скорость- 3,5 км/ч. Каждую секунду я переношу воды в 20 раз больше, чем все реки земного шара. Причиной моего путешествия являются постоянные ветры. Мой путь лежит вокруг Антарктиды.