Методическая разработка урока географии. 6 класс. Тема: Мировой океан и его части.


Урок географии. 6 класс.
Тема: «Мировой океан и его части».Составила: Горошкова М.Е.,
учитель географии МБОУ ООШИ №1

Цель: 
формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Задачи урока:
Образовательные: формировать у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей, совершенствовать практические навыки работы с картами.
Развивающие: продолжить работу по формированию навыков у учащихся работать с учебником, печатным материалом. Развивать умения  логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Воспитательные: воспитывать чувство интереса к открытиям на уроке, самооценки, самоконтроля и дисциплины.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, иллюстрации, учебник, схемы.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Опорные понятия: гидросфера, мировой круговорот воды, Мировой океан, континент, море, залив, пролив, остров, архипелаг, полуостров.Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
УЧИТЕЛЬ:
Здравствуйте ребята, садитесь по группам (треугольники – I группа, круги – II группа, прямоугольники - III группа). Я очень рада видеть вас! От всего сердца хочу подарить вам свою улыбку в надежде, что вы мне ответите тем же. Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодняшний урок нам позволит подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу.
В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умения, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте двигаться вперед и успех придет. Проверьте вашу готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.
Приём «Пресс».
Какую роль в географической оболочке играет гидросфера?
Ответьте, начиная словами:
«Я считаю...» (без гидросферы невозможна жизнь на Земле).
«Потому что...» (все живые организмы в своем составе имеют воду).
«Например...» (80 % тела человека — вода).
«Таким образом...» (гидросфера — важнейшая составляющая географической оболочки, колыбель жизни на нашей планете).
Индивидуальное задание.
220345055753000Задание. Для способных учащихся: Нарисуйте на доске схему и объясните мировой круговорот воды. Для слабоуспевающих учащихся: учитель предлагает готовую схему для ответа.
Схема.
Приём «Эстафета».
Ученики поочередно называют составляющие гидросферы.
Целеполагание.
Проблемный вопрос, выход на тему урока.
Учитель предлагает каждой группе пройти 3 станции и попробовать определить тему урока, её основную цель и задачи.
I станция. Перед вами 4 колбы с цветной водой. Что это за «цветные» объекты? Где вы можете встретить такие чудеса? Запишите свой вариант ответа.
II станция (просмотр видеофильма): Просмотрите фрагменты из знакомых мультфильмов. Что объединяет эти совершенно разные по содержанию мультики? Запишите свой вариант ответа.
III станция: перед вами постер – с 4-мя группами различных предметов. Посмотрите внимательно на картинки. Попробуйте с каждой тройки выбрать лишнее. Что общего между этими «лишними» изображениями? Запишите свой вариант ответа. А что же объединяет содержание этих заданий? Пожалуйста, ребята, какая же тема сегодняшнего урока?
Учитель создает перед учащимися проблемную ситуацию на осознание цели урока, предлагая определить значимые цели урока для каждого ученика: А зачем нам это знать? А может быть наша планета уникальна в том, что большая ее часть это вода?
Учащиеся называют тему урока и формулируют цели и задачи. Высказывают свои точки зрения, предположения для решения проблемы.
Учитель. Вы уже знаете, что Земля существует более 4 млрд. лет. Вероятно, тогда же появилась вода. По теории А. Вегенера, 200 млн. лет назад на Земле существовал один материк, а соответственно, и один океан. Но вследствие движения литосферных плит 65 млн. лет назад образовались шесть материков и четыре океана.
При этом Мировой океан сохранил свою целостность. И сегодня мы заглянем в королевство Мирового океана — чудо природы, которое есть на Земле и объединяет воды морей, океанов, проливов, заливов, и узнаем о его величии и составе. Термин «Мировой океан» был предложен российским океанологом Ю. М Шокальским в 1917 г.
IV. Изучение нового материала.
Предлагаю отправиться в путешествие по нашей планете с целью подтвердить или опровергнуть наше предположение. Маршрутный лист группы – путешественников «Земляне» 6-а класса.
Этап №1.
Площадь Земного шара 510 млн. км2. Площадь суши – 149 млн. км21. Вычислите чему равна площадь Мирового океана? (Ответ: 361 млн. км2).
2. Найдите, где находится Мировой океан?
3. Дайте определение Мирового океана? (Ответ: Мировой океан – это совокупность всех океанов). Приём «Ассоциативный куст».
1934210755650037528507620000
224091580010Мировой океан
00Мировой океан

422063673834122645773834
192976527114500361796527129900
(Ответы обучающихся).
4. Назовите составные части Мирового океана. (Ответ: 4 океана, моря, заливы, проливы).
(Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось).5.Назовите океаны и покажите их на карте.
6. Сравните океаны по площади. (Тихий океан- 179,7 млн. км2; Атлантический - 93,4 млн. км2; Индийский – 74,9 млн. км2; Северный Ледовитый- 13,1 млн. км2).
ВЫВОД.
Этап 2.
1. Определите, о какой части океана идет речь.  
Шириною широко,Глубиною глубоко,День и ночь о берег бьется,Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –И горька, и солона. (Море)
- Пользуясь учебником с.93, дайте определение море.
2. По местоположению выделяют группы морей? Чтобы ответить на вопрос обратитесь к учебнику с.93 и заполните схему.
247370224367МОРЕ
00МОРЕ

178054015494000
40312451041800
Окраинные (моря, расположенные по окраинам материков)  
Внутренние (моря, далеко вдающиеся в материк)
Практическая часть. Распределите моря на группы (Черное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море, Красное море). Проверка.
3. Определите, о какой части океана идет речь.  
Он у моря – как язык,Он берега лизать привык,И пляж в часы разливаОн вылизал на диво. (Залив)
- Найдите в учебнике на с. 93 определение залива.  
Практическая часть. Пользуясь атласом, приведите примеры заливов.
4. Определите, о какой части океана идет речь.
Он ведет из моря в мореНе широк – всего верстаИ в нем, как в школьном коридоре,И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
- Найдите в учебнике на с. 93 определение пролива.
Практическая часть. В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив.
1.Найдите его на карте.
2. Какие океаны соединяет данный пролив? (Ответ: Атлантический и Тихий).3. А какой материк и остров разделяет? (Ответ: Южная Америка и остров Огненная Земля).ФИЗМИНУТКА.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю        
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.(Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Ребята садятся за парты.)
УЧИТЕЛЬ. В Мировом океане находятся огромные участки суши - материки.
Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади.
На карте неподалёку от побережий материков вы заметите отдельные участки суши, со всех сторон окружённые водой. Как они называются - острова.
Острова бывают разных размеров, но все они много раз меньше материков.
- Найдите на карте самый крупный остров на Земле и где он находится? (Ответ: Гренландия, расположен к северо-востоку от Северной Америки). 5. В океане встречаются архипелаги. Пользуясь учебником с. 92 найдите определение. (Ответ: архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга).
Пользуясь учебником с. 92 найдите определение, что называется полуостровами. (Ответ: полуострова – выступающие части суши, с трёх сторон окружённые водой).
- Найдите на карте самые крупные полуострова на Земле. (Ответы: Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный и самый северный полуостров Таймыр).V. Закрепление изученного материала.
Приём «Географический практикум».
Задача. На карте полушарий найдите названия островов и полуостровов по координатам: 20° ю.ш. и 45° в.д. (о. Мадагаскар); 70° с.ш. и 40° з.д. (о. Гренландия); 25° с.ш. и 45° в.д. (п-ов Аравийский); 25° с.ш. и 111° з.д. (п-ов Калифорния).Какой океан похож на «модель»? (Атлантический)
Пролив, соединяющий два моря, два океана, разделяющий два материка, два государства, называется... (Берингов).
Самый большой остров Мирового океана. (Гренландия)
Узкое водное пространство, которое соединяет водоёмы и отделяет участки суши, называется... (пролив).
Небольшой участок суши, со всех сторон окружённый водой, называется... (остров).
Коралловый остров, имеющий форму кольца, называется... (атолл).
Участок суши, соединённый с материком и с трёх сторон окружённый водой, называется... (полуостров).
Итог урока.
А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн по теме сегодняшнего урока. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Пример.
Мировой океан
Великий, Безграничный
Бушует, Манит, Удивляет
Поражает величавостью и противоречивостью.
Дар природы!
Рефлексия. Приём «Делаю вывод».
Ученики оценивают урок словами:
Мне понравилось______________________
Я узнал(ла) ___________________________
Я понял(а) ____________________________
Оценивание учителем работы учащихся на уроке.
Домашнее задание
Для всех:
§ 23, 24.
Выучить определения понятий.
Отметить на контурной карте океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Огненная Земля, Японские, Исландия, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
По выбору:
Творческое задание «Составить рассказ о путешествии маленькой капельки».